О вдохновении Татьяны Рабцевой: Я не знаю, где у этого «мальчика» кнопка
«Назовите сибирских детских писателей современности», с таким вопросом мы обратились к прохожим на улицах Новосибирска. И тут – полный ступор. Все вспоминают только авторов советских времен – Барто, Носов, Михалков, Драгунский, Маршак. А где же авторы ХХI века? Они есть! Их книги выпускают, продают в книжных магазинах. Исправить ситуацию решила команда творческого проекта «Трамвай №13», где почти каждый день проходят встречи с настоящими живыми авторами-сибиряками.
Татьяна Рабцева детский писатель из Бердска — автор книг «Сказка о старом гвозде», «Стихи для малышей», «Я рисую», «Персиковый лес», «Вовка идет в детский сад» и других. Первые рассказы основывались на дневниковых записях, рассказывающих о смешных случаях, связанных с её детьми. В 2015 году в детском журнале «Шишкин лес» появилась её первая публикация.
Как рождается писатель
У каждого из нас самые теплые воспоминания детства связаны со сказками на ночь, которые читали родители. Так было и у Татьяны, только ещё чаще она засыпала под стук пишущей машинки: её папа, хоть и работал художником-оформителем на Бердском радиозаводе, был поэтом по призванию и писал стихи по ночам.
Но у Татьяны творческий талант проснулся только в 36 лет, когда подрос самый младший из пятерых ее детей. Да, Татьяна Сергеевна – многодетная мама, день которой был расписан по минутам, может поэтому творческое начало так долго «не просыпалось». Всё на что её хватало – делать записи в дневнике о смешных случаях и словечках, придуманных весёлой пятеркой в разные годы.
— Тяга к творчеству ощущалась постоянно, только где-то очень глубоко, да и семейные традиции подталкивали взяться за перо: кроме папы ещё и старшая сестра пишет – она взрослый писатель, хотя как и я начинала с литературы для детей. Но со мной всё случилось как-то в раз – подрос мой младший сын, появилось время и, главное, желание заняться чем-то творческим. Но поскольку шить, вязать и вышивать я не умею, то подумала – может попробовать написать стихи? И я написала: первые два-три стишка показала папе и получила его одобрение. Потом появились рассказы – сначала короткие, потом длинные-предлинные, и я незаметно для себя превратилась в настоящего детского писателя. Вот такое волшебство.
— Кто всегда первый слушатель или слушатели?
— Знаете, когда у мамы вдруг появляется свободная минута и она ничем не занята, то вокруг собираются сразу все дети, кроме старших, конечно, они уже взрослые. Так что первые зрители – слушатели – это мои дети, потом муж и папа! Папа — мой главный редактор, он самый строгий и справедливый цензор, моя палочка выручалочка, после папиных правок редактура в издательстве уже не нужна. Всё идет практически без исправлений. Он человек очень литературно одаренный, с хорошим художественным вкусом.
— По образованию Вы не гуманитарий?
— Нет, я экономист по образованию, но основная моя работа – Мама, воспитание детей. Вот такой я «неправильный» писатель.
— Кто еще кроме папы и сестры на вас повлиял?
— Корней Иванович Чуковский. В детстве у нас была его книга «От двух до пяти», и там было очень много выдержек «говорят дети» — смешные такие выражения, которые я часто перечитывала. Кстати, за нами с сестрой и братом мама тоже вела дневник, увековечив наше словотворчество.
— Какими книгами сами зачитывались в детстве?
— Это Носов, Драгунский, Линдгрен – они и сейчас для меня остаются образцом детской литературы. Совсем в раннем детстве с удовольствием читала книги Владимира Сутеева. В них всё прекрасно – замечательный текст, с юмором и в тоже время со скрытой моралью. А какие иллюстрации!
— Раньше имена детских авторов были на слуху всегда и везде, а сейчас современных детских писателей мало кто назовет сходу. Почему?
— Мы росли на книгах и вместе с ними: дома, в детсадах, школах. Сейчас, так сложилось, что книга как-то ушла в тень, дети более увлечены мультфильмами, компьютерными играми. На многих семинарах наши учителя-наставники открыто говорят, что детскую книгу надо рекламировать также как и йогурт. Ведь современных авторов очень много и много талантливых. Они и премии Президента получают, как например Анастасия Орлова, я очень люблю её стихи.
Детская книга – образец лаконичности
Так всё и сложилось – Татьяна заявила о себе на просторах детской литературы. Но книга для малышей — это уникальный тандем автора и художника.
— Что такое идеальная книга для детей? Если скучная обложка ребёнок и в руки её не возьмёт.
— Книга для дошколят должна привлекать внимание ребенка интересными и яркими рисунками сразу с первых секунд. В ней должно быть минимум текста и максимум иллюстраций. Для двух книг, изданных в Новосибирске «Я рисую» и «Стихи для малышей», я художников искала сама. Остальные книги, которые вышли в московском издательстве, я уже видела только в окончательном варианте, отправив туда только рукописи. Но я довольна – качественные иллюстрации.
Награды – оценка твоего труда
Для людей несведущих сразу поясним – в стране немало конкурсов для людей творческих, в том числе пишущих. Татьяна Рабцева является членом Творческого Объединения детских авторов России, участницей фестиваля «Как хорошо уметь писать», лауреатом премии имени Корнея Чуковского и премии имени Елены Благининой, литературных конкурсов «Хрустальный родник», «Поэзия русского слова» и других.
— Заявиться на конкурс – не сложно. Есть конкурсы куда номинирует издательство, а есть – где автор сам себя может выдвинуть. Например, конкурс на соискание премий правительства Москвы имени Корнея Чуковского, где в этом году моя книга «Про Вовку, Катю и зайцев, которые умеют читать» вошла в лонг-лист.
— В этом году из 1776 авторских работ члены жюри отобрали чуть более ста произведений. И вы вошли в итоговый лонг-лист.
— Да, в июле огласили длинный список, в августе – короткий, а победителей назовут в сентябре. Но я уже счастлива, попасть в число лучших – большая честь и высокая оценка творчества.
Вдохновение и капризы Его Величества
— Самый частый и сложный вопрос для меня — вдохновение… Если бы оно почаще приходило… Нет, в первые годы оно приходило постоянно и неожиданно, можно было просто идти по улице и «ловить» строчки, поэтому у меня всегда был с собой карандаш и блокнот. А сейчас приходится трудиться, договариваться с вдохновением, иногда прямо внутренняя борьба идёт!
— А везение играет роль в жизни писателя? Вот как Вы попали в поле зрения московского издательства?
— Это и есть то самое небольшое авторское везение. Я им отправила свои стихи, мне ответили, что они пока не планируют издавать стихи, и предложили написать сказку для сборника. Я написала коротенькую сказку и так завязались наши отношения. Потом была книга «Вовка идет в детский сад», затем «Персиковый лес», «Про Вовку, Катю и зайцев, которые умеют читать», и сейчас должно выйти продолжение истории про Вовку. В издательстве Ростова на Дону должна выйти «Весёлая СтихАзбука». Я туда тоже отправила стихотворения, и минут через 20 мне ответили, а потом предложили сочинить целую Азбуку для малышей.
— И тут сразу пришло Вдохновение?
— Да, сразу! Что получилось? Например, буква «Й»: «Сняв чалму, индийский йог подремать на гвозди лёг. Во даёт! А я в постели засыпаю еле-еле». Буква «З» – «Уж с гадюкою решил подружиться, да вот как со змеею ужиться? Ведь гадюка с ужом хоть схожа на вид, всё ужалить беднягу ужа норовит».
Встреча на равных
Любая встреча – это маленький стресс. Вот и Татьяна до начала мероприятия прогуливалась с дочерью Машей по скверу «Тринадцатый трамвай» за НОВАтом.
— Как удается найти контакт с детьми? Сказывается опыт многодетной мамы и то, что в душе, я, наверное, маленечко остаюсь ребенком. Мне достаточно просто общаться с детьми, они такие искренние, настоящие. Я чувствую с ними себя свободно. Правда, иногда своими вопросами они ставят в тупик, но это очень редко. Кстати, вопрос «а где берете вдохновение?» сегодня прозвучал от девятилетнего мальчика, он оказывается тоже уже пробует себя в роли писателя. Сегодня встреча прошла замечательно, дети открытые, задавали хорошие вопросы, включались в игру и шли на контакт.
— Получается, наши дети читают?
— Конечно, как и раньше, если родители читают, то и дети читают, просто в каждой семье по-разному. Даже у меня не все дети любят читать, но все любят слушать и с большим удовольствием. Я уверена, всё идёт из семьи.
— Вас удивило, что дети, которые пришли сегодня на встречу, уже сами пишут рассказы?
— Нет, я знаю не понаслышке, что у нас дети пишут с раннего возраста. Я веду три литературных студии для разных возрастов: при Новосибирской областной детской библиотеке, потом студию «Чичитай» в бердской библиотеке N4, где мы, в первую очередь, приобщаем малышей к чтению, проводим занятия в игровой форме, и в Бердске в клубе «100 друзей» для подростков от 13 лет. И скажу, там есть очень талантливые ребята, в 13 лет пишут на уровне взрослых авторов. У сибирской литературы большое будущее!
— Вы пишите сказки, стихи, рассказы, а что вам самой ближе?
— Всё пишется под настроение, но больше душа тянется к стихам. В них есть какое-то волшебство. Но без вдохновения получаются просто рифмованные строчки. Хотя и рассказы пишешь, пишешь, а в результате – школьное сочинение. Вдруг пришло вдохновение, и выходит отличный рассказ.
— Есть ли секретный ингредиент у этого творческого эликсира?
— Нет! Не знаю я «где у этого мальчика кнопка»! Всё получается само собой.
Ох, уж эти Сашки и Наташки!
Детская непосредственность, открытость — главное отличие детей от взрослых. Стеснение проходит через первые пять минут и потом детвора на равных общается с настоящим живым автором, пишущим книги именно для них.
Девятилетний Саша пришел на встречу с Татьяной Рабцевой вместе с папой, который с детства прививает сыну любовь к литературе, на ночь рассказывает сказки собственного сочинения, постоянно покупает новинки сибирский авторов.
— Помню, зачитался я как-то книжкой «Котята в музее» — это была первая книга, которую я сам прочитал от начала до конца, а потом и всю серию, там пять или шесть книг. Иногда играю в компьютер, но больше всего люблю смотреть мультики, а вечером, когда скучно, читать, особенно энциклопедии про животных, насекомых. О чем бы я хотел спросить писательницу? Наверно, как ей времени хватает, у нее же пятеро детей? — сказал Саша, задумался на секунду, и сам же ответил на свой вопрос, — Она наверно и книжки писать стала, чтобы чем-то своих детей занять.
Мнение экспертов
Детский писатель, сказочник, фантаст Алексей Викулин специально приехал поздравить Татьяну Рабцеву.
— Приехал поздравить с тем, что ее книга попала в лонг-лист на премию имени Корнея Чуковского. Для меня было открытие, что писательница, которая попала в список – сибирячка. Сам я родом из Новосибирска, но уже более 20 лет живу в Якутии. Сегодня узнал о «Трамвае №13» — это отличный проект!
Позиционировать книги сибирских авторов крайне важно, поэтому встречи с писателями- поэтами расписаны в «Трамвае» вплоть до осени.
— Такие встречи с авторами дают какое-то яркое запоминающееся впечатление о событии, которое ребёнок, даже повзрослев, не забудет, ведь он встретился с настоящим, живым писателем, — отметила Анна Волокитина, автор проекта «Трамвай «№13», — А для взрослых – это шанс вернуться в детство, погрузиться в воспоминания, как мама или бабушка читали на ночь книжки. В первую очередь, это эмоции, сколько встреч прошло, и я не видела ни одного ребёнка или равнодушного взрослого, все улыбаются.
Лана Левада,
фото Константина Кутузова, автора.