Как «национальное достояние» региона превратилось в дело о мошенничестве
Акционеры заявляют, что их обманул новый гендиректор АО «Бердчанка». 228 жителей региона еще в 2015 году перестали получать дивиденды со своих акций некогда одной из крупнейших в Новосибирской области швейных фабрик, имущественный комплекс которой был оценен приблизительно в 100 миллионов рублей. Речь идет о земельных участках и недвижимости в Бердске и Линево. При этом общая сумма дивидендов только в этом году должна была составить порядка трех миллионов рублей, вот только люди их так и не получили.
Фабрика «Бердчанка» была известна на всю страну. В 2000-е годы предприятие было оснащено по последнему слову техники, расширялся ассортимент выпускаемой продукции. «Бердчанка» была одним из крупнейших производителей детской одежды за Уралом, выпуская 300 тысяч изделий в год. В 2010 году выиграла тендер от Минобороны на пошив военной формы. В 2014 году изготавливала экипировку для участников зимней олимпиады. Однако на сегодняшний день деятельность на ней не ведется. Фабрика была доведена до банкротства. Как же это произошло?
В распоряжении редакции оказалось обращение в адрес Председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. В нём рассказывается о том, что в 2015 году группа лиц совершила действия по «рейдерскому захвату» ОАО «Бердчанка», лишив акционеров собственности. А затем буквально «развалила» предприятие.
ОАО «Бердчанка» было создано на базе фабрики лёгкой промышленности в 1992 году в результате приватизации, а 228 рабочих стали её акционерами. Генеральным директором предприятия и одним из акционеров являлся Владимир Степанов, который погиб при загадочных обстоятельствах в 2014 году. Вскоре после трагической кончины должность гендиректора занял Константин Гук, который до этого не состоял в числе акционеров. В 2015 году он создал аналогичное юрлицо в другом регионе — АО «Бердчанка», владельцем ста процентов акций которого являлся он сам. При этом все 228 акционеров ОАО «Бердчанка» якобы приняли единогласное решение о реорганизации ОАО «Бердчанка» в АО «Бердчанка» в форме присоединения. Однако сами акционеры отрицают своё участие в подобном собрании, как и сам факт его проведения. Более того, согласно протоколу, на нем присутствовали даже умершие участники, в том числе и Владимир Степанов. «В результате фальсификации протокола о проведении собрания от 12.02.2015 года, предоставлении в налоговый орган сфальсифицированных документов, всё недвижимое имущество фабрики ОАО «Бердчанка» перешло в собственность АО «Бердчанка», то есть в собственность юридического лица, в котором 100 % участником и директором является Гук К. А. А 228 акционеров ОАО «Бердчанка» остались не только без права на участие во вновь созданном обществе, но и без денежного удовлетворения», — говорится в обращении в адрес Бастрыкина.
Также автор обращения пишет, что далее Гук продал 23 акции нового акционерного общества (23 процента) Эдуарду Бабкину за смешные деньги — по 100 рублей за акцию (активы рыночной стоимостью 26983370 рублей были проданы за 2300 рублей). Кроме того, Гук продал недвижимость предприятия ООО «РИПК», которое на 100 % принадлежало его жене, по цене в 20 раз ниже рыночной стоимости, что установил Арбитражный суд в 2018 году. Но акционер Бабкин эту сделку не оспаривал. По мнению автора обращения, всё это может свидетельствовать о сговоре Бабкина и Гука. «Исходя из вышеуказанного, полагаем, что в 2015 году группа лиц по предварительному сговору реализовала мошеннические действия по «рейдерскому захвату» ОАО «Бердчанка»», — говорится в обращении.
Автор приведенного обращения — Светлана Дмитриевна Бочарова, которая сейчас является Финансовым управляющим Константина Гука: он проходит процедуру личного банкротства ( что, кстати, не мешает ему оставаться действующим депутатом Бердского горсовета). А в 2018 году она же была арбитражным управляющим и самой «Бердчанки». Как она рассказала «ЧС», по её письму никакого движения пока нет. Более того, еще в 2015 году были аналогичные обращения в следственный комитет от ряда акционеров, но процессуального решения никто так и не принял. «Мне кажется очевидным, что работников завода просто обманули», — пояснила она.
Акционеры предприятия тоже неоднократно писали в правоохранительные органы, в том числе и коллективные обращения. Так, супруга покойного Степанова, также являющаяся одним из 228 акционеров, обращалась с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении Гука по факту мошенничества, а фактически незаконного захвата недвижимого имущества ОАО «Бердчанка» и причинения крупного вреда 228 акционерам.
Нина Степанова рассказала «ЧС», что сейчас акционеры хотят, как минимум, получить компенсацию за то, что они много лет вкладывались в это предприятие, и надеются, что с этим вопросом наконец-то разберутся правоохранительные органы. «Эти люди по 30—40 лет отработали на предприятии. Естественно, никто из них бесплатно никому свои акции не передавал. Но больше всего все они хотят, чтобы предприятие продолжало работать, а они получали положенные дивиденды. К сожалению, я понимаю, что это мечты из области фантастики. Оборудование давно распродано, интеллектуальная база уничтожена, есть только площади, и чтобы возродить фабрику, нужны большие вложения. Всё это время на площадке никто ничего не делал. Но сейчас наша страна нуждается в таком производстве, ведь на «Бердчанке» шили военную форму, потребность в которой сильно выросла. Если же возродить предприятие не получится, то акционеры хотят хотя бы получить денежную компенсацию, соизмеримую стоимости своих акций. Хотя это крайний вариант, мы хотим, чтобы фабрика работала».
Сейчас Нина Степанова с другими акционерами хочет попасть на личный прием к прокурору Новосибирской области Александру Бучману. Хотелось бы верить, что им это удастся. Так же, как и в то, что письмо к Александру Бастрыкину, который в последнее время так много внимания уделяет Новосибирской области, не останется незамеченным.
На данный момент, увы, главная ценность некогда крупнейшего предприятия легкой промышленности — это большой земельный участок в центре Бердска, который можно сдать в аренду или застроить. Судя по всему, на эту ценность и «положили глаз» люди, которые провернули описанную выше схему. Удастся ли предотвратить окончательное расхищение достояния региона и получится ли вернуть людям, поработавшим на предприятии всю жизнь, положенные по праву деньги? На данный момент в арбитражном суде в рамках дела о банкротстве Гука К. А. рассматриваются заявления об оспаривании сделок по отчуждению акций АО «Бердчанка». «ЧС» будет следить за развитием событий.
Отдел расследований «ЧС»