Коллекционер живого кино. О «Кинопередвижке» Дениса Годунова

Новосибирец Денис Годунов работает техником в Доме молодежи Железнодорожного района, а в свободное время занимается своим креативным делом — более 10 лет он коллекционирует фильмы на 35- и 16-миллиметровой кинопленке и организовывает кинопоказы на открытом воздухе. Более 100 настоящих пленочных фильмокопий, кинопроектор, желание дарить атмосферу советского кино и возможность погрузить каждого в прошлое — вот основа его проекта «Кинопередвижка».

Сначала был кинопроектор

Все фильмы на кинопленке Денис Годунов собирал не один год. Любовь к кино как к искусству юному Денису привил его отец — советовал, какие фильмы стоит посмотреть, а какие — нет. К тому же в свое время интерес к пленочному кино подогрела учитель физики школы №84, которую закончил новосибирский коллекционер.  Педагог одна из последних брала в Межрайонной школьной фильмотеке профильные кинофрагменты студии «Школфильм» по физике на кинопленке и показывала их ученикам. Именно тогда Дениса и привлекла старенькая «Украина 5», с помощью которой эти фильмы и показывали.

Увлеченный фильмами из банок, он сначала раздобыл 16-ти миллиметровый проектор на развалах Ленинской блошинки — эта киноустановка стала первой в коллекции Годунова. Позже ему удалось приобрести еще два кинопроектора в сельском клубе одной из пригородных деревень. Примерно в это же время несколько пленочных фильмов он получил в дар. «Позже я занялся поиском более серьезной аппаратуры, поскольку хотел организовать кинопоказы в Доме культуры в микрорайоне Ложок города Искитима, — рассказывает Денис Годунов. — Два итальянских проектора и несколько современных фильмов мы с руководством Дома культуры привезли из Кемерова. Я их смонтировал, но до показов дело не дошло — кинопрокат отказался давать копии, и сам тогда был на грани закрытия».

Однако новосибирец не отчаивался и продолжал собирать свою коллекцию. До 2017 года во всех отечественных кинотеатрах фильмы частично показывали с кинопленки. Это был последний год существования пленки в коммерческом прокате. К этому времени кинопрокаты начали массово закрываться, кинотеатры избавляться от оставшихся фильмов и невостребованных фильмокопий. Среди них встречались и редкие экземпляры, которые попадали в руки ценителей пленочного кино. Коллекция Дениса из 100 картин сложилась сама собой: что-то купил, что-то подарили. И тогда в Новосибирске началась «Кинопередвижка» — открытые показы в парках столицы Сибири. В России порядка ста человек занимаются коллекционированием кинофильмов, но тех, кто показывают свои пленочные фильмы публично, — единицы.

Первые кинопоказы

Идея показывать фильмы на публику возникла тогда, когда Денис накопил увесистую коллекцию фильмов. «Тогда я подумал: нечего им пылиться на стеллажах. В это же время решил получить грант на интегрированные кинопоказы в том числе и для слабослышащих людей. Его «завоевать» было непросто: для начала нужно было обосновать идею. В итоге у нас всё получилось — в написании гранта помогала и моя жена. Она, кстати, тогда и втянулась в общее дело, — говорит коллекционер. — В проекте «Кинопередвижка» приняли участие несколько десятков слабослышащих новосибирцев. Фильмы транслировались зрителям посредством переводчика РЖЯ — русского жестового языка».

Такое начало было у проекта «Кинопередвижка». Затем Денис Годунов стал организовывать показы пленочных фильмов для всех любителей классического кино.  И, как оказалось, старые фильмы способны вызвать бурные овации. Два года назад руководитель «Кинопередвижки» решил показать в Кольцово фильм «Фантомас» 1964 года выпуска. «Кино демонстрировалось с 35-миллиметровой кинопленки. Это первый эпизод легендарной французской комедийной фантастической трилогии. Кинопоказ собрал более 200 человек и по окончании фильма все аплодировали стоя, — вспоминает Денис. — В те далекие времена «Фантомас», сойдя с экрана, наряду с другими французскими киношедеврами, стал кумиром всех мальчишек и девчонок, главным персонажем дворовых игр и головной болью хранителей правопорядка. Фильм пересматривали десятки раз, стараясь вновь и вновь попасть на сеанс, иногда прибегая к различным хитростям, поскольку фильм на советские экраны вышел с пометкой «16+». Я даже и не подумал, что у современного зрителя этот фильм вызовет такую реакцию».

Атмосфера военного кино

На полках его хранилища — «В бой идут одни старики», «Служебный роман», «Морозко», «Живет такой парень», «Живые и мертвые», «Жди меня», «Игла», «Асса», «Я шагаю по Москве», фильмы про агента 007, шедевры Гайдая, мультфильмы. По словам кинопередвижника, в его коллекции много «не очень популярных фильмов», таких, как «Евгений Онегин» и «Преступление и наказание». Все они хорошего качества, но пока у Дениса нет четкого понимания, где и кому их показывать. «Возможно, такие кинопоказы заинтересуют Минобразования в рамках образовательных программ для старших классов», — размышляет коллекционер. Впрочем, мыслей, как популяризировать фильмы на кинопленке — множество. И большинство их них воплощаются в жизнь ежегодно.

Сегодня «Кинопередвижка» в Новосибирске пользуется большой популярностью. Дениса вместе с его пленочным кинопроектором можно увидеть на улицах города в День защиты детей, День города и 9 Мая в рамках ретро-площадки «5 минут после Победы», организуемой МБУ «Дом молодежи Железнодорожного района». По традиции киномеханик Годунов показывает в Первомайском сквере Новосибирска фильмы военных лет «Офицеры», «Это было в разведке». На таких мероприятиях учреждением создается атмосфера 9 мая 1945 года: в форме военных лет, после объявления о победе Левитаном, они начинают действо, одним из неотъемлемых элементов которого и есть кинопередвижка. Здесь же и всевозможные тематические мастер-классы, дворовые игры советской ребятни. Сам организатор военных кинопоказов под открытым небом еще и поет — исполняет, в основном, песни патриотической тематики. И, конечно же, как нельзя лучше, в эту картину вписывается палатка «Кинопередвижки». «Стараемся максимально приблизить горожан к атмосфере того времени, — отметил Денис Годунов. — В этом году ко дню памяти легендарного советского летчика Александра Покрышкина планируем организовать показ фильма «Хроники пикирующего бомбардировщика» — душевного и атмосферного кино, которое очень люблю».

Помимо Дениса в Новосибирске есть еще несколько коллекционеров, которые помогают с кинопоказами в рамках «Кинопередвижки». На праздничных мероприятиях он организовывает показ как минимум четырех фильмов, поэтому в этом деле постоянный помощник — Георгий из Академгородка, который также «заболел» собирательством пленочного кино в школьные годы. Нередкие гости на кинопоказах Годунова режиссеры-документалисты Станислав Шуберт и Анатолий Антонов, которые демонстрируют кинохронику Новосибирска ХХ века и делятся секретами кинематографа тех лет. Они тоже имеют внушительную коллекцию трофейной кинотехники и снимают на нее настоящее кино — «Реконструкции», «Сибирский огонь» и хронику городов на кинопленку. Кроме того, Денису помогают друзья — педагог и спортсмен Станислав Логинов. В этом году этот единственный участник из Сибири, который бежит длинную и сложную дистанцию в истории трейлраннинга, — «Армагедон — 1200». Мультиспортсмен всегда помогает Денису и идеями, и физической помощью.  Старшеклассник Гоша из Бердска — любитель техники и пленочной фотографии — со знанием дела заряжает кинопроектор и уже без помощи руководителя «Кинопередвижки» показывает зрителям шедевры прошлых лет. Алексей Петров, режиссер студии «Старая мельница» так же, как и сам Денис, кипит идеями. Из недавних его задумок, например, организовать показ фильм «Игла» в Кольцово на гаражах.

В моменты кинопоказов ребятишки в восторге от проектора, он интересует едва ли не больше самого экрана, а взрослые возвращаются в годы юности. «Зачем показывать фильмы на кинопленке? В какой-то степени «Кинопередвижка» — это еще и аттракцион. Это, во-первых, атмосфера классического советского кинопоказа. Ведь раньше кино показывали не только стационарно, но и киномеханики передвигались по населенным пунктам с целью популяризации кино как искусства. О чем говорил еще В. И Ленин: «Важнейшим из искусств для нас являются кино и цирк». Последнее слово из лозунга, правда, постепенно исчезло, а кино осталось. Во-вторых, кинопередвижка — это как раз живое кино, которое вызывает большой восторг. Дети и взрослые с интересом наблюдают, как заряжается кинопроектор. Все норовят посмотреть не только на экран, но и на саму аппаратуру — интересен сам технический процесс, поскольку для современного зрителя это в новинку. Плюсом ко всему — они переживают массу эмоций в момент кинопоказов».

Главный враг кинопленок и реставрация

Не так давно каталог пленочных фильмов Дениса Годунова увеличился в несколько раз. Новосибирскому коллекционеру досталось огромное количество ценных экспонатов. В соседнем регионе в долго пустовавшем помещении нашли 25 тонн пленки с фильмами. Всё это богатство он перевез в Новосибирск. Приехал оттуда знаменитый «Я шагаю по Москве», «Никогда не говори никогда», фильмы о Джеймсе Бонде 1983 года, «Игла» и другие.

Теперь предстоит большая работа — необходимо все их пересмотреть на наличие дефектов. На одних киноэкземплярах придется переделать склейку, на других — поработать со сколами и заломами. При просмотре каждого фильма Денис Годунов фиксирует степень изношенности копии. Она измеряется количеством киносеансов и видимых повреждений — потертости, полос и царапин. К сожалению, советская пленка плохо держит цвета и со временем становится коричневой, красной, а иногда фиолетовой. В редких случаях цвета на ней сохраняются. «Для кинопросмотра выцветшие пленки, конечно, пригодны, но не все фильмы приятно воспринимаются с поблекшими красками, — объясняет Денис. — Главный враг кинопленок — ультрафиолетовое излучение от ксеноновых ламп проектора. Когда фильмы проходят по 200 сеансов, то к концу активного проката кадры как раз и меняют цвет. А всё, что напечатано на пленке ORWO производства ГДР, идеально сохраняется, поэтому большинство коллекционеров отдают предпочтение как раз таким экземплярам».

Перемоточный стол коллекционера для ревизии кинопленок напоминает швейную машинку. Только вместо иголок и ниток две вращающиеся тарелки. Денис прогоняет рулон ленты с одной на другую, управляя процессом с помощью ножной педали. Подушечки пальцев чутко улавливают склейки, заломы и порывы перфорации на проходящей через них пленке. Это только выцветшие пленки не спасти, остальному Денис дает вторую жизнь. Если где‑то есть надрыв, то реставратор делает «клац» и вырезает из ленты кусочек по межкадровым засечкам. Порванная пленка исправляется легко — обычным скотчем. Прежде чем совместить кадры, пленку нужно аккуратно обрезать. В одной секунде — 24 кадра, но если один вырезать, зрителю это будет незаметно. Склеивают, а затем прижимают прессом, который пробивает отверстия перфорации и лезвием отсекает лишний скотч.

Магия живого кино

В мастерской киномеханика Дениса Годунова стеллажи забиты металлическими «блинами» до потолка. Один фильм состоит в основном из 8-12 частей, на каждую — своя коробка- кинобанка. К примеру, фильм «Однажды в Америке» представляет собой высокую стопку индивидуальных жестяных банок, которая расположилась на стеллаже до потолка. Картина умещается в несколько сотен метров пленки, которые скручены в рулон. С виду рулоны небольшие, но если их размотать, каждый отрезок будет по 300—600 метров — и это всего лишь на 10—20 минут сеанса, а длина всего фильма может составлять 2500 метров и более.

Чтобы показать фильм, необходимо как минимум два проектора-напарника – два поста. В тот момент, когда фильм подходит к определенной метке, которая заметна только для киномеханика, он делает переход на вторую часть, снимает первую и на первый кинопроектор заряжает уже третью часть. Так, незаметным для зрителя чередованием и показывается весь фильм.

На первой метке Денис включает мотор, на второй — лампу. Между пленкой и проекционным объективом пробивается поток света — он‑то зрителям все и показывает. Так и есть — на экране уже плывут первые кадры киноленты. Если вглядеться в этот световой пучок, в нем мелькают картинки и едва заметны крошечные частички пыли. Гудит мотор, движется кинопленка и кажется, что вся эта техническая операция, которой без малого 125 лет и которая стала основой первого в мире синематографа, она — живая. «Это оптическая фонограмма — звуковая дорожка, — показывает Денис на пленке едва заметные линии. Оказывается, готовая фонограмма фильма- голоса, интершумы или мелодия — наносится на специальную движущуюся кинопленку лучом отраженного света в виде тонкого штриха, а во время печати фильмокопии совмещают звуковую пленку с пленкой изображения. Так было и в 30-е годы на старте звукового кино, и в 2017 году, когда отечественные медиамагнаты окончательно решили отказаться от печати на пленке.

Мечты и проблемы коллекционера

Мерцание экрана, щелчки, небольшие потертости, помехи, которые сопровождают просмотр кинокартин с пленки, подчеркивают эстетику старых фильмов и обостряют зрительские рецепторы. Зрители чувствуют эту разницу — говорят потом, что было ощущение, будто посмотрели что-то живое, настоящее. Удивляет не только киношная магия, но и самоотдача, искренность, с которой работает Денис Годунов. Он делает жизнь горожан интереснее, жертвуя собственными выходными. Устраивает всем праздник независимо от своего настроения, самочувствия, бытовых проблем и неурядиц. Кропотливо склеивает ценные кадры, отчего сам становится ценным кадром.

Денис мечтает показать зрителю фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». «Благодаря этому фильму была спасена вся трофейная кинохроника, которая досталась Советскому Союзу в наследство после второй Мировой войны. Она занимала много места в едва зарождавшихся архивах Госфильмофонда и, по мнению чиновников, должна подлежать утилизации как бесполезное наследство репарации, а режиссер снял фильм о становлении и падении нацистской идеологии, о преступлениях гитлеровской Германии на основе этой кинохроники, — говорит Денис Годунов. — Такие фильмы обязательно нужно показывать».

Собственно, из его коллекции еще много с какими киношедеврами можно познакомить новосибирского зрителя. Только организация показов упирается в финансы. Тем более, 25 тонн недавно привезенной пленки необходимо определить на постоянное «место жительства» — проект «Кинопередвижка» остро нуждается в помещении для хранения старых фильмов.  Небольшое подвальное помещение, в котором Денис Годунов разместил свою коллекцию, уже не вмещает такое количество добытой кинопленки. «Некоторую часть недавно приобретенных фильмов удалось разместить в помещении на безвозмездной основе на два месяца, а когда этот срок закончится, непонятно, что с этим трофейным кино делать», — сетует коллекционер. По его оценке, необходимо помещение не менее 150 квадратных метров, чтобы в нем разместить все добытое. И дополнительное место нужно не только для почти трех десятков тонн металлических коробок с фильмами, но и для перемоточного стола, проекторов и реквизита для проведения кинопоказов.

Помощь необходима и в организации кинопоказов под открытым небом — транспорт для перевозки кинооборудования и самих фильмов. Тогда мероприятия новосибирской «Кинопередвижки» стали бы регулярными. Хорошими помощниками в этом деле стали бы еще два кинопроектора, которые можно было брать с собой на мероприятия. «Подобные переносные комплекты однажды я нашел на складе Колыванской киносети в подвале Дома культуры, но так и не успел их приобрести», — говорит Денис. — В районных Домах культуры возможно еще где-то остались киножурналы «Сибирь на экране», которые очень бы пригодились для показов «Кинопередвижки». Брошенные фильмы также могут быть в санаториях, бывших пионерских лагерях и в гарнизонных клубах военных частей».

Денис Годунов уверен, что «Кинопередвижка» должна развиваться и радовать новосибирцев классикой мирового и отечественного кино в новом сезоне. В настоящий момент появилась возможность приобрести большое количество фильмов на 35 мм и 16 мм кинопленке из уникальной коллекции безвременно ушедшего Николая Кравченко из города Ростов-на-Дону. «Для этого нам нужна финансовая помощь: чем больше средств мы сможем собрать, тем больше заберем фильмов. Фонд Николая уникален и сейчас кинопленка разлетается по частям, как горячие пирожки, среди коллекционеров и кинопередвижников по всей стране. Некоторые картины невероятно редки в пленочном виде, так как найти копии этих фильмов в настоящее время уже практически нереально», — отметил он.

Летом Денис планирует продолжить кинопоказы под открытым небом и будет благодарен любой финансовой, идейной и физической помощи в организации ретро-кинотеатра новосибирской «Кинопередвижки».

фото Евгения Аникеева и героя публикации

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *