Без крыши над головой: первый автобус в Новосибирске появился 100 лет назад
Его переделали из грузовика. Интересные факты о первых городских автобусах разузнал ЧС-ИНФО в рамках проекта, посвященного к 130-летию Новосибирска.
Самый первый автобус в Новосибирске, действительно, появился 100 лет назад, в 1923 году.
Мастера отдела коммунального хозяйства горсовета решили переоборудовать два грузовика марки «Уайт», они лучше других были тогда приспособлены к бездорожью: установили в кузове по 12 посадочных мест и выпустили на первый городской маршрут. Он тогда связал вокзал с центральной частью города и районом Закаменки – сегодня это район ГПНТБ, улицы Восход.
Роскошь, а не средство передвижения
Правда курсировал автобус совсем недолго, прошло меньше года и новый вид городского транспорта встал на прикол по объективным причинам: отвратительное состояние дорог и непригодность машин с открытым верхом к Сибири, ветра и морозы тогда были крепче нынешних. И тогда госпредприятие передало автобусы в частные руки. Правда, там дела тоже не пошли.
Но история автобусного транспорта на этом не закончилась. Уже к 1925 году по Новониколаевску курсировали 13 автобусов: 3 государственных и 10 частных, которые, судя по архивным данным, работали всего по шесть месяцев, в теплое время года. Но если учесть плачевное состояние автопарка, отсутствие средств на его ремонт, дефицит и стоимость бензина – то очередное закрытие государственных маршрутов было в принципе оправдано.
Интересные факты истории автобусного движения в Новосибирске:
— Билет от вокзала до центра города стоил 15 копеек, столько же от центра до Закаменки.
— Автобусные маршруты работали только до восьми часов вечера.
— Жители Новосибирска, а их к тому времени насчитывалось уже более 80 тысяч, в среднем ездили на автобусе менее двух раз в год каждый.
— В конце 20-х годов ХХ века прошла «реанимация» городского автобуса, было решено создать государственно-частное общество, с капиталом государства 51 процент.
— В 1929 году на дороги уже Новосибирска, а не Новониколаевска, выехали первые автобусы отечественного производства АМО-Ф-15. Они были разноцветными, а не уныло зелено-серыми:
маршрут №1 — зеленый, он перевозили пассажиров от железнодорожного вокзала до крупнейшего в те годы завода «Труд», то есть по центральной части города, а затем по улице Большевистской;
маршрут №2 — голубой, следовал от Закаменской площади (сейчас это район ГПНТБ) до железнодорожного переезда через речку Ельцовку и соединял нынешний Октябрьский район с Заельцовским;
маршрут №3 — фиолетовый, возил людей от городского холодильника до мыловаренного завода;
автобус №4 был оранжевого цвета и курсировал между вокзалом и магометанским кладбищем, сейчас это парк «Березовая роща». Почему именно эти цвета и кто их выбирал, сказать никто точно не может, но есть версия, что это возможно связано с железной дорогой, на которой в царской России вагоны имели определенный цвет в соответствии с классом. Билеты на автобус между остановками стоили по пять копеек, а весь маршрут — от одной конечной остановки до другой — 30 копеек.
Слабое развитие пассажирского автобусного движения в Новосибирске было связано, в первую очередь, с отсутствием нормальных дорог. Менее 10 процентов – это 23 километра, имели твердое покрытие из камня. Ситуация изменилась только в 1936 году, когда в городе запустили производство асфальта и через год уже насчитывалось 30 автобусов. Прошло еще пару лет и маршрутов стало восемь. Средняя скорость движения по городу была около 20 километров в час.
Потом началась Великая Отечественная война и развитие автобусного транспорта остановилось. Почти все машины передали на нужды армии, «на базе автопарка разместился опытный самолетостроительный завод №51, эвакуированный из Москвы. Автобусные перевозки осуществлялись в небольшом объёме. Так, в январе 1943 года автобусов в движении было в среднем три единицы», говорится на сайте Википедии. Но и от этих трех автобусов зависела бесперебойная работа новосибирских предприятий.
Использована информация и фото: википедия, архивные данные, группа «История новосибирского автобуса» в ВК, группа «Интересный Новосибирск» в ОК.