На всех концертах аншлаг: первому Всесоюзному фестивалю авторской песни в Академгородке – 55 лет
55 лет назад новосибирский Академгородок прогремел на весь СССР, с 7 по 12 марта 1968 года здесь проходил первый Всесоюзный фестиваль авторской песни. О времени, которое не будет утрачено, творческой атмосфере и позиции власти — всё это сохранилось в воспоминаниях участников и Александра Галича в фильме «Запрещенные песенки» (видео).
ЧС-ИНФО продолжает искать интереснейшие факты истории Новосибирска в рамках проекта, приуроченного к 130-летию города.
«Конкурс красоты и песни свободы в Академгородке 1960-х»
Так в своих воспоминаниях описал творческую атмосферу первого Всесоюзного фестиваля авторской песни один из организаторов Герман Безносов.
Сегодня это история, а 55 лет назад – глоток воздуха. 7 марта 1968 года в Академгородок съехались исполнители авторской песни со всего СССР. Инициаторами организации такого фестиваля стали ученые Анатолий Бурштейн, Герман Безносов, Григорий Яблонский и Валерий Меньшиков. Местом проведения был выбран клуб «Под интегралом», который уже в то время являлся одним из ярких символов «хрущевской оттепели», оазисом свободомыслия и был известен на территории всего Советского Союза.
27 авторов из 12 городов, в том числе Москвы, Ленинграда, Томска, Минска, Красноярска, Свердловска, Казани и Севастополя встретились в Новосибирске. Тогда же и зажглись такие звезды авторской песни как Сергей Никитин, Александр Дольский, Юрий Кукин, Сергей Чесноков и другие.
На свой страх и риск
В программе изначально предполагалось участие ведущих бардов страны, в частности, Александра Галича, Юлия Кима. Именно, поэтому судьба фестиваля висела практически на волоске до последнего дня.
29 марта 1968 года секретарь ЦК ВЛКСМ С. Павлов, под грифом «секретно» отправил письмо в ЦК КПСС.
КГБ в ЦК КПСС (секретно). «Отрицательную роль в формировании общественных взглядов интеллигенции и молодежи Академгоpодка в последнее время играла деятельность клуба «Под интегралом». Ввиду отсутствия должного контроля со стороны партийной и комсомольской организации клубом руководили политически сомнительные лица (Буpштейн, Яблонский, Рожнова, Гимпель, и дp.), которые устраивали встречи с такими лицами, как Копелев, Галич, пытались пригласить Якиpа, Кима».
В самый канун столь ожидаемого события райком комсомола выдвинул еще одно требование: надо было получить разрешение цензуры на репертуар всех участников, хотя в обком КПСС были заранее предоставлены магнитофонные записи песен. Там отобрали лирические и одобренные свыше произведения. Поползли слухи о закрытии фестиваля, на который уже были раскуплены тысячи билетов.
По сути, все действия партийных идеологов стали тогда началом конца для клуба «Под интегралом», который, к слову, работал с 1963 года. Фестиваль 1968 года всё-таки открылся! Он стал первым и последним в истории Академгородка, после чего клуб Академгородка власти признали «идеологической ошибкой» и закрыли. Такая же судьба постигла о другие клубы по всей стране Советов.
О Первом и единственном
Интересный факт: Первый Всесоюзный фестиваль авторской песни готовил в течение года не только клуб новосибирского Академгородка, но и Москвы, Ленинграда при бдительном участии ЦК ВЛКСМ. Первоначальная дата проведения была назначена на осень 1967 года, но ЦК комсомола вдруг отменило мероприятие, фестиваль перенесли в Новосибирск, приурочив слет бардов к 10-летию Академгородка и 5-летию клуба «Под интегралом». Но в Сибирь уже не приехали ни Высоцкий, ни Окуджава.
Зато состоялось единственное публичное выступление в СССР Александра Галича, где прозвучала и песня «Памяти Пастернака». В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать из страны. Сегодня о том концерте напоминает мемориальная доска, установленная на здании по адресу проспект Лаврентьева, 16: «В этом здании в клубе-кафе «Под интегралом» в марте 1968 года выступал российский бард, поэт и драматург Галич Александр Аркадьевич».
Но тогда, в 1968 году, Академгородок захлестнула свободная творческая атмосфера, шли активные дискуссии, круглые столы, в которых участвовали тысячи зрителей. Благодаря магнитофонным записям аудиоматериалы буквально разлетались по стране. На всех концертах фестиваля был аншлаг.
На торжественном открытии, 8 марта, зачитали приветственные телеграммы Булата Окуджавы, Новеллы Матвеевой, Михаила Анчарова, Ады Якушевой. А вот телеграммы от Владимира Высоцкого и Юлия Кима озвучены не были по указанию свыше.
Надо отметить, что программа фестиваля состояла не только из концертов любителей песен у костра. В первый официальный день прошел и конкурс красоты «Мисс Интеграл-68».
О Галиче
Выступление Александра Галича завершало программу первого дня фестиваля. Он исполнил «Мы похоронены где-то под Нарвой», «Ошибка», «Баллада о прибавочной стоимости» и другие, но реакция на песню «Памяти Пастернака» его поразила до глубины души, он вспоминал: «зал, в котором в этот вечер находилось две с лишним тысячи человек, встал и целое мгновение стоял молча, прежде чем раздались первые аплодисменты. Будь же благословенным это мгновение».
Выступление Галича было настолько пронзительным, что покорило всех участников мероприятия.
Из воспоминаний Анатолия Бурштейна: «Галич был готов к тому, что его первое выступление окажется последним (…) Это был единственный настоящий его концерт в СССР, при аншлаге, в присутствии всей аккредитованной при фестивале прессы, под камерами двух кинохроник Западно-Сибирской и Свердловской. Его записывали на несколько магнитофонов одновременно, и эти записи разошлись впоследствии по всей стране».
Победителей надо знать в лицо
Как и положено на фестивале, жюри определило победителей. Гран-при присудили Александру Галичу. Второе место — Юрию Кукину, третье – Александру Дольскому, ставшему открытием новосибирского бардовского фестиваля.
«А все-таки, если даже будет плохо — пока хорошо». Галич
Из воспоминаний Льва Зонова (г. Свердловск): «Всё на фестивале было чудесно организовано. В аэропорту Новосибирска нас встречал автобус, который и доставил нас в Академгородок, где нашу делегацию разместили в одном из студенческих общежитий, — до гостиницы, где размещали москвичей и ленинградцев, свердловская делегация тогда не дорастала.
Мы, свердловчане, приехали на день раньше и выступили в неплановом концерте в Доме учёных. Валерий Хайдаров в газете «Вечерний Свердловск» от 5 апреля 1968 года об этом написал так: «Первый концерт состоялся за день до официального открытия фестиваля. Он был как бы пробой сил, заявкой и, не скрою, своеобразным турниром городов. Мне как члену свердловской делегации приятно вспомнить, что этот концерт стал вечером свердловской самодеятельной песни. Вдвойне приятно это и потому, что песни «бардов» Свердловска были для многочисленной аудитории сюрпризом…»
Из воспоминаний Виктора Славкина («Родник», г. Минск, 1988г., №10): Концерты, дискуссии, пресс-конференции… Академгородок бурлил. Но уже ко второй половине фестиваля над ним начали сгущаться тучи. Из Новосибирска на черных «Волгах» стало подкатывать начальство, о чем-то мрачно совещаться за закрытыми дверьми. Фестиваль тем не менее удалось довести до конца.
На банкете по поводу его закрытия Александр Аркадьевич Галич оставил автограф на моей почетной ленте члена пресс-группы: «А все-таки, если даже будет плохо — пока хорошо. Галич». Как в воду глядел.
В печати — сначала в новосибирской, а потом и в центральной — стали появляться статьи, обвиняющие бардов во всех смертных грехах, фестиваль был объявлен идеологической ошибкой, клуб молодых ученых «Под интегралом», центр всей духовной жизни Академгородка, разогнан, у ребят полетели кандидатские, докторские, в Москве начались неприятности у Галича…».
Из воспоминаний Валентина Глазанова: «В последующие дни и ночи почти непрерывно шли концерты на различных площадках Академгородка и Новосибирска. На одном из концертов в городе в перерыве к участникам подошел человек (как потом оказалось, секретарь обкома по идеологии) и сказал, что может там, у вас в Москве и Питере это все и хорошо, но у нас другой край, и здесь не надо «раскачивать» народ такими песнями. Это был первый сигнал о недовольстве властей. Потом клуб «Под интегралом» разгромили, а на авторскую песню наложили большую узду. А пока — мы пели».
2008 год. День памяти легендарному фестивалю
В 2018 году, с 7 по 10 марта, в Академгородке был организован фестиваль авторской песни – «Под Интегралом» – 40 лет спустя». В его рамках звучали авторские песни начинающих и известных авторов-исполнителей. К мемориальной доске Александра Галича, установленной на здании, где когда-то располагался клуб «Под интегралом», были возложены цветы. Состоялся круглый стол «Авторская песня – ретроперспектива», и конечно, конкурс «Мисс Интеграл-2008». Всё это стало данью памяти легендарному фестивалю 1968 года.
2018 год. Академгородок — место силы и свободы
Культурно-исторический форум «Место силы и свободы. Академгородок» приурочили к 50-летию фестиваля бардов 1968 года. Участники фестиваля ХХI века посвятили его изучению феномена Академгородка, его прошлому, настоящему и будущему. По традиции, форум открылся 9 марта, сотни зрителей из первых уст участников клуба «Под Интегралом» смогли узнать о годах оттепели, и том легендарном фестивале, а также услышать воспоминания Александра Галича о новосибирском концерте в киноленте «Запрещенные песенки».
Использованы материалы и фото: Библиотека сибирского краеведения, википедия, Новосибирский краевед, сайт «Музыкальный огонек» — фестиваль Новосибирск 1968», музей клуба «Под интегралом».
Лана Левада.