Внимание, в небе Покрышкин! К 110-летию Трижды Героя Советского Союза

6 марта исполняется 110 лет со дня рождения нашего земляка Александра Покрышкина. Это имя хорошо знакомо сибирякам, а особенно новосибирцам — ведь наш герой родился в Новониколаевске в 1913 году.

Фразу «Внимание, в небе Покрышкин!» хорошо знает и старшее поколение, и молодежь. Трижды герой Советского Союза и второй по результативности (после Ивана Кожедуба) летчик-истребитель периода Великой Отечественной войны. О малоизвестных страницах биографии Александра Покрышкина редакции «ЧС» рассказал известный историк, профессор юридического факультета СибУПК, доктор исторических наук Владислав Кокоулин.

— Владислав Геннадьевич, конечно, об Александре Покрышкине много известно и много написано, но есть ли какие-то малоизвестные страницы его биографии?

— Конечно, страницы биографии Александра Покрышкина, связанные с Великой Отечественной войной и отчасти с послевоенной его деятельностью, сегодня хорошо известны. Однако в их тени остаются те факты, которые связаны с его детством и молодостью, до того, как он стал известным летчиком-истребителем.

— Какие, например?

— Обычно пишут, что Александр Покрышкин происходил из рабочей семьи. Это так. Его отец действительно был простым крестьянином, но после того как семья Покрышкиных (еще до рождения Александра) перебралась в Новониколаевск, стал каменщиком. Однако в годы новой экономической политики отец будущего маршала авиации занялся галантерейной торговлей в городе. Конечно, он не стал, что называется, богатым купцом, но подобное занятие привело к тому, что в 1929 году отец лишился избирательных прав и семья автоматически попала в число лишенцев.

— А чем это грозило Александру Покрышкину?

– Здесь необходимо дать некоторые пояснения. Когда пишут о репрессиях 1930-х годов, то обычно говорят про прямые репрессии — ссылки, заключение в лагеря, расстрелы. Однако существовали и репрессии другого типа, которые, конечно, напрямую не угрожали жизни и здоровью, но при определенных условиях могли стать основой для других репрессивных мер. Если мы обратимся к первой Конституции РСФСР 1918 года, то там было закреплено лишение избирательного права за принадлежность к враждебным классам или определенным социальным группам. Лишение права участвовать в выборах влекло за собой другие ограничения в жизни. В годы нэпа это было не так актуально, но после окончания нэпа с 1929 года «лишенцы» становились людьми второго сорта. В частности, при приеме в учебные заведения действовала специальная норма для того, чтобы дети «лишенцев» не попадали в учебные заведения.

А ведь в 1929 году Александру Покрышкину исполнилось 16 лет и было необходимо определяться с дальнейшей деятельностью.

И Александру Покрышкину пришлось прибегнуть к хитрости.

— К какой?

— Он попросту скрыл этот факт, указывая в анкетах, что его отец был рабочим, а в 1920-е годы работал кустарем-одиночкой. Его приняли на учебу. Прослужив добровольцем в Красной Армии, в 1932 году Александр Покрышкин был направлен в Пермскую авиационную школу авитехников, а затем — в Ленинградскую школу военных авиатехников. Как раз во время учебы на авиатехников и вскрылся тот факт, что Александр Покрышкин не указал в анкете действительный род занятий своего отца в годы нэпа.

— Чем закончилась эта история?

— Можно сказать, что все обошлось благополучно. Учли хорошие успехи в учебе, а также тот факт, что в 1930 году Александр Покрышкин серьезно поссорился с отцом и ушел из дома учиться в техническое училище.

— В некоторых популярных биографиях будущего маршала отмечается, что Александр с юности мечтал стать летчиком, а получается, что он учился на авиатехника. Или это было необходимым этапом для получения профессии летчика?

— Нет, не обязательным. Можно было сразу идти учиться на летчика. При наличии соответствующего образования и здоровья. Но у Александра Покрышкина так не получилось. Направление от аэроклуба в Новосибирске, в котором занимался Александр, он получил именно в Пермское авиационное училище. Там и должен был учиться. А потом работать авиатехником. Так и получилось. В 1934 году он стал авиатехником 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа и оставался на этой должности почти до конца 1938 года.

Однако параллельно Александр продолжал обучение в Краснодарском аэроклубе и во время отпуска без разрешения начальства прошел программу обучения гражданского пилота. Подобное самовольство грозило серьезными последствиями. Тем более, что это были годы «большого террора». Но упорство и целеустремленность Покрышкина, его успехи в учебе, а также тот факт, что он на должности авиатехника помог усовершенствовать вооружение самолета, способствовали тому, что вместо тюрьмы и лагеря он был направлен в Качинскую военную авиационную школу, которую закончил с отличием в ноябре 1939 года.

Конечно, Покрышкину, что называется, «повезло». Со второй половины 1930-х годов военная угроза для страны Советов ощущалась все сильнее. И летчики — элита тогдашних войск — были слишком ценными кадрами, чтобы им просто так разбрасываться.

А дальше — служба в Одесском военном округе, а затем в Молдавской ССР. Здесь и застала Покрышкина война.

— Военная биография Александра Покрышкина очень хорошо известна. Но, может быть, есть какие-то факты его биографии, о которых мало кто знает?

— Конечно, есть. Официальные биографии многих героев слишком сильно идеализированы. Часто в ущерб самим героям. Например, известный подводник Александр Маринеско буквально за месяц до начала Великой Отечественной войны сильно выпил в ресторане, потом подрался и опоздал на подлодку, которая должна была нести боевое дежурство. Выход подлодки в море был отложен на несколько часов и боевая задача чуть не была провалена. Но ведь этот факт нисколько не отменяет ни личного мужества Александра Маринеско, ни его лидерских качеств, ни тем более его подвигов.

В биографии Покрышкина тоже такие факты есть. Например, первый самолет, который Александр Покрышкин сбил в первый день войны 22 июня, был советский бомбардировщик Су-2. Пилот, к счастью, остался жив. Но пока шло разбирательство, Александр Покрышкин сбил вражеский Мессершмидт, и инциденту со сбитым советским бомбардировщиком хода не дали. А представляете, как могло все это закончиться?

Но, к счастью и для Александра Покрышкина, и для советской авиации, он продолжил воевать. И не только воевать, но и обдумывать свою первую ошибку. Что привело к тому, что он стал тщательно анализировать свои бои, записывать свои размышления в записную книжку и настойчиво добиваться совершенствования тактики воздушного боя.
Его военная биография — это не только везение. Можно сказать, даже не столько просто везение, сколько везение, построенное на прочной базе боевого опыта и постоянной работы над ошибками своими и других летчиков, упорство и настойчивость в достижении поставленных целей.

— Какие другие факты его биографии мало известны?

— Покрышкина считают вторым по результативности асом Великой Отечественной войны после Ивана Кожедуба. Однако, если не ограничиваться только Великой Отечественной войной, а посмотреть на другие войны до 1941 года, в которых участвовали советские летчики, то Александр Покрышкин по результативности воздушных боев окажется только на 7 месте (однако стоит учитывать, что реальное количество сбитых Покрышкиным самолетов — гораздо больше, чем учтенное официально, — прим. ред.).

— А кто тогда на первом? Иван Кожедуб?

— Иван Кожедуб, как ни странно, окажется на втором месте. А на первом месте будет советский летчик Владимир Бобров, который воевал в небе Испании и сбил 17 вражеских самолетов. Вместе с теми самолетами, которые он сбил во время Великой Отечественной войны, он и окажется на первом месте.

Впрочем, война — это не спортивные соревнования. И присуждать те или иные места не всегда уместно.

Лучше вспомнить о том, что Александр Покрышкин, который сперва воевал на советском высотном истребителе МиГ-3, прежде чем в 1942 году пересесть на американскую Аэрокобру, уже в первые дни войны заметил серьезный конструктивный недостаток этого советского истребителя. Обладая знаниями авиатехника, он смог подробно и грамотно описать проблему, предложить пути ее решения и направить их в конструкторское бюро. Поскольку предложения были написаны со знанием дела, конструкторское бюро очень внимательно их рассмотрело. И, более того, согласилось с ними и внесло изменения в конструкцию одного из узлов самолета. А это спасло жизни десятков, если не сотен советских пилотов, которые воевали на этом самолете в первые годы войны.

Кстати, и во время обучения на Аэрокобре (которую американцы сами считали не особо удачным самолетом) Александр Покрышкин заметил ее основные недостатки и предложил пути их устранения.

Аэрокобра была доработана прямо на летном поле. В результате посредственный самолет превратился в грозную боевую машину.

Отметим характерную черту Александра Покрышкина. Если он считал, что он прав, он не боялся идти на конфликт с начальством. Конечно, для военного это хорошая черта — умение отстаивать свою правоту.

Но она не всегда способствует карьере. Ведь хорошо известно, что впервые к званию Героя Советского Союза Покрышкин был представлен в 1942 году, но как раз из-за конфликта с начальством
Звезду Героя ему не вручили, а будущего маршала чуть не отправили под трибунал.

— Есть ли малоизвестные факты из послевоенной биографии Александра Покрышкина?

— К числу малоизвестных фактов его биографии стоило бы отнести его конфликт с Василием Иосифовичем Сталиным, младшим сыном Сталина, командовавшим Военно-воздушными силами Московского военного округа. Кстати, историки до сих пор мало знают об этом конфликте — что послужило причиной, что поводом. Но результатом конфликта стало то, что полковник Александр Покрышкин так и не стал генералом до смерти Сталина в 1953 году и служил не в Военно-воздушных силах, а в войсках Противовоздушной обороны, дослужившись к 1968 году до должности заместителя главнокомандующего войсками ПВО.

Другим интересным фактом его биографии стала его литературная деятельность после войны. Те несколько книг о Великой Отечественной войне, которые он написал в жанре мемуаров, читались запоем молодым послевоенным поколением. Романтика авиации в советское послевоенное время уступала только, пожалуй, романтике космических полетов. И во многом благодаря прекрасно написанным книгам Александра Покрышкина. Я, например, хорошо помню, какое сильное впечатление произвела на меня книга Покрышкина «Небо войны». Конечно, это была не первая моя книга, прочитанная о Великой Отечественной войне, но одна из тех книг, которую я перечитал несколько раз, настолько хорошо и интересно она была написана. А Александр Покрышкин был принят в Союз писателей СССР. Согласитесь, это чего-то стоит.

— Сейчас, наверное, рано говорить об исторической памяти о Покрышкине. Или уже можно?

— Конечно, реальный Покрышкин не сильно отличается от того Покрышкина, который представлен в пространстве исторической памяти. Но, согласитесь, те черты реального Покрышкина, о которых иногда предпочитают не говорить, делают его ближе к нам, простым людям, и мы понимаем, что герои — это не олимпийские боги, а простые люди, которые живут среди нас, и которые становятся героями благодаря своим личным выдающимся качествам. Покрышкин сделал героем себя сам, и это только возвышает его.

Мы хорошо помним, как несколько лет назад развернулась широкая дискуссия о присвоении имени аэропорту Толмачево (инициатива с самого начала активно поддерживалась ИД «Сибирское слово», — прим. ред). Конечно, среди тех, именем кого хотели назвать наш аэропорт, были и вполне достойные люди — например, академик Лаврентьев. Но было голосование, и новосибирцы проголосовали за того, кто лучше представлен в публичном пространстве — именем Покрышкина у нас названы не только улица и станция метро, но и учебные заведения. Помнится, как-то звучало предложение переименовать площадь Маркса в площадь Покрышкина, но решили ограничиться установкой памятника. Так что историческая память об Александре Покрышкине уже вполне сформировалась. Наш герой прославился не только в небе, но и на земле. И мы можем по праву гордиться нашим земляком.

Подготовила Марина Вдовик

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *