Съезд РСПП: разговор о важном

C. Карпекин (слева) и руководитель ФНС РФ Д. Егоров

C. Карпекин (слева) и руководитель ФНС РФ Д. Егоров

16 марта президент Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий Сергей Карпекин принял участие в состоявшемся в Москве съезде РСПП. Центральными темами обсуждения на съезде стали импортозамещение и развитие российской промышленности в условиях санкций, обеспечение технологического суверенитета страны, стимулирование инвестиций, подготовка высококвалифицированных кадров, совершенствование мер государственной поддержки бизнеса. На съезде выступил президент России Владимир Путин. Своими мыслями и впечатлениями поделился Сергей Карпекин

Съезд РСПП — это финальное мероприятие по итогам традиционных форумов Недель российского бизнеса, в ходе которых формируется консолидированная позиция бизнеса и власти. В этот раз в мероприятии приняли участие около тысячи делегатов и гостей, среди которых — крупнейшие предприниматели, представители малого и среднего бизнеса, члены Правительства РФ, главы министерств и ведомств.

— В настоящее время РСПП всё больше обращает внимание на интересы не только крупного, но и среднего и малого бизнеса: звучали вопросы, которые беспокоят предпринимательское сообщество в целом, — отметил Сергей Карпекин. — Хотя деятельность крупного капитала, крупных предприятий всегда в центре внимания, и это естественно, поскольку они составляют основной костяк правления Союза и в значительной степени определяют повестку дня, влияют на состояние российской экономики. О деловом климате в 2023 году на съезде рассказал президент РСПП Александр Шохин.

— Каковы основные тезисы его доклада?

— Мониторинг, составленный по итогам опроса руководителей бизнеса, проводится ежегодно, и я не могу сказать, что симптомы состояния экономики очень тревожны. Ситуация выглядит как рабочая. Конечно, некоторые вопросы беспокоят, но они решаемы. Каков вывод? В планах многих предприятий — сохранение инвестиций: в этом году большее количество опрашиваемых подтвердило свои инвестиционные намерения. Это следствие определённых обстоятельств, которые сложились на данный момент: это открывшиеся с введением санкций возможности развития производств в сторону импортозамещения, а государство пытается поддержать и всячески стимулировать этот процесс. Мониторинг основных проблем, с которыми сталкивается бизнес сегодня, показал, что на первое место вышла нехватка кадров. Если ранее она не входила даже в пятёрку, то сейчас кадровая проблема — лидер антирейтинга.

Кадровый голод в настоящий момент — это данность, и в основном не хватает представителей рабочих и технических специальностей. Что очевидно. В 90-х, «нулевых» годах был ажиотаж в гуманитарной сфере, огромный перевес студентов, желающих стать финансистами, юристами, маркетологами — на инженерную профессию мало кто обращал внимание. Отсюда перекос.

— На съезде присутствовали многие первые лица российского правительства, каково их видение нынешней ситуации?

— Их присутствие действительно ценно. Каждый из профильных министров выступил с докладом о результатах 2022 года, принятых и планируемых мерах государственного реагирования. Было видно, что ведётся энергичная практическая работа, есть понимание сути стоящих перед страной задач, понимание момента. Прозвучали интересные доклады министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, министра экономического развития РФ Максима Решетникова, министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, министра финансов РФ Антона Силуанова. Основные посылы выступлений, на мой взгляд, вполне адекватны ситуации, предлагается много интересных и полезных программ. В качестве стержневой звучала тема технологического суверенитета, а проблемы деятельности предприятий, проблемы кадров вращаются вокруг этого. Это вполне логично: сегодня закрыт доступ к определённым технологиям, оборудованию, мы столкнулись с конкретными трудностями, и государство, понимая это, стремится стимулировать разработку собственных технологий. Каким образом? Разработана масса программ по импортозамещению, о некоторых я слышал впервые. В частности, понравилось, что правительство сознаёт: некоторые позиции по импортозамещению придётся дотировать до рентабельности. Почему был большой скепсис по некоторым вопросам импортозамещения? Потому что сделать-то мы можем, умных голов и рукастых людей хватает. Но мы работаем в условиях рынка. Мало сделать пусть даже самый качественный продукт, его нужно продать, нужен рынок. А он далеко не всегда достаточен, чтобы обеспечить такой объём продаж, который окупит инвестиции и превратит импортозамещение в реальный бизнес. Федеральное правительство, понимая это, разрабатывает программы дотирования продуктовых позиций до приемлемого уровня рентабельности и получения предприятием значимой прибыли. Только тогда необходимые продукты производства появятся на нашем рынке и будут реально решать проблемы технологической независимости. На мой взгляд, это революционный подход, поскольку если раньше во главу угла был поставлен принцип бюджетной эффективности, сейчас государство понимает необходимость иного рода и разрабатывает соответствующие ситуации инструменты и подходы.

— На что ещё вы обратили внимание?

— Многое было посвящено вопросам образования и решению кадровой проблемы. Можно сказать, была представлена целая россыпь программ и мер. Это профессионалитет, специалитет, лучшие практики по техническим специальностям, передовые инженерные школы, список можно продолжать. Многое говорилось о поддержке и софинансировании НИОКРов, о налоговых преференциях на приобретение отечественного оборудования. Достаточно громко прозвучала тема обратного инжиниринга — то, о чём мы много говорили, но в какой-то мере стеснялись: вроде не очень хорошо что-то брать и копировать. На самом деле, это действующая мировая практика, и мы, со своей стороны, также повернулись к этому лицом. На базе вузов страны в настоящее время создано 87 центров по обратному инжинирингу. Обеспечена определённая грантовая поддержка. Ещё один момент. Было отмечено, что достаточно успешно выглядит деятельность институтов поддержки бизнеса. Отмечался Фонд развития промышленности, к этому процессу планируют подключить ВЭБ, много вполне здравых идей находится в стадии разработки и воплощения. В числе успешно действующих мер хочется отметить промышленную ипотеку. Очень интересным было выступление министра транспорта РФ Виталия Савельева. Есть понимание по расширению транспортных коридоров, в частности южного, восточного, есть проекты, направленные на увеличение их пропускной способности и разрешения ситуации с дорогостоящей логистикой.

— Что необходимо предпринять, чтобы все эти меры, программы стали реально действенными?

— Хочу сказать, что многое в данный период времени находится в руках самих предпринимателей. Можно получить достаточно значимый успех, если искать определённые товарные позиции, изделия, которые необходимы нашему рынку, которые должны обладать определённым техническим и технологическим уровнем. Нужно не бояться вкладываться в это дело самим и использовать многочисленные виды поддержки, которые сегодня предлагаются. Действительно, есть все возможности, чтобы, скажем, получить промышленную ипотеку, построить здание и запустить производство, получить средства на НИОКР, в рамках образовательной программы, программы промышленных кластеров совместно с вузами, запустить продукт в серию, получить поддержку для дальнейшего развития, субсидирование в период нерентабельного производства и так далее. Это очень большой набор инструментов, и что важно — финансовых, поскольку всегда говорили, что бизнесу не хватает средств для того, чтобы развиваться. Сейчас ситуация меняется. Важно, чтобы это доходило и до нашей территории, а предприниматели знали все эти возможности и проявляли инициативу.

— Какое впечатление на вас произвело выступление президента, что вы отметили для себя?

— Президент работал на съезде около двух часов. Он не просто выступил с посланием к бизнесу, но и остался в зале. Кроме олигархов, на съезде присутствовало много руководителей крупных российских предприятий: КАМАЗ, Нижнетагильский металлургический завод, Уралвагонзавод, представители ОПК. Они рассказывали о своём опыте деятельности в новых условиях, говорили об импортозамещении. Владимир Путин участвовал в работе, вступал в диалог, комментировал, что-то брал на заметку — было видно, что руководитель государства понимает нынешнюю ситуацию, понимает задачи, которые стоят перед промышленностью, понимает те трудности, с которыми бизнес в любом случае сталкивается. Помимо деталей, на которые президент обращал внимание, он приглашал бизнесменов финансово вложиться, скажем, в транспортные и логистические проекты. Это выгодно им, и даёт необходимый для страны ресурс. Он призывал возвращать средства в страну, гарантировал их безопасность и востребованность в плане реализации новых масштабных проектов. Его замечания были по делу, звучали без каких-либо лозунгов или излишней патетики. Атмосфера съезда была свободная, было комфортно. Понравилось и то, что наряду с запланированными выступлениями министров, руководителей крупных предприятий, по которым велась дискуссия с участием президента, были вопросы с мест, это была инициатива самого Владимира Путина. То есть всё было неформально, общение было живым.

— Какова польза от таких мероприятий?

— На них озвучивается много интересных задач, проектов, планов, которые впоследствии мы можем использовать, апеллировать к ним для взаимодействия с региональной властью. Иногда с ходу ставить вопросы перед властью сложно, но когда они озвучены на федеральном уровне, требуют развития в регионе, нам гораздо легче их продвигать. Это хороший переход от слов к делу. Важны и посылы. Все министры, президент, во-первых, подчёркивали, что мы продолжаем работать в рыночной экономике, рыночном контексте. Во-вторых, понравилась забота о повышении внутреннего спроса. Процесс уже пошёл, правда, пока за счёт бюджетных вливаний, гособоронзаказа, в частности. Но тенденция налицо, и это принесёт пользу экономике и промышленности.

— Если апеллировать к озвученным на съезде РСПП данным относительно проблем с кадрами, обращают на себя внимание изменения в федеральном законодательстве по применению инвестиционного налогового вычета. Они касаются образовательной сферы, а значит, прямо влияют на качественную подготовку кадров. Что изменилось?

— В перечень затрат предприятий включили 100-процентную льготу на затраты, связанные с безвозмездной передачей учебным заведениям средств либо имущества для решения образовательных задач. Почему это важно? К сожалению, даже при достаточном финансировании учебное заведение не может организовать у себя участки, производственные объекты, которые бы решали будущие задачи. За последние годы оборудование на многих предприятиях существенно обновилось. В итоге по окончании учёбы выпускник зачастую оказывается не готовым к работе на предприятии, приходится переучиваться. Предприятия, которые заранее думают о своей кадровой базе, стали взаимодействовать с учебными заведениями для создания производственных участков в учебных целях. Но источником финансирования такой работы была прибыль, которая, естественно, облагается налогом. Теперь такие инвестиции облагаться налогом не будут. У предприятия поэтому появляется стимул: можно заплатить налог, а можно, к примеру, купить оборудование для колледжа. На мой взгляд, если с этим колледжем планируется налаживать деловое, конструктивное взаимодействие, конечно, выгодно использовать налоговый вычет и направить его на учебный процесс. Подготовленный специалист в результате будет адаптирован к современному производству. Тем более, это касается не только оборудования, но и финансовых средств — можно вкладываться в образовательные программы. Это очень хорошая инициатива.

Беседовал Сергей ГОНТАРЕНКО

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *