«Потенциал-Плюс» — надёжный поставщик тепла для завода и города

Евгений Громов

Откуда корни?

У Новосибирского инструментального завода богатая история, которая начинается с петровских времён. Небольшой завод ещё в конце XVIII века был построен в Петербурге на реке Сестры. Изначально там занимались выделкой пороха, изготовлением холодного и огнестрельного оружия, якорей, такелажа для Адмиралтейства, чеканкой монет. Мастеровых работников хвалил сам Александр Васильевич Суворов, побывавший на заводе в 1772 году.

В первые месяцы Великой Отечественной войны «Сестрорецкий инструментальный завод» был эвакуирован в Новосибирск. 17 сентября 1941 года на сибирской земле был запущен в работу первый станок. Эта дата и стала вторым днём рождения предприятия, которое в 2022 году отметило 80-летие.

Сегодня изделия АО «НИЗ» поставляются во все регионы России, а также в страны СНГ. Завод обладает полным технологическим циклом производства инструментов — от их дизайнерской разработки до поставки потребителям.

В первые годы на промышленной площадке завода была построена котельная, которая обеспечивала тепловой энергией и горячим водоснабжением не только само предприятие, но и прилегающий к нему жилой массив. Сегодня у котельной иной статус: она теперь является самостоятельной ресурсопроизводящей компанией ООО «Потенциал Плюс».


По требованию времени

Какие обстоятельства заставили пойти на такой шаг, ведь котельная, словно пуповиной, много лет была связана с заводом?

Рассказывает генеральный директор АО «Новосибирский инструментальный завод» Евгений Громов. «Начиная с 2008 года, на заводе впервые заговорили о необходимости выделения котельной в отдельный бизнес, — напомнил Евгений Геннадьевич. — Несмотря на то, что она всегда была достаточно мощным объектом, всё же её состояние и технологический уровень отставали от требований времени. Поэтому в 2012 году мы приняли решение об организации на её базе отдельного юридического лица — ООО «Потенциал-Плюс». Разделили два баланса. Выстроили все договорные отношения. И начали работать. Почему это сделали? Когда всё варится в общем котле, то сложно проследить, какова эффективность подразделения, его финансовый вклад и какие именно меры нужны для развития. То есть, хотели узнать: какова экономика котельной — убыточная или прибыльная. Оказалось, что прибыльная.

К тому времени на котельной дорабатывали свой срок эксплуатации старые котлоагрегаты, у которых возраст был под сорок-пятьдесят, а то и больше лет. Поэтому требовалась их замена, автоматизация производственных процессов. Разработали программу модернизации. Провели замену отработавших свой ресурс котлоагрегатов, насосного оборудования, смонтировали современную приточную вентиляцию.

Для снижения затрат на электроэнергию и повышения эффективности работы оборудования на основные электродвигатели установили частотнорегулируемые приводы. Для надёжного электроснабжения проложили две новых отдельных высоковольтных кабельных линии, построили новые распределительные устройства и многое другое. Так у нас появилась прочная основа для наращивания мощностей. Общие вложения в реализацию программы составили больше 500 миллионов рублей. Словом, отделив котельную от завода, мы создали на её базе своеобразный энергоцентр. Я, как генеральный директор инструментального завода, участвую в решении стратегических вопросов, связанных с деятельностью котельной».

Евгений Громов добавил, что в 2000-х годах котельная была переведена на газ, что сделало её более экологически чистым производственным объектом. На её балансе имеются собственные инженерные сети.
Лучше один раз увидеть…

Памятуя об этом, мы решили своими глазами посмотреть, как работает котельная. Во время экскурсии, которую провёл технический директор компании «Потенциал-Плюс» Сергей Владимирович Селивёрстов, убедились, что котельная — это современное, хорошо технически оснащённое предприятие. По словам гида, в течение последних десяти лет этот объект получил вторую жизнь. Здесь установили и запустили в эксплуатацию семь новых котлов мощностью по 16 мегаватт каждый. Практически полностью обновили блок контрольно-измерительных приборов и автоматики. Теперь управление производственными процессами производится с помощью компьютера, а вся информация выводится на мониторы.

В связи с увеличением потребления ресурсов к старому зданию пристроили новый модуль, рассчитанный ещё на три котла. Первый из этих трёх агрегатов с порядковым номером «7» запущен в работу два года назад. В эти дни завершается монтаж оставшихся двух. Сегодня идёт их обмуровка, обвязка. По плану все работы будут завершены к 15 сентября. «Мы смотрим на несколько лет вперёд, — сказал Сергей Селивёрстов. — Потому что новый потребитель ресурсов «Потенциал-Плюс» — жилмассив «Европейский берег» — растёт и развивается, значит, нам уже сегодня нужно позаботиться о том, за счёт чего будем его обеспечивать теплом и горячей водой».

По словам технического директора, цифровизация и автоматизация управления производственными процессами способствовала оптимизации численности персонала.
Территория котельной взята под надёжную охрану: по всему периметру установлены датчики движения, системы видеонаблюдения, а также другие антитеррористические приборы.

Эффективный энергообъект

Далее рассказ о котельной снова продолжил генеральный директор Новосибирского инструментального завода Евгений Громов.

«В результате большой модернизации котельная увеличила экономическую и энергетическую эффективность, — пояснил он. — Выросли показатели по коэффициенту полезного действия, её мощность к концу 2012 года, например, составляла 60 мегаватт, то сегодня — 130. То есть, она в отдельно взятом районе Новосибирска стала весомым энергетическим объектом.

Кроме того, котельная — стратегический объект не только для завода, но и для социальных объектов — жилья, которое она отапливает. Сегодня чётко видно, что придание котельной статуса самостоятельного юридического лица позволило ей обеспечить большую финансовую самостоятельность».


Камень преткновения — тарифы

Казалось бы, всё хорошо. Но неожиданно возникли проблемы. С тарифами. Наш разговор с Евгением Геннадьевичем Громовым переходит к вопросу взаимоотношений ООО «Потенциал-Плюс» с монополистами в сфере энергетики. Он уточнил, что ранее для старого микрорайона, примыкающего к улице Большевистской, и строящегося жилмассива «Европейский берег» ООО «Потенциал-Плюс» являлся теплогенерирующей организацией, а СГК — транспортирующей тепло. Точкой разграничения ответственности было ограждение территории здания котельной, где стоит счётчик. Таким образом, говорит он, СГК покупала тепло по тарифу предприятия, и далее энергетики работали уже на своих условиях. Для отопления микрорайона «Европейский берег» были заключены прямые договоры с застройщиком и управляющей компанией по приемлемому для обеих сторон тарифу, установленному правительством, с размещением точки разграничения также на котельной.

«Это удобно для нас, так как мы исторически являлись в первую очередь производителем тепла, но не эксплуатирующей организацией. Сетей у нас практически нет, и персонал соответствующий мы не держим. Мы остаёмся теплогенерирующей организацией, и, считаю, что именно поэтому имеем конкурентоспособный тариф. Мы стараемся добиться максимальной эффективности на источнике тепловой энергии», — пояснил Евгений Громов.

«Ситуация с прошлого года кардинальным образом изменилась. Новосибирск вошёл в ценовую зону регулирования, а наша котельная стала единой теплоснабжающей организацией (ЕТО) для своих конечных потребителей».

По его словам, в настоящий момент в связи с введением единой ценовой зоны в Новосибирске для компании «Потенциал-Плюс» тарифы за прошлый год выросли. Но раньше, говорит он, предприятие вообще не отвлекало своих средств на вопрос о том, как идёт транспортировка ресурсов, потому что «СГК» сама прямо на выходе покупала тепловую энергию по установленному для компании «Потенциал-Плюс» тарифу и согласно утверждённому между сторонами графику платежей продавала её населению. Причём все затраты на ремонт теплотрассы, потери ресурса лежали на «СГК».

С первого июля 2022 года всё изменилось. ООО «Потенциал-Плюс» стало ЕТО.

«Если учитывать то, что в предыдущие годы тариф жёстко регулировался и рос на 4—5 процента в год при схожем росте тарифов на газ и электроэнергию, доля которых в нашей себестоимости велика и доходит до 75—80 процентов, то данный вид бизнеса сложно было отнести к среднеприбыльному и уж тем более высокоприбыльному», — считает Евгений Геннадьевич. — После перехода в единую ценовую зону мы должны предоставлять наши ресурсы конечному потребителю по тому же тарифу, но уже проиндексированному на величину 2022 года. Транспортировка тепла теперь должна происходить за счёт ООО «Потенциал-Плюс», то есть затраты вошли в тариф. «Экономически это очень ощутимо, — заявляет Евгений Громов. — Это 10—15 процентов нашей годовой выручки. Конечно, тариф за 2022 год неплохо подрос. Но также подросли и тарифы на газ, электроэнергию и воду, что фактически не дало нам существенного прироста по прибыли, которую можно было бы пустить на покрытие вновь образованных затрат на транспортировку. Тариф на тепло в течение 2023 года расти не будет. А вот по газу и электроэнергии — не до конца понятно. Данные разнятся. В итоге, если будет рост по ним, то мы получим дополнительное ухудшение наших финансовых показателей. Ситуация непростая. Складывается ощущение, что при принятии решения о вхождении предприятия в ЕТО, мнение и судьба мелких, малых и средних источников теплоснабжения не учитывалось от слова СОВСЕМ. Им это просто спустили в приказном порядке. А жаль, потому что они тоже — бизнес и тоже могут быть эффективными и полезными, снижая зависимость и риски работы с центральными источниками. Это следует даже из нашего примера. Для нас, между прочим, тепло это не побочный продукт, а основной, что говорит о том, что наша экономическая зависимость от тарифа на тепло значителльно выше, чем на централизованных источниках. Поэтому неосторожное обращение с ним может привести компанию к негативным последствиям и краху. И всё равно, несмотря на все сложности последнего времени, мы конкурентны и эффективны».

Идти вперёд и не сдаваться

Несмотря на очевидные перекосы в тарифообразовании, говорит Евгений Громов, предприятие продолжает работать, изыскивает неиспользованные резервы и нацелено на дальнейшее развитие и укрепление. Он уверен, что такие локальные источники производства тепловой энергии, как «Потенциал-Плюс», сделают систему теплоснабжения города более устойчивой и надёжной.

Василий Матвеюк

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *