Торговый, кандальный, великий

Памятник Кандальному пути в Красноярске

Сейчас добраться из Москвы в Новосибирск можно за 4 часа. Серебристый (ну, или зеленый) лайнер домчит вас по небу, сквозь грозы, метели и зоны турбулентности. Лет так 70 назад, до эры реактивных самолетов, этот путь занимал от трех дней до недели. Великий Сибирский путь, он же Транссибирская магистраль, сделал путешествия из Европы в Азию комфортными и безопасными.

150 лет назад, если повезет, этот путь можно было проделать за 2 недели, практически не слезая с лошади.

Царский указ о прокладке дороги, которая соединила бы Москву с Сибирью, был подписан в ноябре 1689 года. Торговала Московия с Сибирью и до того, но редкие (и очень рисковые) купцы вынуждены были добираться в Сибирь за пушниной лесными тропами да водными путями. Долго, дорого и опасно. Какие-то племена, обитавшие в наших краях, с Русью торговали, какие-то — предпочитали грабить проходящие через их земли караваны.

Дороги существовали до Урала. За ним начинались направления. Тропы разной степени проходимости.

Что же случилось в 1689-м? Случился мирный договор с Китаем.

Если не вдаваться в конкретные даты и события и передать историю взаимоотношений стран в двух словах, то Россия постепенно расширялась на восток, ища все новые места промысла драгоценной пушнины.

Китай же (точнее, на тот момент — империя Цин) расширялся на север. И когда в 1649-м году русские служилые люди обложили данью монгольские народы Приамурья, у России и Цинского государства случился конфликт интересов. Постоянные стычки происходили на протяжении десятилетий, пока не вылились в полноценную войну, вошедшую в историю как Албазинская. По названию крепости Албазин, главного русского опорного пункта на Амуре, которую за время войны несколько раз сжигали Цинские войска.

Из-за удаленности полей сражений от русской столицы, преимущество было на стороне империи Цин, и другого выхода, кроме как заключать мирный договор на условиях Китая, по сути, не было. Тем не менее, русские дипломаты по максимуму отстояли в ходе переговоров территории, на которые претендовал Китай. Нерчинский мирный договор был не слишком выгоден России, но война была выгодна ей еще меньше… Победить в ней шансов не было. Пока войска дойдут из Москвы в Приамурье, китайцы спалят все опорные крепости, выжгут поля, перебьют всех людей и опять уйдут на свои укрепленные территории.

Нерчинский договор не только положил конец войне, но и официально открыл торговлю России и Китая. Вот только… Как торговать, если дорог за Уральскими горами просто не существует? А торговать хотелось. Китай мог предложить России множество нужных товаров, одним из которых был чай. Безумно дорогой по тем временам продукт!

И вот, сразу после подписания Нерчинского договора, Петр I издал указ о прокладке Сибирского тракта. И… И ничего не произошло! Еще 40 лет указ был, а дороги не было. Так что, если вам кажется, что Восточный обход строится долго, — вспомните о строительстве дороги из Москвы в Китай.

Петр Великий прорубал окно в Европу. На дорогу в Азию его уже не хватило.

Той дорогой, существовавшей на бумаге, но в реальности представлявшей из себя множество речных путей, волоков и троп, частично прошел Робинзон Крузо во втором томе своих приключений.
В 1725 году в Китай, для укрепления взаимоотношений между державами, было отправлено посольство, и только в 1730-м началось наконец обустройство Сибирского тракта, которое закончилось лишь к середине XIX века, когда до строительства Транссиба оставалось около полувека.

Дорога от Москвы шла к Перми и Кунгуру, а дальше — устремлялась в Сибирь, через Екатеринбург, Тюмень и Тобольск, Тару, Колывань и Томск.

Да, тракт проходил совсем недалеко от нынешнего Новосибирска, и это тоже сказалось на его развитии. Именно близость к главной Сибирской дороге сказалась на бурном росте села Бердского. По Сибирскому тракту купец Горохов отправлял свою муку в обе стороны: и в Европу и в Азию.

От Томска одна ветка уходила на север — в Якутск и Охотск, а другая, ведущая в Китай, — на Иркутск и Верхнеудинск, где поворачивала на Кяхту — торговый город на границе России и империи Цин.
Путь в Азию звался Сибирским, путь обратно — Московским. Следы этого великого торгового пути можно найти во многих городах, например в соседнем Томске, где остались улицы Иркутский тракт и Московский тракт.

Естественно, Сибирский торговый путь не был широкополосным асфальтированным шоссе. В нынешние времена мы назвали бы такую дорогу проселочной. Но это была КАЧЕСТВЕННАЯ проселочная дорога, возвышенная, с канавами и мостами, верстовыми столбами, и главное — с зимовьями, в которых мог бы переночевать усталый путник.

Немалых денег стоила прокладка такого пути; как следствие — тракт стал первой русской платной дорогой. На въездах в поселения стояли шлагбаумы, заставы у которых собирали с обозов плату за проезд.
Ну а Екатерина II запомнилась тем, что повелела посадить по обе стороны тракта березы, которые стали первой в России придорожной лесополосой. Интересно, знал ли об этом Чикатило, совершавший убийства как раз в лесополосах?

Торговля процветала. Тракт, проложенный через крупные города, обрастал поселениями, сыграв заметную роль в миграции людей в Сибирь. В частности, бескрайние Барабинские степи на пути между Колыванью и Омском стали активно заселяться именно благодаря строительству дороги.

Вдоль тракта появились почтовые станции, обеспечившие чудовищно медленное по нынешним меркам, но надежное почтовое сообщение с восточными регионами страны. А вскоре по Сибирскому пути потянулись совсем другие караваны… Колонны ссыльных, гремящих кандалами, шли по этому пути в Томск, Красноярск и Иркутск. Так Великий Торговый путь обрел еще одно имя.

Кандальный.

Памятник Кандальному пути установлен в Красноярске. Несколько человеческих фигур, закованных в кандалы, выполнены из сиенита — материала Красноярских столбов. А на первом корпусе Красноярского машиностроительного завода, производившего, кстати, факелы для зимней олимпиады 2014 года, установлена памятная табличка: «Здесь прервался кандальный путь!»

Опустим тот момент, что вскоре после того как Кандальный путь прервался вместе с династией Романовых, по тому же пути в Сибирь отправились другие заключенные. Кулаки и «враги народа». В вагонах для скота, в которых умерло едва ли не больше людей, чем на Кандальном пути.

Торговля с Китаем становилась все более интенсивной, равно как и движение людей и грузов внутри России, из центральной ее части на Дальний Восток. Обозов уже было недостаточно, и техника, способная их заменить, уже существовала. Не было только дороги, по которой могучие, пышущие паром локомотивы могли бы доставлять многотонные грузы в любую точку континента.

И вскоре появилась и эта дорога. Железная. Транссибирская магистраль, достроенная в 1916 году. Транссиб не повторял Сибирский тракт, но шел тем же направлением, с незначительными отступлениями от него. В частности, вместо Томска, купеческой столицы Сибири, новый торговый путь прошел через неприметное село Кривощеково…

Легенды гласят, что в сторону от Томска его увели взятки томских извозчиков, боявшихся конкуренции с паровозами. Факты указывают на то, что Константин Яковлевич Михайловский просто нашел более рациональное направление прокладки железной дороги, сэкономив государству приличную сумму денег.

Ну а дальше… Дальше вы знаете. Это не город оказался на пересечении двух торговых путей — речного, с Алтая, и железнодорожного — из Москвы во Владивосток. Это пересечение путей породило Новониколаевск, ставший крупнейшим городом за Уралом… И пусть и косвенно, но есть в этом и заслуга Сибирского торгового пути!

Кирилл Кудряшов,
писатель

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *