Авиация с сибирским характером

Сто лет назад, в 1923 году, был выполнен первый пассажирский авиарейс по маршруту Москва — Нижний Новгород с девятью пассажирами на борту. С него и началась история гражданской авиации России. Юбилейную дату будут отмечать по всей стране 9 февраля, в День работника гражданской авиации. Накануне праздника начальник Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Вячеслав Федоров рассказал о векторе развития гражданской авиации в Сибири.

— Вячеслав Иванович, расскажите о последних достижениях и задачах по развитию гражданской авиации на территориях, входящих в зону ответственности возглавляемого вами управления.

— Несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, связанную с санкциями недружественных России стран, гражданская авиация в стране и в Сибири в частности не только сумела выстоять в новых условиях, но и продолжает планомерно развиваться. Отличным подтверждением этому служит, например, тот факт, что авиакомпания «Сибирь» входит в тройку лидеров России. За минувший год она перевезла более шестнадцати миллионов пассажиров.

Авиакомпаниям и аэропортам удается эффективно решать все вопросы, связанные с поставкой запасных частей и оборудования для обслуживания самолетов. Да, для этого пришлось, конечно, менять логистические схемы снабжения, привлекать к сотрудничеству новых поставщиков. Сейчас в СМИ появился такой термин — авиационный каннибализм, когда запчасти с одного самолета устанавливают на другом, чтобы его можно было эксплуатировать. На мой взгляд, такой термин не корректен. По всем действующим нормативам это вполне допустимо. Срок поставки узлов и агрегатов авиатехники из-за границы всегда был большой. Сейчас он стал еще больше. Поэтому временное использование запчастей с других судов — вполне адекватный выход из положения. Это позволяет оперативно поддерживать авиапарк в рабочем состоянии. Главное, чтобы самолет после ремонта прошел все положенные проверки и получил сертификат лётной годности.

В 2018 году на территории аэропорта Толмачево открылся укрупненный центр Единой системы организации воздушного движения. В нем аккумулируется вся информация о воздушных судах, находящихся в воздухе зоны ответственности Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта и наших ближайших соседей. Это по-настоящему значимое событие для всей системы Росавиации. На создание центра были выделены значительные федеральные средства по целевой программе. До сегодняшнего дня никаких замечаний к подрядным организациям, построившим и оборудовавшим центр, нет.

Успешно реализуется и целевая программа по реконструкции аэропортов Западной Сибири. Это, прежде всего, — Толмачево, где построен новый перрон по самым современным стандартам качества, безопасности и технологического оснащения. Впервые на нем сделана система отведения воды через очистные сооружения. Поэтому даже противообледенительный процесс обработки воздушных судов не наносит никакого вреда экологии. В ноябре 2022 года реконструкция аэродромного комплекса в Толмачево завершена.

Масштабная работа идет по обновлению аэропорта и в городе Томске. Там проходит реконструкция взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, уже построены аварийно-спасательная станция, очистные сооружения. Увы, некоторое оборудование было заранее заказано за рубежом. В результате пришлось перенести сроки сдачи объектов в эксплуатацию из-за санкционных запретов.
Правительство выделило большие средства на реконструкцию аэропорта в Кемерово. И с 2023 года там начинается реконструкция взлетно-посадочной полосы.

При помощи схемы государственно-частного партнерства практически завершены работы по строительству нового терминала в Толмачево площадью 56 тысяч квадратных метров. Официальное открытие его планируется как раз на день столетнего юбилея отечественной гражданской авиации — 9 февраля. Это будет самое большое и комфортное аэропортовое сооружение за Уралом.

Впервые в России в 2018 году мы сертифицировали организацию по техническому обслуживанию самолетов малой авиации, для единичных экземпляров воздушных судов. Все понимали, что это необходимо для развития авиации общего назначения, и к нам за помощью обратился аэродром Мочище. Мы провели необходимые консультации, и в результате в регионе начало работать ООО «Геликоптер».

Специалисты компании прошли необходимое обучение в различных авиакомпаниях, в том числе и за рубежом. И сейчас «Геликоптер» оказывает услуги по техобслуживанию небольших самолетов, в том числе иностранного производства, на самом высоком уровне. Сейчас в России уже несколько таких организаций.

Кроме того, можно гордиться тем, что на нашей территории находится центр подготовки и переподготовки авиационного персонала. Он был создан еще в советское время.

А еще в 2018 году впервые была подписана программа обучения технического состава на воздушные суда типа Hawker. Мы также создали центр обучения. Раньше такой центр находился только в Прибалтике. Стоимость обучения российских специалистов, сами понимаете, получалась огромная. Было затрачено очень много сил, чтобы разработать эту программу, утвердить ее, внести в сертификат учебного центра. Но сейчас техсостав по обслуживанию таких воздушных судов обучается в Сибири.

— Как со временем изменились задачи Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта?

Сейчас основная задача Росавиации — предоставление государственных услуг в сфере воздушного транспорта. Федеральное агентство воздушного транспорта занимается регулированием использования воздушного пространства страны, аэронавигационным обслуживанием пользователей воздушного пространства РФ и авиационно-космическим поиском и спасением терпящих бедствие людей, оказанием госуслуг в области транспортной безопасности, а также государственной регистрацией прав на воздушные суда и сделками с ними.

Западно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (ЗС МТУ Росавиации) осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами Росавиации, территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе (в рамках установленных полномочий), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями на территории и в акватории субъектов: Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, а также в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации и аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов в границах Новосибирской зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

Интересное нововведение последнего времени — создана автоматическая система допуска к полетам воздушных судов. Она без участия человека проверяет наличие всех положенных разрешительных документов и допускает или не допускает судно и экипаж к полету.

— Расскажите о самых резонансных событиях в вашей работе за последние годы.

— Интересен случай, когда в 2020 году Ан-124 «Руслан» сел на вынужденную посадку в аэропорту Толмачево и выкатился на 300 метров за пределы ВВП. И впервые в России трехсоттонную машину в кратчайший срок убрали с места происшествия. При этом были приняты уникальные инженерные решения, которые наверняка будут востребованы и в будущем. Ведь такой серьезный инцидент не помешал работе аэропорта.

В наши обязанности входит поиск и спасание воздушных судов, экипажа и пассажиров в непредвиденных ситуациях. Расскажу о случае, когда отечественная гражданская авиация проявила все свои лучшие качества, достойно решив возникшие проблемы.

16 июля 2021 года Ан-28 вылетел из аэропорта города Кедровый Томской области. Спустя 29 минут самолет пропал с экранов радаров и перестал отвечать на запросы авиадиспетчера. В это же время спутники системы «КОСПАС-САРСАТ» зафиксировали активацию аварийного радиомаяка воздушного судна. Этот же сигнал был зафиксирован пролетавшим недалеко от места аварии самолетом. Самолет вошел в пикирование — начал терять высоту и ринулся винтами круто вниз. Лайнер спланировал до относительно ровной площадки в тайге, в болотистой местности. При приземлении самолет получил повреждения стоек шасси и опрокинулся. После проведения эвакуации из разбившегося самолета люди уже начали готовиться к возможной ночевке. Но через 2,5 часа после жесткой посадки Ан-28 был обнаружен поисковой группой с вертолета Ми-8. Все люди остались живы. Расследование причин жесткой посадки самолета продолжается.

В зоне обслуживаемых нашим управлением территорий работает авиационно-космическая служба поиска и спасания. Ежедневно в Западной Сибири на дежурство заступает шестнадцать воздушных судов, которые находятся в постоянной готовности для того, чтобы при необходимости прийти людям на помощь. Руководит этой системой Сибирский авиационный спасательный центр в Новосибирске. Его специалисты дежурят круглосуточно.

В августе 2022 года прошли масштабные учения Сибирского авиационного центра в арктической зоне РФ. Были задействованы вертолеты и самолет Ан-26, региональная поисково-спасательная база, плавсредства. Проводилась реальная эвакуация людей с морских судов. В Норильске, например, посреди реки стояла баржа, с которой «пострадавших» эвакуировали вертолетами с помощью спасательных устройств. Отработали и ситуацию, когда человек упал за борт, и его необходимо было спасать из воды. Таких масштабных учений на моей памяти еще не было. Прошли они на хорошем уровне. И я считаю, что это заслуга и Росавиации, и Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта. Причем всё это было разработано и сделано с помощью авиакомпаний, не привлекая бюджетные средства.

— Что бы вы пожелали в День работника гражданской авиации?

— Поздравляю наших ветеранов, сотрудников нашей отрасли с профессиональным праздником. Важно помнить трудовые достижения людей, которые работали до нас, учиться у них. Люди, которые не помнят прошлого, у них не будет настоящего. А без настоящего никогда не будет будущего. Мы — живем настоящим. Мы — помним прошлое. И верим в будущее.

Желаю всем ныне работающим сотрудникам и ветеранам здоровья и семейного благополучия.

Авиация жила, авиация живет и авиация будет жить! Авиация — это самый безопасный вид транспорта. Летайте авиацией, живите авиацией!

 

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *