Поезд идет на Восток? Колонка С. Максимова о смене логистических потоков

С. Максимов

С. Максимов

В советское время был такой фильм с названием «Поезд идет на Восток». Рассматривая современное состояние перевозок контейнерных грузов в восточном направлении, вполне уместно задаться вопросом: а идет ли поезд на Восток?

В условиях санкций, наложенных на Россию США и странами ЕС, ограничений по использованию иностранных транспортных средств, произошла смена логистических потоков. Проще говоря, был осуществлен разворот логистики на Восток.

В 2022 году сложилась критическая ситуация с отправлением контейнерных поездов в направлении сухопутных пограничных переходов с КНР, а также в регионы и порты Дальнего Востока, в Якутию и регионы Крайнего Севера, связанная со значительным снижением согласованных ОАО «РЖД» заявок на перевозку контейнеров (форма ГУ-12). Процент согласования заявок компаниям-членам «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири» в апреле 2022 года составлял 19,9 %. В мае — 17,6 %. В сентябре — всего 4,7 % от поданных заявок. Даже по тем контейнерам, что удалось отправлять, задержки отправления составляли более одного месяца.

В январе–феврале 2023 года ситуация еще более усугубилась, процент согласований ГУ-12 был на уровне 4 %, наблюдалась перегрузка мощностей контейнерных терминалов, ряд из них вообще отказались брать контейнеры для отправки.

Данная ситуация была связана с несколькими факторами. Санкционной политикой стран ЕС и переориентацией грузопотока на Восток. Признанием угольных грузов приоритетными и ростом их перевозки в направлении портов Дальнего Востока и сухопутных пограничных переходов. Недостаточным уровнем развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона (Транссиб и БАМ) и инфраструктуры пограничных переходов, морских портов. Закрытием Китая на прием и отправку грузов в связи с ковидными ограничениями.

Всё это приводит к тому, что экспортные грузы не могут быть отправлены иностранным получателям. Экспортно-ориентированные компании, не только транспортные, но и промышленные, торговые, вынуждены платить неустойки и в целом теряют иностранные рынки сбыта.

В качестве примера можно отметить, что объем экспортных отправок пиломатериалов из СФО в 2021 году составил 8,1 млн тонн (13,7 млн куб. м) или 2,6 млрд долларов США (значительная часть отправок шла через Новосибирский транспортный узел). Из-за загруженности Восточного полигона Транссиба и невозможностью отправки пиломатериала объём его экспорта в СФО в январе–августе упал на 39,6 %, а производство пиломатериалов сократилось более чем на 12,2 %.

Еще одним фактором ухудшения ситуации с перевозками контейнеров стало то, что морские порты не имеют достаточно развитой инфраструктуры для приёма большого количества судов.

В связи с уходом из России контейнерных перевозчиков Mediterranean Shipping Company (MSC), Maersk и CMA CGM, на долю которых приходилось 51,6 перево-зок контейнеров морским транспортом, образовался дефицит судов контейнеровозов. К концу года его удалось заполнить флотом из других, дружественных стран, в том числе КНР. Однако, в отличие от указанных выше компаний, обладавших судами, способными единоразово перевозить шесть-восемь тысяч контейнеров, заменившие их суда имеют вместимость 400—800 контейнеров. В этой ситуации существенно выросло число судов, заходящих в российские дальневосточные порты, в том числе во Владивосток. Инфраструктура портов оказалась не готовой к приёму такого количества судов.

Серьёзная ситуация сложилась с отправкой грузов в регионы Дальнего Востока, для нужд экономики и населения. Это, прежде всего, социально важные грузы, в которых остро нуждаются регионы для обеспечения товарами продовольственной (зерно, мука, комбикорма, маргарин, крупа и другие) и минерально-строительной группы.

Новосибирск является одной из ведущих точек по формированию грузов для Северного завоза. Круглогодично идут отправки контейнеров в адрес железнодорожных станций Усть-Кут, Лена, Томмот, Беркакит, в том числе с целью аккумулирования там грузов для навигации с последующей доставкой в Ленск, Якутск, Мирный. В нынешних условиях может быть сорван Северный завоз 2023 года. В Якутии и районах Крайнего Севера могут возникнуть проблемы с поставками продовольствия.

Проблемы возникают с перевозками контейнерных грузов в адрес получателей в Красноярском, Забайкальском краях, Иркутской области.

В настоящее время, за счет проводимых Правительством РФ и ОАО «РЖД» мероприятий по модернизации Транссиба и БАМа, удалось существенно увеличить их пропускную способность. Лимиты отправок контейнеров в восточном направлении увеличены, однако это не решает проблемы, так как они направлены на вывоз уже скопившегося на контейнерных терминалах парка, а новые грузы для отправки фактически не принимаются. Кроме этого, значительная часть новых пропускных способностей опять отдаётся для вывоза угля на экспорт.

В связи с вышесказанным, для обеспечения развития грузоперевозок из регионов Сибири на Восток требуется обеспечить комплексное развитие транспортно-логистической инфраструктуры всего Восточного железнодорожного полигона (Транссиба и БАМа), сухопутных пунктов пропуска, морских дальневосточных портов.
Решение этих задач имеет первоочередное значение с учетом углубления развития внешнеэкономических связей России и Китая.

На встрече в Москве Президент России В. В. Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин неслучайно большое внимание уделили вопросам обеспечения бесперебойности перевозок и развития логистики между нашими странами.

Существенные ресурсы, силы и средства в настоящее время концентрируются для решения данных задач. В том числе, ежегодно будет увеличиваться пропускная и провозная способность Транссиба и БАМа.

Однако ряд вещей по развитию контейнерных перевозок, включая экспортно-импортные, можно сделать уже сейчас. Такими мерами могут быть: признание контейнеров приоритетным грузом, в том числе над экспортными отправками угля; увеличение перевозки контейнеров за счёт вновь вводимых пропускных способностей на Восточном полигоне; создание понятной «прозрачной» системы согласования/отклонения заявок на перевозку; организация на ключевых железных дорогах «Центров по планированию контейнерных перевозок» из расчета на неделю, месяц, квартал.

Данные меры позволили бы уже сегодня снять остроту проблемы и увеличить объём перевозок контейнерных грузов.

С. Максимов,
президент «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири»,
кандидат философских наук

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *