Из Купино с любовью. Интервью с руководителем ООО «Купинское мороженое» Алексеем Руденских
Фабрика «Купинское мороженое» производит более 100 видов продукции, которая отмечена многочисленными наградами за качество и пользуется большой популярностью у потребителей. «Совет директоров» побеседовал с руководителем ООО «Купинское мороженое» Алексеем Руденских и узнал, как предприятию удалось стать одним из продуктовых брендов региона и выйти на международный уровень.
— Алексей Геннадьевич, расскажите, как зародился ваш бизнес. Вы до этого уже сталкивались с молочным производством?
— Начиналось все в 90-х годах с компании «Инмарко» — туда я пришел обычным работником производственной линии. Компания быстро росла, поглощала другие предприятия, в том числе из соседних регионов, и кадров не хватало, а следовательно, были перспективы карьерного роста. Это дало мне возможность занять руководящую должность и заниматься уже развитием бизнеса компании. В те годы я получил богатый разносторонний опыт и понимание отрасли в разрезе всей страны, и в 2011 году решил попробовать открыть свое дело. Так появилось «Купинское мороженое». Задача оказалась не такой легкой, как виделось вначале. Ведь когда работаешь в крупной компании, то не так сильно ощущаешь на себе влияние трудностей в экономике того периода. А вот когда ты работаешь на себя…
— Почему именно в Купино, что было связано с этим местом?
— Я долго сотрудничал с местным молочным заводом, ещё когда работал в компании, размещал производство, был знаком с его директором — очень хорошим человеком и сильным руководителем, сохранившим предприятие в самые трудные годы. Поэтому из нескольких вариантов в разных регионах остановился именно на этой площадке. Мы арендовали цех и запустили свой проект, который в дальнейшем вырос в полноценный самостоятельный бизнес.
— Чем сейчас живет «Купинское мороженое», что выпускает?
— Выпускаем очень хороший продукт, который радует людей по всей стране, и не только. Основную концепцию этого продукта мы не меняем, несмотря ни на какие внешние факторы: наше мороженое было и будет натуральным, безопасным и качественным. Мы четко придерживаемся этого концепта и идем вперед, развиваемся. Эта отрасль динамична, постоянно надо развиваться, работать на опережение, отслеживать все новые направления, предвосхищать новые запросы, ведь потребитель становится все более разборчивым и требовательным.
Сейчас мы производим порядка 100 видов продукции, в целом потенциал производственной площадки насчитывает более 10 тысяч тонн в год. При таком запасе мощностей, мы можем прирастать к текущему объёму выпуска. Но я не стремлюсь бежать за килограммами. Если бы я был наемным руководителем, и зарплата зависела от количества, то, наверное, так бы и рассуждал. Но у нас приоритеты другие. Коллектив их разделяет и тоже за них бьется.
Уделяем большое внимание безопасности и качеству. Работаем на натуральном молоке — это наше преимущество. Сырье получаем местное — район здесь экологически чистый, и берем только у поставщиков, которых мы знаем и контролируем. Контролю в целом на предприятии уделяется очень большое внимание, и это красной нитью проходит через все производство: системы приемки, отборки, фильтрации, мониторинга и так далее. Людям, которые разбираются в производстве, конечно, интересно к нам приезжать и обмениваться опытом. Мы и сами неоднократно посещали фабрики в разных странах. Например, когда мы за рубежом видим что-то шикарное, нам хочется перенять это к себе, чтобы в нашем родном городе тоже это было.
При этом в нашей сфере такая специфика: важно не просто создать продукт, а сделать его пригодным для серийного выпуска и не забыть наделить уникальными качествами. Продукт, который готов к выпуску, проходит тщательные тесты, от консистенции, вкуса, внешнего вида самого продукта, и самое главное внимание уделяется упаковке. Продукт должен полностью соответствовать стандартам и нормам качества ГОСТ.
И то, что мы держим эту планку стабильности и качества, подтверждают не только золотые медали на конкурсах, но еще и признание наших покупателей, «сарафанное радио», которое говорит о популярности нашего мороженого. Так, если оно пропадает по каким-то причинам из привычных точек доступности, люди нам звонят, просят вернуть.
— Мороженое популярное, значит, и с реализацией нет сложностей? И на экспорт вы тоже ведь работаете давно?
— Да, с 2014 года, когда произошла девальвация рубля, и мы сразу же воспользовались этим окном возможностей для ведения внешнеэкономической деятельности. Тогда еще не было полноценных разрешительных систем, и было множество проблем. Мы всё это прошли и теперь уже опытные экспортеры. Неоднократно получали различные международные награды за качественный продукт и упаковку. И мы считаем, что за рубеж необходимо везти российский продукт таким, каким его любят здесь, в России, а не подстраиваться под продуктовые традиции других стран. У нас своя страна, своя культура. Например, туристы, которые побывали в России, хорошо знакомы с эскимо. И когда мы везем мороженое за границу, например в Китай, у нас лучше покупают эскимо и стаканчик, так как это узнаваемый российский продукт еще со времен Советского Союза. Причем мороженое нашего производства на полках Китая стоит не меньше 15 юаней. То есть мы продаем выше рынка, примерно в ценовой категории известных европейских производителей.
В России же мы держим среднюю цену, не гонимся за легкими деньгами. И понимаем, что за нами стоит целая история, которая уже прожита, и тот путь оценивают, смотрят и на то, как ты будешь защищать не только свои интересы, но и свой регион. Например, кто нас знает в Москве? Да никто не знает. То с Киприно перепутают, то еще с кем-то. Но мы-то с гордостью относимся к своему региону и гордо его отстаиваем. А если ты качественный и вкусный продукт производишь, то тебе и легче пробиться куда-то, на любые рынки, и с кем-то договариваться.
— Сколько сейчас людей работает на предприятии? Удается ли сохранять кадры, все-таки производство расположено в сельской местности?
— На заводе в Купино в сезон у нас работало более 400 человек, в офисе в Новосибирске — 30 человек. Действительно, сложно удерживать профессионалов на предприятии в сельской местности, да и не только в сельской, это проблема номер один у многих. Поэтому вызов принят, и мы с ним работаем. И понимаем, какие инструменты можно применять.
Активно работаем на сохранение и усиление коллектива. В 2021 году наша компания вошла в национальный проект «Производительность труда», проект был реализован с успехом. В 2022 году предприятие получило статус «Модельное предприятие» — это большая работа. И основная задача была в этом проекте — не получение каких-то льготных кредитов, как один из пунктов, а именно повышение культуры производства. Участие в проекте оказалось для многих у нас новым испытанием, и для многих — новым открытием своего потенциала.
Кадровый дефицит присутствует везде, даже в Новосибирске, но мы стараемся тщательно подбирать работников в офис. Всех ключевых сотрудников я нанимаю сам: ведь надо понять, «наш» это человек или нет, заинтересован он или нет, временщик с определенными задачами или нет, откликается ли он на философию нашего предприятия, близка ли ему наша культура.
Если ты человека берешь, например, после института, и ты видишь в нем потенциал, отдаешь ему какое-то направление, даже контролируешь, то это все равно риск для бизнеса. Но рисковать приходится, то есть доверять. Ведь бизнес зависит не только от первого лица, но и от людей, которые будут это разделять и сопереживать наравне с тобой. Это, конечно, подкрепляет. Как говорится: «Один в поле — не воин».
— А серьезные трудности бывают, руки опускаются? Как удается это преодолевать?
— Тяжело бывает всем. Мы относимся к этому с пониманием, мы бойцы. Выдохнули, вдохнули — и дальше идем. А так, чтобы руки опускались… Бывает, встречается непонимание в разных сферах. Бывает, посмотришь на расходы, а они растут без конца. Но мы эксперты, мы знаем, как с этим работать.
Что помогает все преодолевать? Близкие люди. Семья, родители, дети, а еще те же «ребята с нашего двора», которые выросли в нашей компании и стали крутыми специалистами. И мы, просто переглянувшись, понимаем друг друга. Когда есть те, кто готов подставить плечо, уверенности больше и больше оптимизма. Ценна именно командная работа, и ценен рациональный подход, оценка всех объективных фактов, причин. Поэтому к трудностям мы подходим с холодной головой.
Важен, безусловно, и пример руководителя. Потому что для команды ты должен быть лидером. И ты не можешь позволить себе быть слабым. Важна честность, открытость в отношении с людьми, неравнодушие. Ты должен понимать, что будет завтра, должен продумывать наперед. Ты несешь ответственность за последствия. Команда это видит, и они с тобой чувствуют себя уверенно.
А еще надо уметь отдыхать, отвлекаться, перезагружаться. В нашей компании принят активный отдых, спорт, и мы его пропагандируем. Перезагрузка в активном формате сильно помогает.
— Вы ведь и сами занимаетесь спортом? И у вас большая семья — четверо детей. Как на все времени хватает?
— Может быть, генетически заложена дополнительная батарейка…
А если серьезно, то помогает правильное распределение своих возможностей, ресурсов, нацеленность на результат. Причем не так, что надо достигнуть результата любой ценой, достигнуть и исчезнуть. В бизнесе бывает, что компании появляются как комета, два-три года — и их не стало. Но чтобы длительную дистанцию бежать, ты закладываешь некий фундамент, и ты готовишься. Чтобы в чем-то показывать результаты, должно быть время. Надо вырасти, надо осознать, что у тебя получается.
Как в спорте. Ведь чтобы участвовать в соревнованиях, необходимо поддерживать себя в форме. Пробежать 4 километра — это одно, это почти любой может, а пробежать 60 километров — это уже испытание. И это интересно, потому что это испытание. И ты задаешь себе вопросы: пробежать эту дистанцию могу? Могу. А подняться выше 5000 метров могу? Могу. И ставишь новый план.
Спорт хорошо дисциплинирует и закаляет. Люблю лыжи, бег, альпинизм, бокс. Для меня это увлечение длиною в жизнь, и эти виды можно чередовать, выбирать то, что тебе ближе в данный момент. Но бег — это самое простое. Пока бежишь, заодно разгрузился, обдумал многое. Бег очень систематизирует мысли, как и математика.
Кроме того, на протяжении всей жизни учусь, и это тоже помогает понимать некоторые ситуации и опережать события. В нашей компании все постоянно учатся, рынок заставляет. Мне это нравится. Мы идем в будущее. Мы хотим стать федеральной компанией и добьемся этого.
Ирина Ледовских