Кадровый голод: Россия столкнулась с новой проблемой

Дефицит квалифицированных рабочих обострился в 2023 году. В Новосибирске этой проблеме было посвящено несколько межрегиональных конференций, форумов, заседаний общественных советов. Как государству и бизнесу преодолеть этот период? Экспертное мнение по этому вопросу представил Председатель Совета директоров ООО «Новосибирскагропромдорстрой», Заслуженный строитель РФ, Почетный дорожник РФ, Заслуженный работник транспорта НСО, депутат Законодательного собрания НСО Александр Филиппович Барсуков.

В I квартале 2023 года российские предприятия зафиксировали рекордный кадровый голод начиная с 1998 года. И это на фоне снижения уровня безработицы по всей стране. Резерв трудовых ресурсов области исчерпан, безработица составила 0,7 процента. Об этом говорят официальные данные, опросы ЦБ.

— Кадровая проблема родилась не сегодня, она формировалась годами. Несмотря на все усилия работодателей, реалии пока не на нашей стороне. Последнее десятилетие мы наблюдаем снижение притока молодых специалистов из вузов, рабочих кадров, что на фоне ухода возрастных сотрудников ощущается особо остро. Это результат демографической ямы 90-х, которая, по сути, «съела» львиную долю потенциальных сотрудников. Введение материнского капитала в 2007 году повлекло повышение рождаемости, но снимет напряженность примерно лет через 10, — сразу отметил Александр Барсуков.

Перенастройка экономики

Свою роль в обострении проблемы с квалифицированным персоналом сыграл, как ни странно, экономический рост региона и страны в целом. Практически все отрасли народного хозяйства получили «зеленый» свет на фоне импортозамещения, при этом сокращается количество трудовых ресурсов в связи с выходом на пенсию, а их пополнение значительно меньше.

— Повышение объема производства мы видим во всем. За последние пять лет рост валового регионального продукта составил 13%, промышленного производства — 21,3%, сельского хозяйства — 21,8%, строительной отрасли — 38,8%, на 29,7% увеличились показатели ввода жилья, — привел цифры депутат. — Для российских предприятий открылись широкие возможности для запуска новых проектов, наращивания производственных мощностей, но кадров не хватает. Кроме того, часть людей перетянули предприятия ОПК, но и там дефицит рабочих рук.

Многие предприятия нашли выход в модернизации производства. За счет новой современной техники идет совмещение ряда операций. Например, в сельском хозяйстве один агрегат может выполнять несколько операций по посеву зерновых, в промышленности человека частично замещают роботы. Но в дорожной отрасли такой вариант неприемлем, а если и появится, то очень нескоро. Объемы благоустройства и развития дорожной инфраструктуры за 2022 год достигли рекордных 35 миллиардов рублей. Компания «Новосибирскагропромдорстрой» активно участвует в реализации этих задач и национальных проектов и постоянно наращивает объемы производства. Востребованность кадров в области возросла с 27% в 2022 году до 67% в текущем. Заявки на работу по вахтовому методу выросли в три раза, а где взять специалистов?

Александр Барсуков предлагает организовать на основе межгосударственных отношений в дружественных нам странах, где есть переизбыток трудового ресурса, обучение по востребованным специальностям: тогда в Россию будут приезжать уже подготовленные кадры.

— Иногда приходиться грейдеристу после планировки дороги пересаживаться на каток укатывать щебень. Вот до чего дожили… так можно и времена Паши Ангелиной припомнить, когда на тракторах женщины работали и возглавляли целые бригады МТС, — с горькой улыбкой добавил Александр Филиппович.

Мы ценим человека Труда

Конкурентоспособность российской экономики и переход на инновационный путь развития напрямую зависят от наличия достаточного количества квалифицированных кадров. Работодатели уверяют: они готовы достойно платить и самостоятельно воспитывать специалистов.

— Уже несколько лет предприятия нашей компании предлагают по целевому направлению оплачивать обучение выпускникам школ в ведущих колледжах и вузах Сибири – Новосибирска, Омска, с последующим их трудоустройством. Всем сотрудникам гарантируем достойную зарплату, выплату подъемных, профподготовку и повышение квалификации за счет предприятия, решение социальных и жилищных вопросов, — привел пример Александр Барсуков. — Мы размещаем агитационные материалы в школах, проводим встречи с учащимися, рассказываем о работе дорожников. Стараемся повысить престиж человека труда. Но и с таким комплексом предложений мы ощущаем дефицит кадров.

Переманивание кадров — не выход из ситуации

Многие организации пытаются решить кадровый вопрос необоснованным повышением заработной платы. Народ просто переходит от одного работодателя к другому.

— Повышение зарплаты как для переманивания специалистов из других компаний, так и для удержания имеющихся, чревато негативными последствиями, поскольку нарушается баланс доходов-расходов предприятия, — пояснил Барсуков. — Чтобы поднять зарплату, надо корректировать другие платежи. Но сама проблема с кадрами от этого не решается, а средств на развитие и обновление основных фондов почти не остается, что неминуемо ведет к банкротству тех, кто не в состоянии выдержать такую балансовую рокировку. Такова ситуация не только в дорожно-строительной сфере. При разговоре с главным врачом одной из ЦРБ он пожаловался на нехватку врачей, и это при беспрецедентной поддержке власти: оплата из областного бюджета за обучение, выделение одного миллиона рублей подъемных и даже предоставление служебного жилья. Приходится действительно «скрести по сусекам».

Кадровая политика

Необходимо начинать со школы: ранее, заканчивая 11 классов, мы приобретали специальность наряду с образованием. А сейчас на экранах повсеместно пропагандируют красивую жизнь: шикарные особняки, квартиры, машины.

— Сейчас некоторая часть молодежи желает заработать много и сразу, а учиться, получать востребованную и нужную для экономики страны профессию, работать, ставить цель и достигать ее — не хотят. Проще обманным путем получить деньги: процветает мошенничество. Это горькая правда, — сказал Александр Филиппович. — Люди некоторые паразитируют, пользуются благами, созданными другими, а работать не хотят. Я уверен — надо менять отношение в обществе к таким людям. И делать это надо на государственном уровне. Лозунг времен Сталина «Кадры решают всё!» — актуален как никогда, особенно в отношении рабочих профессий. Надо возрождать престиж, уважение к человеку труда, а он фактически исчез из печати, телевидения, кино. На мой взгляд, мы упустили время и воспитательный процесс необходимо восполнять, не оглядываясь на запад.

Что делать?

Кадровый дефицит — не та тема, где надо искать «Кто виноват?», пора переходить к решительным действиям. Надо разработать комплекс целенаправленных мероприятий для эффективной реализации трудового потенциала.

Решить вопрос с подсобными рабочими компании «Новосибирскагропромдорстрой» помогают трудовые мигранты, но остро не хватает квалифицированных специалистов. Александр Барсуков предложил вариант — организовать на основе межгосударственных отношений в дружественных нам странах, где переизбыток трудового ресурса, обучение, например, водителей грейдеров, экскаваторов, тогда в Россию станут приезжать уже подготовленные кадры. Сейчас очень сложно привлекать рабочих из зарубежья. Мешают многие бюрократические требования и условия их привлечения, поэтому необходимо одновременно повышать ответственность приглашаемой стороны.

Александр Барсуков: «Необходимо обеспечить приток кадров из непроизводственной сферы в реальный сектор экономики»

В Новосибирске 28-30 июня 2023 года прошел Х Международный Сибирский транспортный форум с определением выводов и перспектив транспортной отрасли России. Одна из ключевых тем форума — трансформация и усиление роли Сибири в формировании отраслевой и экономической реальности. На мероприятии обсуждалась переориентация грузовых потоков с Запада на Восток, с Севера на Юг, на регионы Каспия и в Иран, по реке Обь — выход на Северный морской путь. Город Новосибирск — крупный перевалочный железнодорожный хаб по формированию контейнерных перевозок. Здесь в 2024 будет построен логистический парк. Функционирует крупнейший почтовый терминал за Уралом для обслуживания не только Сибири, но и Юго-Восточной Азии. Кадровый вопрос может стать камнем преткновения этих и других планов развития. Если объем инвестиций в развитие области в 2022 году составил 337 миллиардов рублей, то в 2023 году сумма будет значительно больше.

В начале двухтысячных годов, когда возникли финансовые проблемы, Правительство РФ выступало с инициативой сокращения управленческого аппарата, работников непроизводственной сферы на десять процентов. Сейчас кадровая проблема обостряется, и такая тенденция будет сохраняться далее.

— Считаю, что необходимо создавать условия и обеспечить приток кадров из непроизводственной сферы в реальный сектор экономики, — говорит Александр Барсуков.

Сегодня развитие экономики и логистики в Сибири является драйвером роста экономики России, но требуется мощное кадровое подкрепление, и в первую очередь с Европейской части страны. Государство должно создать условия для этого.

— Я думаю, что не только наша организация, но и многие другие готовы предоставлять жилье для востребованных кадров, — добавляет Александр Барсуков.

По его словам, единственный участник Форума, который коснулся кадровой проблемы, — это ректор Московского университета транспорта Климов А. А. Он подчеркнул, что необходимо внедрять новые стандарты, оснащение новой техникой. Говорил о планируемом обучении новым специальностям по летательным аппаратам, ИТС, экологии. Хотя многие университеты не могут обеспечить набор студентов.
Обращения к Минстрою РФ

Есть у дорожников и другие проблемные вопросы, влияющие на экономику всей дорожной отрасли. И здесь мнение профессионала дорогого стоит.

— Необходимо внести поправки в постановление Правительства №800 от 2018 года «О проведении рекультивации и консервации земель», в которое не включены работы, где так же необходимо, как и при строительстве, место для складирования материалов, площадки для размещения техники, вагончиков для проживания и подобного. Сейчас все эти затраты ложатся на плечи подрядчика. С этим вопросом мы обращаемся в Минстрой РФ уже несколько лет. Результата пока нет, — отметил Александр Барсуков. — Также необходимо пересмотреть коэффициент уплотнения щебеночной смеси с норматива 1,26 до 1,4, в связи с новыми требованиями по качеству расход щебня увеличился на 14%. Отдельный вопрос, требующий решения, — возвращение к прежним ГОСТам 32702-14 по ремонту дорог III, IV, V категорий, поскольку новая технология «Суперпейв» не дала ожидаемого результата по качеству, а только удорожание работ от 50 процентов и выше, что подтверждается актом проверки КСП России в мае 2021 года. Тем более на сельских и второстепенных дорогах, где низкая интенсивность движения транспорта и нет колейности, применение нового ГОСТа не целесообразно.

— Хотелось, чтобы решению одной из основных проблем посодействовал Министр транспорта России Савельев В. Г., — добавил Александр Барсуков. — Третий город по численности населения и площади в России, главный транспортный узел в Сибири, не имеет обходов и не попал в перечень важнейших строек на 2023 год. В первую очередь Восточный обход, это часть Чуйского тракта, строится уже более 10 лет.

Здесь интенсивность движения под 70 тысяч автомобилей в сутки. Также не завершен Южный обход. Город задыхается в пробках, около 80% загрязнения от выхлопных газов, десятки миллионов рублей вылетают в трубу, и урезанное решение данного вопроса не снимает проблемы.

— Нужен не формальный подход к этим вопросам, требуется оперативно принимать решения, вносить изменения в законодательные документы. Что касается кадровой дыры, в которую мы все попали, то здесь необходима консолидация всех сил: от правительства до предприятий, решение этих вопросов не терпит промедления, — резюмировал Александр Барсуков.

Лана Левада

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *