Без крыши над головой: первый автобус в Новосибирске появился 100 лет назад

Фото: nsk-kraeved.ru

Его переделали из грузовика. Интересные факты о первых городских автобусах разузнал ЧС-ИНФО в рамках проекта, посвященного к 130-летию Новосибирска.

Самый первый автобус в Новосибирске, действительно, появился 100 лет назад, в 1923 году.

Мастера отдела коммунального хозяйства горсовета решили переоборудовать два грузовика марки «Уайт», они лучше других были тогда приспособлены к бездорожью: установили в кузове по 12 посадочных мест и выпустили на первый городской маршрут. Он тогда связал вокзал с центральной частью города и районом Закаменки – сегодня это  район ГПНТБ, улицы Восход.

 

Роскошь, а не средство передвижения

Так выглядели первые советские автобусы АМО на базе американских грузовиков Уайт.

Правда курсировал автобус совсем недолго, прошло меньше года и новый вид городского транспорта встал на прикол по объективным причинам: отвратительное состояние дорог и непригодность машин с открытым верхом к Сибири, ветра и морозы тогда были крепче нынешних.  И тогда госпредприятие передало автобусы в частные руки. Правда, там дела  тоже не пошли.

Но история автобусного транспорта на этом не закончилась. Уже к 1925 году по Новониколаевску курсировали 13 автобусов: 3 государственных и 10 частных, которые, судя по архивным данным, работали всего по шесть месяцев, в теплое время года. Но если учесть плачевное состояние автопарка, отсутствие средств на его ремонт, дефицит и стоимость бензина – то очередное закрытие государственных маршрутов было в принципе оправдано.

Интересные факты истории автобусного движения в Новосибирске:  

— Билет от вокзала до центра города стоил 15 копеек, столько же от центра до Закаменки.

— Автобусные маршруты работали только до восьми часов вечера.

— Жители Новосибирска, а их к тому времени насчитывалось уже более 80 тысяч, в среднем ездили на автобусе менее двух раз в год каждый.

— В конце 20-х годов ХХ века прошла «реанимация» городского автобуса, было решено создать государственно-частное общество, с капиталом государства 51 процент.

— В 1929 году на дороги уже Новосибирска, а не Новониколаевска, выехали первые автобусы отечественного производства АМО-Ф-15.  Они были разноцветными, а не уныло зелено-серыми:

маршрут №1 — зеленый, он перевозили пассажиров от железнодорожного вокзала до крупнейшего в те годы завода «Труд», то есть по центральной части города, а затем по улице Большевистской;

маршрут №2 — голубой, следовал от Закаменской площади (сейчас это район ГПНТБ) до железнодорожного переезда через речку Ельцовку и соединял нынешний Октябрьский район с Заельцовским;

маршрут №3 — фиолетовый, возил людей от городского холодильника до мыловаренного завода;

автобус №4 был оранжевого цвета и курсировал между вокзалом и магометанским кладбищем, сейчас это парк «Березовая роща». Почему именно эти цвета и кто их выбирал, сказать никто точно не может, но есть версия, что это возможно связано с железной дорогой, на которой в царской России вагоны имели определенный цвет в соответствии с классом. Билеты  на автобус между остановками стоили по пять копеек, а весь маршрут — от одной конечной остановки до другой — 30 копеек.

Слабое развитие пассажирского автобусного движения в Новосибирске было связано, в первую очередь, с отсутствием нормальных дорог. Менее 10 процентов – это 23 километра, имели твердое покрытие из камня. Ситуация изменилась только в 1936 году, когда в городе запустили производство асфальта и через год уже насчитывалось 30 автобусов. Прошло еще пару лет и маршрутов стало восемь. Средняя скорость движения по городу была около 20 километров в час.

Потом началась Великая Отечественная война и развитие автобусного транспорта остановилось. Почти все машины передали на нужды армии, «на базе автопарка разместился опытный самолетостроительный завод №51, эвакуированный из Москвы. Автобусные перевозки осуществлялись в небольшом объёме. Так, в январе 1943 года автобусов в движении было в среднем три единицы», говорится на сайте Википедии. Но и от этих трех автобусов зависела бесперебойная работа новосибирских предприятий.

Использована информация и фото: википедия, архивные данные, группа «История новосибирского автобуса» в ВК, группа «Интересный Новосибирск» в ОК.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *