Взгляд через объектив: «Противоположности. Иной взгляд» Татьяны Точеловской

Фото автора
Итак, она звалась Татьяна. Именно эти слова русского классика приходят на ум при первом знакомстве с Татьяной Точеловской: молодая, стильная, с воздушной ноткой изысканности, но немного неуверенная в себе, что не очень подходит для образа крутого фотографа, выставка которой представлена в Пространстве АртЕль. Это ее первая персональная выставка и первое большое интервью!
Встреча с автором проекта «Противоположности. Иной взгляд» переворачивает всё с ног на голову, заставляет задуматься в очередной раз о дуальности, танце двойственности природы и полярности самого мироздания: женщина ― мужчина, день ― ночь, зима ― лето, холодно ― тепло, красота и страшная красота. С первого взгляда на работы Татьяны Точеловской и ее удивительной команды ты понимаешь: здесь привычное понимание фотосессии проинтегрировано до уникальной неузнаваемости. Это вам не фото в кругу семьи у новогодней елки или возле камина.
Здесь мир разукрашен в магическую радугу, где на первом месте Идея, играющая в тандеме с сюжетом, костюмом, макияжем, аксессуарами и моделью. И всё это на грани настроения и запредельной энергетики.

― Так кто вы ― Татьяна Точеловская? О вас практически нет информации.
― Наверное, у меня пока еще страх успеха, и о себе я практически нигде ничего не рассказывала. Хотя все говорят, что это неправильно, мол, как люди о тебе узнают, что ты фотографируешь, о твоих проектах? И вот я решила о себе заявить. Мне помогла моя подруга Юлия Чайка, которая является моей постоянной моделью, и мы создали этот выставочный фотопроект в Пространстве в АртЕль. Сейчас, когда после открытия экспозиции появилось повышенное внимание, я, если честно, немного трушу, но понимаю ― пришла пора выйти из зоны комфорта.
— Это Ваш первый персональный проект. Как подбирали работы? Они создавались специально под эту выставку или собраны за несколько лет?
— Это первый проект, где только мои работы. Поэтому он готовился серьезно, скрупулезно на протяжении года. Можно сказать, был выстрадан. Сложно было отобрать лучшее, фотографий, которые я бы хотела всем показать, намного больше, чем вошло в Пространство. Я давно работаю для журналов в команде с прекрасными дизайнерами, визажистами. Идея дуальности уже была в некоторых моих работах. Но вдруг у нас появилась идея сделать целый проект и показать мир со стороны тематики противоположности. В какой-то момент пришли воспоминания о ранних работах и то, что можно доснять продолжение. Например, была работа «Вода» с молодым человеком. Я подумала, было бы круто доснять «огонь», «воздух» и «землю» и сделать серию «Стихия противоположности».
Когда-то я снимала одну балерину, мы делали Спящую красавицу, она играла Малифисенту и Аврору, так родилась идея сделать серию персонажей из различных опер, балетов, литературных произведений, где один и тот же герой сыграл бы двух противоположных персонажей в рамках одного произведения. Потом появились мысли, что сюжет «человек и животные» — это тоже противоположности, почему бы не снять и это?
Еще одна идею навеяла коллекция Джона Гальяно, когда модели были разрисованы под фэшен-кукол и по подиуму в руках тоже несли кукол. Так у меня родились несколько проектных съемок с куклами и девочками в их образах. Так всё поехало, закрутилось, и большинство работ были сделаны за последний год специально для этой выставки. Из раннего заимствовано совсем немного.
― В некоторых работах Вы выступаете не только как фотограф, но и визажист?
― Как визажист я только в нескольких проектах. Это когда хочется сделать что-то этакое, но я не могу объяснить другому визажисту свою идею. У него же тоже свой полет фантазии и получается не то, что я задумывала. Так уже было, и приходилось потом фотошопить и переретачивать. Так я и стала визажистом.
― Визажист — это образование, чувство стиля, фотограф — тоже навыки. Где чему учились?
― Макияж я училась делать здесь и сейчас, в ходе фотосессии. У меня много лайфхаков, которые обнаружились из-за того, что я не умела что-то делать. Теперь ими пользуются визажисты моей команды. Потом пришел опыт, наработки. Начала изучать тенденции, новые техники. Но у меня в планах отучиться по ряду направлений ― смокиайс, например, или стрелки, которые сейчас мы рисуем, используя малярный скотч. Очень интересно узнать секреты других знатоков стиля и грима.
А по фотографии дело было так: первый раз я пришла в студию со своим первым фотоаппаратом, там девочка была администратор ― не фотограф, мне дали синхронизатор, включили пилотный свет, и, мол, всё ― фотографируй. А я такая ― что такое синхронизатор, что такое пилотный свет, а почему я фотографирую и всё такое жёлтенькое? И в тот день всё пошло не так, но мысли, мол, надо пойти поучиться, в голову тогда не пришло. Сейчас, спустя 13 лет, я тот человек, который всем говорит ― лучше потратить несколько месяцев своей жизни и энную сумму денег на образование, чтобы избежать моих ошибок, не упустить время на реализацию крутых идей.
― Что вас толкнуло в мир фотографии?
― Когда я первый раз была на фотосессии как модель, мне дико не понравилось, как фотографы коммуницировали с моделями, не могли донести идею. Это был мой негативный опыт, и, получив фотографии, я удивилась отсутствию какой-либо обработки, ретуши. Я училась в лицее информационных технологий, и последние два года наш класс был профильным по графическим редакторам, мы тогда изучали Photoshop, CorelDRAW, и сама умела это делать. Тогда впервые пришла мысль: если я могу это делать в принципе, есть художественный взгляд, опыт съемки семьи, подружек, котов, то надо попробовать себя в собственных проектах. Кстати, именно тогда я поняла, как бы я ни стала себя вести с моделями и что делала бы, чтобы им было комфортно, они не зажимались и не сомневались в себе. Сейчас я всегда говорю моделям: не переживай, всё получится, что не получится ― можно отфотошопить. И они понимают ― всё будет хорошо. Благо, сейчас немало графических редакторов, программ, которыми я пользуюсь. Кстати, именно тогда я поняла, как всё-таки надо фотографу работать с моделями, чтобы они не зажимались и не сомневались в себе.
А ещё мне просто нравится открывать в людях новые стороны. Я счастлива каждый раз, когда мои модели говорят: «Боже мой, это я? Это действительно я? Как круто! Мне идет такой макияж или оранжевая помада!». Мне нравится, когда модели начинают себя больше любить после нашей фотосессии.
― Кто Ваш первый учитель, кто, по сути, дал путевку в жизнь?
― Олег Обухов. И я ему признательна за всё. Придя в его фотостудию первый раз, я дико волновалась, но он помог всё настроить, делился секретами мастерства. Я могла зайти в студию на сутки и учиться работать со светом, с моделями, и всё это за предельно божеские деньги. С тех пор мне не стыдно за свои работы.
― С какой камерой сейчас работаете?
— Это цифровой зеркальный фотоаппарат Canon EOS 80D, и он полностью подходит под то, что я снимаю. В будущем хочу приобрести полнокадровую камеру Full frame.
― Где находите модели?
― Часть в модельных агентствах, с кем-то я могу познакомиться на улице и предложить съемку, и радуюсь, когда люди соглашаются. В последнее время много снимаю артистов театра оперы и балета, это мой любимый театр, и люди, которые талантливы в профессии, талантливо делают всё и на съемочной площадке.
― У вас разновозрастные модели, есть дети и дамы пенсионного возраста. Я про фото бабушки с внучкой.
— Это не одна семья, это постановка. Бабушка ― профессиональная модель. Я давно хотела поработать с дамами золотого возраста, которые свободно чувствуют себя в кадре. Девочка тоже из модельного агентства.
― Как договариваетесь с детьми, они же непоседы?
― Девочки ― профессиональные модели, они уже обучены, и если интересная по сюжету съемка, то не сложно с ними договориться о том, что надо делать. Труднее договориться с ребенком, чтобы тот вообще ничего не делал. Сиди, замри, стой, повернись.
― Судя по Вашему проекту, каждая серия выпадает из пространства повседневности. Например, «Дом заброшенных кукол», она сложна по сюжету, аксессуарам?
― На самом деле это не самая сложная идея. Я просто поклонница фильмов ужасов. И мне было интересен сюжет, где куклы бы ожили и стали девочками. Мы пригласили четырех моделей, взяли наряды в коллекции Олеси Анисимовой, куколок нам сделал Тимур Гуляев — художник-бутафор НОВАТа, он перерисовал все лица, поменял куклам волосы, чтобы они были максимально похожи на девочек моделей, то есть живых детей.
― Сколько по времени ушло на съемку «Кукол», построение композиции, установку оборудования, переодевание и грим?
― На грим ушел где-то час, на съемку минут 40. Я быстро снимаю, поскольку всегда знаю, что должно получиться. За полчаса могу снять несколько образов со сменой света. И дети не капризничают, они профессиональные модели, этим всё сказано.
― А самый сложный проект?
― По обработке ― на второе место я бы поставила «Хогвартс». Для создания атмосферы школы чародейства и волшебства мы туда очень много магии добавляли, и сами сборы были сложные. Надо было найти наряды, реквизит.
На первом месте ― проект «Герои», поскольку каждая модель позировала в образе нескольких персонажей, в одном образе, костюме, затем в другом. Потом я их вырезала, совмещала, и это было сложно. Каждый раз я говорила себе — это последний герой, но проходило время, и в голове уже новая идея, и я вновь в студии снимаю продолжение. В итоге мы решили, что этот проект будет жить дальше и пополняться новыми Героями-противоположностями. И думаю когда-нибудь будет выставка только из проекта. На данный момент он объединяет 17 пар героев из 16 произведений.
― Где берёте одежду, аксессуары?
— Это самый сложный момент. Когда я понимаю, чего хочу, а остальные ― еще нет. И модели до последнего могут не знать, что за костюм на них будет. В плане одежды мы сотрудничаем с профессиональными и начинающими дизайнерами, выпускниками НТИ, кого-то находим в интернете. Иногда берем наряды в секонд-хенде или на Авито, потом их переделываем.
― Были случаи, когда фотосессия уже закончилась, а в ходе обработки кадра вы видите, что чего-то не хватает или наоборот лишнее?
― Такое было один раз. Я даже пост потом сделала о доверии профессионалам.
Пришла дизайнер со своими нарядами, которые на выставке можно увидеть в серии «Купава и Снегурочка», и я решила, что зеленое колье на серебристом платье будет хорошо смотреться, а она говорила, что будет перебор. В итоге я сделал по-своему и поняла правоту коллеги после съёмки. Пришлось фотошопом убирать колье со всех кадров. Конечно, многие, включая меня, часто думают, что они видят идеальнее и круче, но вера в профессионализм другого человека может привести к более крутому результату.
― Что для вас значит КРУТО?
― Ой, ой…
― Как Вы собрали команду единомышленников?
― Мне, видимо, везет. Рядом творчески увлекательные люди. Мы с ними на одной волне.
― Что Вами движет ― мастерство, профессионализм, идея или интуиция?
— Это комбо всего этого. Многие кадры я делаю интуитивно, на автомате, не задумываясь. Всегда есть понимание Идеи: уже перед фотосессией я точно знаю, где каждый будет стоять, откуда будет свет, что должна делать модель, как развеваться одежда, какой потребуется макияж и какая потом нужна будет обработка.
― Есть такое понятие «русская красота», и Ваши Кощеевны чем-то перекликаются с ним…
― Проект «Кощеевны» был сделан в 2021 году, и это прямое попадание в ту идею, что была задумана, ― русско-народный стиль с фэшн-бьюти подачей. Кстати, все модели с косами, как и положено русским красавицам. Мы добавили кокошники, румяные щечки, молодильные яблочки. Вы спрашивали, что такое для меня круто? Это когда совмещаешь несколько стилей и это смотрится!
Это очень интересная задача, и с Юлией Чайка мы собираемся отдельно еще поработать в этом направлении и сделать небольшой выставочный фотопроект.
― Когда к Вам приходят идеи? Ночью, утром за чашечкой кофе, на берегу моря, во время прогулки с собачкой? Судя по выставке, у вас идеи неординарные и сумасшедше увлекательные.
― В любое время суток, в любом месте. Была на балете и увидела шедевральные поддержки, тут же позвонила знакомой балерине и предложила сделаю фотосессию парами. Сразу возникло видение, какими должны быть макияж, костюмы, и я знаю, у какого дизайнера они есть… Идеи рождаются во время прогулки по городу, просто от оформления витрины магазина, «Дом заброшенных кукол» ― после просмотра малобюджетного ужастика.
― Где для фотосессий берете животных?
― Часто спрашивают про медведя. Он из цирка, который закрылся, и женщина, у которой он живёт, ― профессиональная дрессировщица. И что бы ни говорили зоозащитники, мне очень понравилось, как к медведю и другим животным она относится, в каких условиях они живут.
Работать с медведем было комфортно, он дрессирован и послушен. Причем с ним снималась балерина, она американка, и для нее эта фотосессия стала незабываемым событием, получилась замечательная история из ее жизни в России. Представьте, артистку, утонченную натуру вывели в лес, поставили с диким медведем и фотографировали. Потом ее мама в соцсети высоко отметила мою работу и поблагодарила.
Лису выкупила женщина на заводе по изготовлению меховых изделий. Так рыжий стал моделью, а не воротником на шубе. Он живет в частном доме в вольере, очень воспитанный мальчик, влюбляет в себя с первого взгляда. А пес ― дрессированный доберман, который и со взрослыми, и с детьми выполнял все команды, главное, чтобы потом дали вкусняшку.
― У вас есть чёрно-белые и цветные фотографии?
— Это обусловлено идеей, иногда мне кажется, что в чёрно-белом цвете смотрится более атмосфернее, иногда оттенки на уличных съемках могут не понравиться, перебивать саму модель. А работа в цвете — это всегда сложный подбор оттенков, которые надо аккуратно подобрать, создав гамму в наряде и окружающего фона. Это, наверное, такой маленький вызов.
Чёрно-белые фотографии я полюбила после знакомства с Патриком Демаршелье. Вы вот спрашивали, кто меня вдохновляет, так вот он больше всего. Мне нравится простота его кадров, индивидуальная работа с моделью, в ходе общения с которой и рождаются шедевры. Он с ней шутит, дарит комплименты и ловит в кадре ее реакцию. В дополнение ко всему он умеет создавать потрясающие фэшн-съемки брендовой одежды. Он же меня вдохновил и на балетную серию.
― Есть идея сделать отдельную выставку «Чёрно-белое»?
― Да, есть…. Планы есть, и разные. Открыть свою фотостудию, это очень поможет в развитии моей школы, ведь я делаю акцент на практические занятия и офлайн. Сейчас у меня две ученицы, и каждой я могу уделить больше времени, например обучению обработке фотографий в различных редакторах, той же ретуши. Я этому училась в интернете, а они под моим руководством сразу видят, что не так, и вносят правки.
― Какого возраста ученицы?
― Одной ―60+, и она профессиональный фотоаппарат в руках не держала, второй ― чуть более 20 лет. А сейчас обе делают такие кадры, что мы будем их предлагать для журналов. Очень хочется не просто рассказать про мир фотографии, но и окунуть с головой. Я придумала столько всего, что самой хочется к себе на курс.
― Какой совет вы бы дали тем, кто хочет стать фотографом?
― Прежде всего, поверьте в себя. Не бойтесь экспериментировать. Не слушайте других. Не удаляйте оригинальные фотографии ― через несколько лет даже неудачные снимки могут получиться блестящими.
― Кто из новосибирских фотографов вас восхищает, может, уже кто-то работает в таком же стиле?
― У каждого фотографа свой взгляд. Даже если мы будем работать в одном стиле и даже фотографировать одну и ту же модель ― результат будет абсолютно разный. Знаете, важно даже не просто позаимствовать идею и повторить ее, а сделать лучше. Это принцип работы в любом творчестве.
Год назад я познакомилась с Анной Масловой, у которой хотела бы научиться бесстрашно общаться с публикой, она ведет соцсети, написала несколько книг о секретах фотомастерства.
― Видя, что вы творите и вытворяете, возникает вопрос: сколько у вас образований?
― Я закончила лицей информационных технологий, и до 9 класса в плане информатики, программирования, если честно, не очень блистала, по мнению учителей. Я больше гуманитарий. А в 10-м наш класс перепрофилировали в «графический», и я стала самой умной и любимой ученицей, стала участвовать в конкурсах. Потом получила красный диплом по специальности менеджмента в РГТЭУ. В любом случае все полученные ранее навыки мне очень помогают в работе.
― К творчеству тянуло всегда?
― Да, в детстве ещё занималась рисованием, и сейчас как раз серьёзно подтягиваю себя в этом направлении у классного художника. Я хочу делать фэшн-иллюстрации, это поможет мне объяснять то, что не могу показать и сказать на словах, проще будет нарисовать, чего я хочу.
― Но это тоже может переродиться в отдельный проект и персональную выставку?
― Ну да…
― Родители Вас поддерживают?
― Сначала мама не воспринимала мои идеи серьёзно, но, придя на выставку «Противоположности. Иной взгляд», была приятно удивлена. Она увидела мои работы по-другому, услышала впечатления зрителей, специалистов из мира фотографии, познакомилась ближе с моей командой. И я рада, а когда будет больше успешных проектов, она поймет, что это не просто хобби, а дело моей жизни. Я знаю, куда дальше двигаться.
Лана Левада. Фото автора и Татьяны Точеловской.