Коля, мы всё рассчитали! Колонка о Николае Рукавишникове

Рукавишников на почтовой марке СССР

Все космонавты СССР становились Героями Советского Союза. Многие имеют две звезды. Во все времена это порождало споры: заслуживают ли эти люди высочайшей награды своей страны? Мол, посидел в кресле, потерпел пару часов перегрузок, а звание получил так же, как и наводчик танка, сжегший 11 немецких «Тигров».

Николай Рукавишников

Есть даже такая шутка:

— В чем, собственно, подвиг Гагарина?

— Представьте себе, что вы сидите на цистерне горючего, высотой с 9-этажный дом. В самом низу из нее торчит фитиль, и подносящий к нему спичку Королев говорит: «Юра, всё будет нормально! Ты обязательно вернешься! Мы все рассчитали!»

У родившегося в Томске Николая Николаевича Рукавишникова две звезды Героя. Однако в космосе он бывал трижды, и самым невероятным его полетом был как раз третий, за который Героя Советского Союза ему не дали. Традиция такая была: больше двух звезд космонавтам не вручать. После второго раза — хоть залетайся, максимум, на что можешь рассчитывать — Орден Ленина.

А меж тем Рукавишников совершил невероятное… Но обо всем по порядку.

Большинство космонавтов как в советской, так и в американской космических программах, были летчиками. Подавляющее большинство. Все-таки летчики больше подготовлены к перегрузкам, да и скорость их реакции, натренированная за годы полетов, на доли секунды превосходит реакцию гражданских спецов. А эти доли секунды в космосе решают много.

Рукавишников был гражданским. Инженером-физиком, участвовавшим в создании одного из первых в СССР компьютеров, разрабатывавшим системы автоматического управления ядерными реакторами и, наконец, ЭВМ для космических кораблей в ОКБ-1 Сергея Королева.

В начале 60-х годов Советский Союз активно готовился к высадке человека на Луну, и для этого полета космическому кораблю требовался уже не только пилот, но и штатный инженер, знающий установленное на космолете оборудование как свои пять пальцев. Найти такого человека было непросто, потому как помимо технических навыков и огромного опыта в сфере космической электроники он должен был обладать отменным здоровьем.

Одним из таких космических инженеров и стал Рукавишников, который, конечно, не пилотировал истребители, но зато увлекался мотокроссом.

Увы, к Луне он так и не полетел. Американцы обошли нас в лунной гонке, и Советская лунная программа была свернута, а все силы ОКБ-1 брошены на новое направление…

19 апреля 1971 года на орбиту Земли был выведен «Салют-1». Первая в мире долговременная орбитальная станция. По сравнению с «Миром» и МКС ее период жизни в космосе был, конечно, крошечным, всего 175 дней, но все-таки…

24 апреля того же года к станции устремился космолет «Союз-10» с тремя членами экипажа на борту. Командиром корабля, бортинженером, и… первым в мире космическим инженером-испытателем, сибиряком, Николаем Рукавишниковым.

Экспедиция закончилась неудачно, корабль состыковался с «Салютом», но неудачно, и перейти на станцию космонавтам не удалось. Однако на землю они вернулись вполне благополучно, без приключений.
Второй полет Рукавишникова состоялся 2 декабря 1974 года, на космолете «Союз-16». СССР и США готовились к совместному полету, легендарной миссии «Союз-Аполлон» со стыковкой кораблей двух космических держав на орбите, и задачей командира Анатолия Филипченко и бортинженера Николая Рукавишникова была обкатка всех систем, которые впоследствии будут использоваться в международной миссии. Полет прошел штатно, все приборы и механизмы отработали как часы.

Второй полет — вторая звезда Героя.

Рукавишников вполне мог оказаться и участником совместного полета с американцами, он был членом дублирующего экипажа «Союза-19», но его услуги не потребовались — полетел основной экипаж: Алексей Леонов и Валерий Кубасов.

Но самым сложным и самым невероятным полетом Рукавишникова был третий, на «Союзе-33», который стартовал с Байконура 10 апреля 1979 года и направлялся к станции «Салют-6», находившейся на орбите уже полтора года. То была первая в истории отечественной космонавтики миссия, командиром которой был не военный летчик, а гражданский специалист, инженер.

Вторым членом экипажа был Георгий Иванов, первый космонавт Народной Республики Болгария. Вас удивляет русское имя болгарского космонавта? С именем все просто, на самом деле он — Георги, ну а Георгий — просто русская вариация. А вот с русской фамилией вопросов больше, не правда ли? Вообще от рождения Георги Иванов носил фамилию Какалов, но когда он начал подготовку к совместному полету с русским экипажем, ему настоятельно посоветовали сменить неблагозвучную фамилию на что-то более простое и русское. Какалов не возражал.

Взлет прошел штатно. «Союз» вышел на орбиту, и экипаж начал подготовку к стыковке с «Салютом», и вот тут все пошло наперекосяк. Впервые за все время использования кораблей типа «Союз» отказал двигатель. Больше 10 тысяч запусков за все время испытаний на Земле и космических полетов, и ни одного сбоя. А тут, на подлете к «Салюту», прогорела боковая стенка двигательной установки.

Что произойдет, если запустить двигатель снова? Он придаст кораблю импульс, направленный не в ту сторону? Не сработает вообще? Взорвется, разнеся на мелкие осколки и корабль и его экипаж? Риск был слишком велик, и центр управления полетов принял решение отказаться от стыковки со станцией и стал думать, как теперь вернуть космонавтов на Землю.

Бюст в Томске

Естественно, всё запущенное на орбиту планеты рано или поздно упадет обратно. Однако остаются три вопроса:

1) Под каким углом корабль войдет в атмосферу? Потому как от этого зависит, выдержат ли стенки космолета трение о воздух, и не сгорит ли он еще задолго до подлета к поверхности.

2) Как скоро «Союз» сойдет с орбиты? Ибо запас воздуха у экипажа всего на 5 суток.

3) В каком месте планеты «Союз» приземлится? Традиционным местом посадки спускаемых аппаратов советских космолетов были степи Казахстана. Если космонавты приземлятся в тайгу — их будет не так просто найти и забрать. А если в горы? Капсула просто разобьется о скалы! А если в океан? А если, не приведи Господь, на территорию враждебного государства?

Из 15 часов, отведенных космонавтам на отдых, а ЦУПу — на расчет траектории посадки, Рукавишников проспал 2. Он просчитывал в уме варианты развития событий, и фактически — готовился к смерти. Если резервный двигатель отработает нештатно и не сумеет столкнуть корабль с орбиты, ему и Иванову грозила медленная и мучительная смерть от удушья. Для себя Рукавишников принял решение, что если спуск пойдет не так, как должен был — отлетав несколько суток и ощутив первые признаки удушья, он откроет клапан, выпустив оставшийся воздух в космос. Лучше так. Лучше быстро умереть в ледяном вакууме, чем медленно задыхаться в болтающейся на орбите крошечной капсуле.

Своему напарнику он об этом ничего не сказал, решив не волновать его раньше времени.

Спустя 15 часов ЦУП дал указания. В строго отведенное время запустить резервный двигатель на 188 секунд.

«Коля, мы все рассчитали, ты обязательно вернешься!»

Настал момент истины. Рукавишников нажал на кнопку, запустив резервный двигатель…

Космос. Гравитации нет. Понять, где верх, а где низ — невозможно, как невозможно и определить, начал ли корабль движение к Земле, или же наоборот удаляется от нее. Единственное, что космонавты могли ощутить — это сам факт работы двигателя. По вибрациям корпуса «Союза». И вот тут Рукавишников и совершил невероятное.

 

Спускаемая капсула-монумент в Томске

Он был инженером. Физиком. Технарем до мозга костей. Он знал «Союз» как свои пять пальцев. Он уже дважды летал на нем в космос и бесчисленное количество часов провел в нем на Земле, на тренировочных полетах и во время работы над системами корабля.

Кожей, каким-то шестым чувством, он ощутил, что резервный двигатель работает не так, как должен. Не на полную мощность! И поняв это, он нарушил указания ЦУПа, не отключив двигатель по истечению отведенных ему 188 секунд. Двигательная установка продолжала изрыгать пламя в космос на 25 секунд больше!

Позже, когда на Земле разбирали этот полет, эксперты определили, что командир корабля поступил абсолютно верно. Двигатель не вышел на полную мощность, и 188 секунд было бы недостаточно для выхода на необходимую траекторию. «Союз» бы упал на Землю, но гораздо позже, когда у экипажа уже закончился бы воздух.

По вибрации корабля, руководствуясь не показаниями приборов, а собственными ощущениями, Рукавишников задал «Союзу-33» нужный курс на Землю. Ну, почти нужный.

Корабль вошел в атмосферу по баллистической траектории. Перегрузки, которые испытал экипаж во время спуска, доходили до 10 g. Кто хоть раз испытал хотя бы 2-3 g, при мысли о десятикратной перегрузке перекрестится. Но Рукавишников и Иванов были космонавтами, подобный вариант схода с орбиты отрабатывался на тренировках, и к таким перегрузкам они были готовы.

Спускаемая капсула «Союза-33» приземлилась в степях Казахстана. Не в том районе, в котором должен был, согласно расчетам ЦУПа, но всего на 300 километров дальше.

Повторюсь, действуя интуитивно, Рукавишников посадил космолет с погрешностью, чуть большей, чем расстояние от Новосибирска до Томска.

Иванову дали Героя Советского Союза. Рукавишникову — орден Ленина.

В Томске, на малой Родине Николая Николаевича, у Белого Озера, установлен памятник. Бюст Рукавишникову и пускаемая капсула «Союза-33». Томичи с радостью расскажут вам о том, что это тот самый аппарат, на котором космонавты вернулись на Землю. Не верьте. Тот самый стоит в Болгарии, в одном из музеев. А в Томске — его копия, в которой экипаж проходил тренировки на Земле.

А вот возле Музея Томска, на Воскресенской горе, где началась история города, в летний период выставлена черная «Волга», «ГАЗ-24». Старенькая, кое-где проржавевшая, но качественно отреставрированная, и все еще на ходу. Вот это — настоящий раритет. «Волга» Рукавишникова, которую подарила Томску вдова космонавта.

Ее руль помнит руки первого в мире гражданского командира космического корабля, инженера, буквально кожей чувствовавшего свой космолет, и впервые в истории космонавтики посадившего его вручную, в аварийном режиме.

Кирилл Кудряшов, писатель

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *