Мосты Белелюбского

Все знают, что Новосибирск появился благодаря строительству Транссиба! Все помнят и чтут Константина Яковлевича Михайловского, решившего проложить железную дорогу именно через Кривощеково, а не через Томск.

Николай Аполлонович Белелюбский

Всем новосибирцам хорошо знакомо имя Григория Моисеевича Будагова, руководившего постройкой моста и, по сути, ставшего отцом-основателем города.

Но автора проекта самого моста, давшего начало Новосибирску, каким мы его знаем, зачастую забывают…

31 марта 1897 года, 126 лет назад, было открыто движение по первому железнодорожному мосту через Обь. По мосту, спроектированному Николаем Аполлоновичем Белелюбским. Величайшим материаловедом своего времени, легендарным мостостроителем, по чертежам которого построено более сотни мостов, общая длина которых превышает 17 километров. Профессором, труды которого пользовались заслуженным уважением как в России, так и далеко за ее пределами.

Родился Николай Аполлонович в 1845 году, в Харькове, в семье инженера путей сообщения. Образование получил в Петербурге, пойдя по стопам отца. В 1878 году Белелюбский уже был профессором и заведовал кафедрой и механической лабораторией. В 1885 году из-под его пера вышел «Курс строительной механики», ставший главным учебником всех мостостроителей как минимум на полвека вперед.

И за эти полвека на было построено в России ни одного моста, к которому, так или иначе, не приложил бы руку Белелюбский. Одни он проектировал, в строительстве других — выступал консультантом, при сдаче третьих — проводил экспертизу.

Любимым материалом Николая Аполлоновича был цемент. С его подачи в России были внедрены нормы производства цемента и создана специальная лаборатория для экспертизы этого материала. Вторым по значимости материалом в мостостроении было и остается железо, и им Белелюбский также занимался очень основательно. До него в строительстве мостов использовали сварные детали. Проведя множество экспериментов, Белелюбский пришел к выводу о целесообразности использования деталей литых и добился перехода строительной индустрии на литое железо, несмотря на упорное противодействие всех встречавшихся на его пути министерств.

В середине XIX века лучшим цементом считался английский. Он и использовался для строительства стратегически важных мостов. После внедрения новшеств Белелюбского оказалось, что отечественный цемент ничуть не уступает английскому, и министерство путей сообщения полностью перешло на него.

В 1867 году француз Жозес Манье запатентовал железобетон, который он предлагал использовать как материал для кадок под растения. В 1890-х годах железобетон пришел в Россию, и Белелюбский стал одним из первых фанатов и пропагандистов этого нового материала, которому суждено было стать главным строительным материалом XX века. Белелюбский возглавлял комиссию по разработке ТУ для железобетона и тут же начал его активное внедрение в строительство мостов.

Многие мосты, построенные Белелюбским, были уникальными.

Например, в 1880 году по его проекту был построен Сызранский мост через Волгу, ставший самым длинным на тот момент мостом в Европе. 1483 метра! Примечательно, что сборкой моста руководил хорошо знакомый нам Михайловский… Так что их с Белелюбским плодотворное сотрудничество началось еще до прокладки Транссиба!

И еще пара совпадений: отступая из Новониколаевска в 1919 году, колчаковцы взорвали береговые устои моста через Обь. Повреждения были несерьезными, и железнодорожное сообщение взявшие город «красные» восстановили довольно быстро.

Годом ранее отступавшие белочехи подорвали два пролета Сызранского моста.

Самым длинным мостом Белелюбского стал Императорский, он же Симбирский мост, соединивший берега Куйбышевского водохранилища в Ульяновске. 2111 метров!

Императорский — потому что назван он был в честь Императора Николая II. Еще одна параллель с нашим городом, также названным в честь последнего русского царя.

В проектировании нашего моста Николай Апполонович тоже применил новаторскую идею, позже вошедшую в мировую практику мостостроения как «Русская система свободной проезжей части». Я честно пытался вникнуть в терминологию, в шарнирное опирание поперечных балок на фермы моста, но объяснить, в чем заключалась уникальность идеи — не смогу.

Зато могу сказать, что эта же технология, разработанная Белелюбским, была применена в 1932 году на строительстве Харбор-Бриджа в Сиднее, одного из самых больших стальных арочных мостов в мире, имеющим пролет в 503 метра и ставшим одним из символов Австралии.

И при всех заслугах великого мостостроителя его именем названа всего одна улица в Кривом Роге (там Белелюбский также строил мост, через реку Ингулец), и всего один мост официально носит его имя (хотя неофициально тот же Ингулецкий мост часто зовут мостом Белелюбского, при том, что от первоначального моста ничего не осталось — он был разрушен в Великую Отечественную). Это мост в Боровичах, Новгородской области, включенный в перечень объектов культурного наследия федерального значения.

Не все мосты Николая Апполоновича дожили до наших дней. От первого моста через Обь тоже остались только опоры, да один пролет, ставший памятником. Единственным в мире памятником мосту. Но инженеры говорят, что несмотря на более чем вековой возраст, опоры все так же надежны, и при желании на них можно установить новые пролеты, проложив второй путь через Обь.

И ни один из мостов Белелюбского не разрушился от времени или интенсивной эксплуатации. Столь совершенны были их конструкции, и… Столь хорош был цемент!

Кирилл Кудряшов, писатель

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *