Ученые впервые определили микроорганизмы в воздухе Новосибирска

Фото: Константин Кутузов

Ученые Института химической биологии и фундаментальной медицины (ИХБФМ) СО РАН впервые выяснили, какие микроорганизмы циркулируют в атмосфере Новосибирска и как меняется их состав в зависимости от времени года.

Как проинформировали в Институте химической биологии и фундаментальной медицины, пилотный проект по исследованию биоразнообразия микроорганизмов, переносимых воздухом, уникален для России.

— Предварительные результаты проекта позволили нам впервые описать разнообразие микроорганизмов в атмосфере Новосибирска, а также выявить цикличность в их встречаемости в зависимости от времени года, — цитирует пресс-служба института руководителя проекта, руководителя ЦКП «Геномика» ИХБФМ СО РАН Марселя Кабилова.

Сообщается, что состав воздуха изучают методами геномного секвенирования. Под загрязнением атмосферного воздуха принято понимать в первую очередь химические соединения, такие как оксиды серы, азота и углерода, бензпирен, фенол, а также аэрозоль преимущественно техногенного происхождения. Однако в воздухе присутствуют и микрочастицы растительного и животного происхождения, а также всевозможные живые микроорганизмы, в первую очередь бактерии и грибы. И вопрос о том, как они влияют на человека и окружающую среду, до сих пор не изучен.

В рамках исследования установлено, что более 65 процентов от общего количества бактерий, обнаруженных в атмосфере Новосибирска, представлены четырьмя типами: протеобактерии, актинобактерии, фирмикуты и цианобактерии. Первые два преобладают в осенне-зимний период, а другие два — весной и летом соответственно. Более 90 процентов всех грибов, найденных в воздухе, составляют базидиомикоты, которые преобладают осенью и аскомикоты, которые встречаются в остальные времена года.

Уточняется, что ученые проводят дневные и ночные отборы воздуха в различных районах Новосибирска дважды в месяц третий год подряд. Образцы отфильтрованного воздуха проходят комплексный анализ. ИХКГ СО РАН с помощью хромато-масс-спектрометрического анализа исследует его химический состав. ГНЦ ВБ «Вектор» занимается оценкой культивируемых бактерий. ИХБФМ СО РАН с помощью метагеномных подходов решает основную задачу проекта по оценке разнообразия бактерий и грибов в воздухе.