Дом для дрезины: чего не видят пассажиры подземки?
Пассажиры подземки уже давно привыкли к тому, что в городском метрополитене всё работает как часы. Сотрудники электродепо рассказали журналистам, сколько сил и техники уходит на то, чтобы всегда поддерживать такие комфортные условия для новосибирцев.
В электродепо «Ельцовское» нет посторонних людей, ведь безопасность превыше всего. Но в этот день группе журналистов метрополитен позволил попасть «в закулисье» и увидеть своими глазами, где происходит техническое обслуживание поездов, которыми мы, горожане, пользуемся каждый день.
Несмотря на то, что Новосибирскому метрополитену уже почти сорок лет, техническое оборудование выглядит современно. Причина всему этому – регулярная модернизация. Сотрудники электродепо тщательно следят за его состоянием и поддерживают на должном уровне.

В электродепо «Ельцовское» находится производственная база метро. Такой комплекс позволяет оперативно обеспечивать себя материально-техническими ресурсами и изготавливать собственными силами изделия, которые необходимы для технического обслуживания транспорта.
Всего здесь находится 26 единиц техники, которая предназначена для того, чтобы метрополитен и дальше работал без сбоев. Среди них можно увидеть поливомоечную машину, снегоуборочную, транспорт для перевозки сотрудников и многое другое. Всё здесь работает как часы, поэтому и на платформу поезда приходят вовремя и без проблем.
Чем точно может гордиться Новосибирский метрополитен, так это созданием собственной поливомоечной машины. Она была разработана совместно с инженерами СГУПСа. Раньше она выглядела гораздо массивнее, тратила больше воды и на её обслуживание приходилось выделять семь человек. Для того чтобы старая модель смогла проехать и выполнить свои задачи, приходилось даже останавливать работу в тоннеле. Сейчас от нее осталась только платформа и номер 373, а всё остальное – новое. Усовершенствованная модель замещает три бригады, три дрезины и тратит гораздо меньше воды. Ни в одном городе России нет такой поливомоечной машины, как в Новосибирском электродепо.

«Это первая дрезина, которую мы сам сделали. К нам приезжали из Москвы и Питера, и смотрели на нашу разработку. Бочек с водой, которые были раньше, хватало только на один пикет, а этой — на два-три. То есть экономия воды очень большая. И по количеству требуемых людей большая разница – раньше было нужно семь человек, а сейчас два. Единственное, что от нее осталось родное – это рама. Кабину уже сами ставили и стекла тоже. Всё сами изобретали и чертили. Конечно, это происходило совместно с инженерами из СГУПСа, принимали участие и слесаря, и помощники», — рассказывает наладчик железнодорожно-строительных машин Сергей Александрович Арне. Он работает в электродепо уже 23 года.
Сибирский климат достаточно суровый, поэтому в зимний период времени без особой техники тут не обойтись. Чтобы на железнодорожных путях в парке для поездов не было никаких препятствий, уборкой занимается специальная снегоуборочная машина, на которой работают три человека. Выглядит техника обновленной, потому что ещё не так давно, в прошлом году, она проходила капитальный ремонт, поэтому этой зимой она точно будет выполнять свои задачи без каких-либо сбоев.

Всё техническое обслуживание проводится в ночное время суток. Поэтому, когда жители Новосибирска спят, электродепо продолжает свою работу. По сути, здесь вообще нет места отдыху. Ведь чтобы всё делалось вовремя, нужно выполнять и подготовительную работу, которая производится уже в дневное время суток: загрузка платформ, дрезины и так далее.
«Чтобы всё функционировало как следует, нужно сделать ещё массу работы. И вот это место – невидимая для горожан часть нашей работы, — говорят специалисты».
Есть в электродепо и транспорт для перевозки людей. Изнутри он выглядит как маленький вагончик, в котором могут разместиться более десяти человек. Сложно поверить, но этой машине почти сорок лет. Она была сделана в 1985 году, но благодаря регулярному обновлению (последнее было проведено в 2017 году) выглядит как совершенно новый транспорт. Сразу заметно, что всё разработано, сделано и модернизировано специалистами – удобные сидения, высокая крыша, вентиляция, большие окна, современный пульт управления.

«Техника очень удобная, мы её поддерживаем, следим за ней. Но нужно помнить, что она уже довольно старая, и мы её периодически обновляем. Запчасти где-то мы приобретаем, где-то сами делаем. С заводами находим контакты, которые их нам делают, вытачивают, а потом присылают. Текущая политическая ситуация на нас никак не сказалась. Всё своё, импортного у нас ничего практически нет. Но где-то приходилось и выкручиваться. Например, у нас датчик давления был из Чехии. Достать его было трудно, но мы нашли способ выйти из положения и вместо него поставили наш российский датчик. Так что сейчас всё отлично работает», — рассказывает Сергей Арне.
А еще в электродепо растут целых два кофейных дерева, которые к тому же ещё и плодоносят. По всей видимости растения чувствуют себя здесь очень комфортно, потому что в высоту доросли уже до самого потолка. Значит, атмосфера хорошая!
Арина Мурга
Фото автора и Константина Кутузова

