115 лет киноиндустрии города

Федот Махотин родился в обычной крестьянской семье в 1871 году. Подростком отправился в Тулу на заработки. Умел ли юный Федот хотя бы читать и считать? Не уверен. Беднота и босота — вот кем был на старте своей карьеры будущий предприниматель, существенно изменивший жизнь Новониколаевска.
Первым местом работы Махотина была разъездная театрально-цирковая труппа. По одним данным, начинал он там как актер малых ролей, по другим — как продавец билетов. 15-летний Федот быстро учился у своих товарищей и вскоре освоил множество актробатических трюков, а со временем стал администратором кочевого цирка, катавшегося по городам России.
А в декабре в 1895 года в Париже, на бульваре Капуцинок, братья Люмьер впервые показали свое кино широкой публике…
Нет, труппа Махотина не была в тот день в Париже, свое первое кино он увидел 4 месяца спустя, в июне 1896 года, на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, и сразу же оценил перспективы нового вида искусства. Труппа Махотина тут же купила кинематографический аппарат и несколько фильмов, с которыми на последующие два года уехала в Сибирь, где давала представления, сопровождавшиеся показом кино в крупных городах: Томске, Иркутске и только-только зарождавшемся на берегу Оби Новониколаевске.
Биография Махотина полна пробелов. В частности — неизвестно, почему, завязав с кочевой жизнью циркового артиста, он выбрал для постоянного места жительства именно Новониколаевск. Первый кинотеатр в нашем городе он открыл вместе с женой, которая активно помогала ему в работе. Может быть, свою будущую супругу, Марию, он встретил именно здесь? А может быть — почувствовал перспективы развития будущего мегаполиса, возникшего на пересечении двух транспортных артерий.
В общем, 15 августа 1908 года на Ярмарочной площади, ныне носящей имя вождя Революции, открылся первый кинотеатр города. Назывался он просто и незатейливо: «Электротеатр Махотина».
Денег у четы предпринимателей было в обрез, поэтому под кинотеатр они переделали старый склад, разделив его на две части — кассу и, собственно, кинозал. Темный, душный и тесный кинотеатр тем не менее пользовался невероятной популярностью у зрителей. Оно и понятно: кино было чем-то новым и неизведанным, к тому же доступным по цене не только для успешных дельцов, но и для простой пролетарской публики.
Зал набивался под завязку, и люди были готовы стоять огромные очереди, чтобы попасть на «электропредставление».
Естественно, успех Махотина не мог не привлечь внимание других предпринимателей, и в последующие пару лет кинотеатры в городе стали появляться один за другим. Однако даже в условиях жесткой конкуренции «Электротеатр Махотина» оставался лучшим в городе. Коммерческая жилка владельца первой в Новониколаевске кинокомпании билась в такт с мировой киноиндустрией.
Махотин расширил и модернизировал свой кинозал. К 1910 году он вмещал уже 200 человек, и назвать его тесным и душным уже ни у кого не повернулся бы язык. В электротеатре появился буфет, телефон и невероятное по тем временам новшество для общественного здания — ватерклозет! В самом кинозале Махотин сделал наклонный пол, чтобы задним рядам не мешали наслаждаться картиной головы впереди сидящих, ввел нумерацию мест (сейчас дико даже представить, что когда-то в кинозал заходили по принципу «кто раньше прорвался, тот поближе сел») и провел освещение.
Электротеатр стал поистине электрическим!
Первым в Новониколаевске Махотин догадался печатать анонсы к фильмам и их либретто, а затем — еще и открытки с изображением кинозвезд, продажа которых тоже приносила долю дохода. К тому же Махотин проявил себя еще и как отменный пиарщик, подавая в газеты не просто анонсы к фильмам, а анонсы необычные и интригующие!
На протяжении нескольких номеров в газете могло выходить одно объявление, кажущееся на первый взгляд бессмысленным. Например так: «Отелло!» Из номера в номер! Раз за разом. Кто такой этот Отелло? Почему о нем пишут? И только спустя несколько дней выходил номер с более подробным анонсом: «Отелло»! Смотрите новый фильм в «Электротеатре Махотина». Премьера — такого-то числа!».
Ну и конечно, Махотин, благодаря оставшимся со времен кочевой жизни знакомствам артиста, был в курсе всех новинок Российской киноиндустрии и старался крутить в своем кинотеатре только самые новые и интересные фильмы!
С этим, кстати, связан специфический казус в его работе: однажды Махотин даже получил предупреждение от полиции: за то, что демонстрировал фильм, запрещенный цензурой. Картину о капитуляции Порт-Артура.
Синематограф тоже не стоял на месте, и первые фильмы братьев Люмьер, длившиеся менее минуты, уже давно стали историей. Кино все еще оставалось немым, но по продолжительности картины уже давно перешагнули часовой рубеж и огромная бобина с пленкой уже не помещалась в проекторе. Поэтому в середине фильма приходилось делать паузу, чтобы перезарядить аппарат, томя зрителей ожиданием.
Махотин первым в городе установил в своем кинотеатре второй проектор, и полуторачасовые картины демонстрировались на одном дыхании, без перерыва!
В 1912 году кинотеатр разросся уже до 450 мест, и в нем появилось второе фойе, этакая вариация зала ожидания бизнес-класса в аэропорту. Теперь обладатели более дорогих билетов коротали время в ожидании фильма в комфортабельном фойе, в то время как купившие более дешевые билеты ждали сеанса в обычном.
Новшества Махотина постепенно перенимали и другие кинотеатры, и ему постоянно приходилось придумывать что-то новое, эксклюзивное, чтобы оставаться первым и лучшим! И поскольку в России уже появилось некое подобие централизованного кинопроката (а значит, все кинотеатры города имели доступ к одинаковой базе фильмов), Махотин стал снимать кино сам!
В январе 1913 года в «Электротеатре Махотина» впервые был продемонстрирован фильм о Новониколаевске. Виды города и крестный ход! Об этой премьере, прошедшей с аншлагом, писал даже столичный «Вестник кинематографии».
Та картина о городе стала первой в серии. Махотин регулярно выпускал в прокат собственные фильмы, выходившие под рубрикой «Ново-Николаевские хроники» (именно так, с дефисом, который позже исчез из названия города), ставшие прообразом телевизионных выпусков новостей. Махотин снимал кино о похоронах первого городского старосты, о визитах в город известного путешественника Фердинанда Лейбвина и Московского митрополита Макария, о скачках на ипподроме и полете аэроплана.
Обо всем, что казалось ему интересным!
«Ново-Николаевские хроники» пользовались огромным успехом и были известны далеко за пределами города, в частности — Махотина приглашали в соседний Томск, снять пару фильмов и о нем.
Надо сказать, Федот Махотин был не только успешным бизнесменом, но и активным участником общественной жизни города, и меценатом. Неоднократно делал пожертвования в пользу сирот и инвалидов. А в кинотеатре, помимо художественных фильмов, демонстрировались и документальные, сопровождавшиеся лекциями.
После революции дело Махотина было национализировано, а кинотеатр переименован в «Триумф», но самого Махотина не репрессировали, а со всем уважением оставили работать в киноиндустрии. До 1923 года он оставался заведующим лабораторией и инспектором городских кинотеатров, пока не был уволен в связи с ухудшением здоровья, получив солидную компенсацию от государства.
Увы, здоровье Махотина ухудшилось очень сильно. Уволен он был 11 декабря 1923 года, а уже 14 декабря умер от туберкулеза, прожив всего лишь 53 года…
Так кануло в Лету начинание первой Новосибирской кинокомпании о создании киножурнала города. В 1928 году Западно-Сибирская киностудия создала свой киножурнал «Сибирь на экране», но той бешеной популярности, которой пользовались хроники Махотина, он снискать так и не смог.
Ну а Новосибирск не забывает о своем первом кинотеатре, и в 2014 году на том месте, где стоял старый склад, 115 лет назад превращенный Махотиным в «Электротеатр», на пересечении Красного проспекта и Депутатской, установили соответствующий памятник.
Кирилл Кудряшов,
писатель