Калачи — Ашхабад — Севастополь

Сто лет минуло со дня рождения Григория Молочкова, лейтенанта, пехотинца, заместителя командира стрелкового полка. Героя Советского Союза, отличившегося при освобождении Севастополя.

Родился Григорий Аксентьевич 23 марта 1923 года в селе Калачи, ныне входящем в Карасукский район Новосибирской области. В 1931-м году его семья переехала в Ашхабад, где он стал заниматься в аэроклубе.

Но судьба распорядилась так, что не штурвал самолета взял в руки молодой Молочков, а винтовку.

В 1941-м его призвали в армию, и отправили на обучение в Ашхабадское пехотное училище, откуда уже лейтенантом он был отправлен на фронт.

Свой главный бой лейтенант Молочков принял во время Крымской наступательной операции.

8 апреля 1944 года Советские войска перешли в наступление, целью которого было полное освобождение Крыма и Севастополя. К тому моменту в Крыму уже давно существовали подготовленные для наступления плацдармы: на берегу Сиваша и на Керченском полуострове (при захвате которого, кстати, отличился наш земляк, Виктор Ус), но развить полномасштабное наступление в Крыму пока не получалось.

Слишком хорошо окопались там фашисты, и слишком мало сил еще было у Красной Армии, чтобы штурмовать этот хорошо укрепленный район.

Для Советского Союза взятие Севастополя было важно далеко не только как очередной этап освобождения своей территории от захватчиков. Овладеть городом славы русских моряков значило еще и развязать руки Черноморскому флоту для последующих операций.

Фашисты же цеплялись за Крым не только из-за его стратегической важности. Удержать полуостров для Гитлера было еще и важным политическим шагом. Влияние Третьего рейха на другие страны Оси существенно пошатнулось. Румыния и Болгария все больше задумывались о том: а правильную ли сторону они выбрали? И переход Крыма обратно под контроль СССР мог повлиять на их решение выйти из союза с Германией.

По-прежнему держала нейтралитет Турция, которую фашистские дипломаты всячески пытались склонить к участию в войне на своей стороне. Гитлер опасался, что потеря Крыма может не только поставить крест на его планах втянуть Турцию в войну, но и подтолкнуть ее в объятия Англии, Франции и США, в чем, он, собственно, и оказался прав — 23 февраля 1945 году Турция таки объявила войну Германии, правда, только де-юре. Де-факто ее войска в сражениях не участвовали.

В общем, командование фашистской Германии отдало своим войскам приказ драться за Крым насмерть. И с учетом того, сколько времени у немцев было на подготовку оборонительных рубежей у Севастополя, в Советской Ставке понимали: отбить его будет нелегко.

8 апреля 1944 года, в 8 часов утра, Советские войска перешли в наступление. Все известные огневые точки фашистов были заранее подавлены тяжелой артиллерией, а перед началом операции артиллеристы и авиация перепахали немецкие позиции градом снарядов и бомб.

Главный удар наносила 51-я армия 4-го Украинского фронта, в которую входил и 647-й стрелковый полк, заместителем командира которого служил Григорий Молочков.

За следующие 8 дней Красная Армия освободила Керчь, Феодосию, Симферополь, Судак и Алушту. Преследуя отступавших фашистов, наши войска вышли к Севастополю, но под ним немцы окопались слишком хорошо.

Атаки на город, предпринятые 16, 19 и 23 апреля, были отбиты, и после перегруппировки войск, а также после долгой и тщательной разведки, 7 мая 1944 года начался новый штурм города, в этот раз — увенчавшийся успехом.

9 мая 1944 года подразделение, которым командовал лейтенант Молочков, получило приказ захватить и удержать Зеленую горку. Небольшую, но стратегически важную высоту. Отразив три немецкие контратаки, бойцы заняли высоту и успешно удерживали ее до подхода подкреплений, после чего вступили в новый бой на улицах города.

Лейтенант Молочков был ранен в том бою, но оставался в строю и продолжал командовать своими ребятами, улица за улицей освобождающими Севастополь.

Нет точных данных, погиб он прямо в бою или же все-таки был эвакуирован из города и умер уже на руках медиков. Опять же, если погиб, то от уже имевшейся раны, или его жизнь оборвала другая фашистская пуля. Да и неважно это.

Важно то, что «за мужество и героизм, проявленные при освобождении Севастополя», Григорий Аксентьевич Молочков был посмертно удостоен высшей награды своей страны. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Похоронен Молочков неподалеку от места своего последнего боя. На 15-м километре Ялтинского шоссе, в братской могиле воинов-освободителей Севастополя. Ну а на Зеленой горке и по сей день стоит навсегда замерший Т-34, по легенде — первый танк, ворвавшийся в Севастополь. Ворвавшийся в брешь в фашистской обороне, пробитую в том числе и нашим земляком, прошедшим долгий путь из Сибири и Туркменистана до Севастополя.

35 дней. Чуть больше месяца длилась Крымская наступательная операция, в ходе которой удалось полностью изгнать немцев с полуострова, уничтожив порядка 60 тысяч немецких солдат, и еще столько же взяв в плен.

Для сравнения, в начале войны фашистам потребовалось в 7 раз больше времени, чтобы овладеть отчаянно защищающимся Севастополем.

Кирилл Кудряшов, писатель

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *