Жизнь, воплощенная в металле: преподаватель из Прокопьевска создает шедевры из металлолома
Мотоциклист, с легкостью взмывающий ввысь, Дон Кихот, Илья Муромец со Змеем Горынычем и другие представители реального и фантастического мира. Это — детища Алексея Шкляра. Скульптор из Прокопьевска Кемеровской области превращает груды металлолома в шедевры искусства. В его умелых руках грубый металл словно оживает, обретает душу и характер.
С малых лет будущий профессионал увлекся лепкой. «В детстве игрушки мне заменял пластилин, ― рассказал Алексей. ― Помню, была такая большая доска, на которой лепил разные фигурки. Родители, конечно, тогда мучались, поскольку он везде валялся. Учительница по ИЗО в школе посоветовала родителям отдать меня в художественную школу». Талант скульптора в нем разглядела преподаватель Детской художественной школы №8, что и послужило в дальнейшем совместным кропотливым индивидуальным занятиям. А дальше было обучение на отделении керамики в Кемеровском областном художественном училище.
По окончанию учебного заведения скульптор начал работать с разными материалами ― бетоном, стеклопластиком. Но особенно ярко его темперамент проявляется в работе с металлом. К делу подходит по-мужски смело и оригинально. В скульптурах художник умеет с фотографической точностью запечатлеть фрагмент за секунду до случившегося и найти точку опоры. Автор ценит свободу в творчестве и не прочь подарить новую жизнь брошенным деталям. Множество его работ изготовлены из металлолома.
Железо + сварка = шедевр
Более 15 лет Алексей Шкляр работает в очень оригинальном жанре ― скульптура из металла. Многие выбирают мягкие, податливые материалы, но он использует сварку железа. Ему нравится прочный характер обычного железа. Сваркой Алексей овладел еще в детстве. Говорит, отец показал как нужно варить металл. Так и втянулся в это дело. Начало творчества из железа было положено в 2007 году, когда, работая сварщиком, мастер сделал из дна металлической банки туловище Дон Кихота. «Выгнутое днище показалось мне схожим с рыцарскими доспехами, а потом в голове и родилась сама идея», ― говорит Алексей.
Материалы будущих железных шедевров ― старые канистры, листы железа. «Очень часто идеи будущих скульптур рождаются из схожести куска металла с каким-то предметом», ― продолжает рассказывать Алексей. ― Бывает, найдешь ржавую деталь, очистишь ее, а у нее оказывается интересная поверхность. И обязательно находишь ей применение». Как говорит скульптор, много различных предметов, которые можно использовать в своем творчестве, находит и на металлосборах. Шестеренки, гайки, болты и даже мотоциклетные цепи — весь этот материал также идет в ход при создании необычных работ.
Один из секретов успеха скульптора — это его способность передать не только форму и текстуру, но и движение и эмоции с помощью металла. «Это не только холодный и тяжелый материал, но и бесконечные возможности для самовыражения и творчества», ― отмечает творец по металлу. В результате такого свободного творчества родилось множество невероятных работ. Это и фигура с пегасом на плечах ― автопортрет, метафорически передающий процесс творческих исканий. А зафиксированный им «Момент» с взмывшим ввысь мотоциклистом был отмечен на региональной выставке «Лабиринты души», организованной творческим Союзом художников к 300-летию Кузбасса. «В металлических работах обязательно должна быть легкость движения, парения, ― уверен Алексей Шкляр. ― Кстати, идея металлической скульптуры мотоциклиста, в которой запечатлен момент прорыва, как раз родилась в пандемийные годы, когда хотелось уже свободы в прямом смысле этого слова». Потом был взмывающий ввысь мечтатель с шариками в руках и пробкой на ногах. Такой визуальный образ именинника дополнил коллекцию Алексея Шкляра в выставочном зале родной детской художественной школы № 8.
Два года подряд Алексей Шкляр участвует в конкурсе актуального искусства из металлолома «Железное кружево». Его «Ежик» в нынешнем году занял почетное 3 место. Идея скульптуры пришла совершенно неожиданно. В этом году мастер занимался реставрацией большого советского панно, которое было закреплено на бетонные плиты. В них он заприметил заостренные железные штыри. Алексей их вытащил и подумал, что их вполне хватит для игольчатой брони ежика, а сам образ родился уже в процессе.
Как считает сам скульптор, призовое место он взял скорее идеей. Иначе ― с конкурсной работой на «Битва Ильи Муромца со Змеем Горынычем». «Она гораздо более сложная в исполнении, ― говорит Алексей. ― Я тогда выбрал сюжет по мотивам народных сказок не просто так: фестиваль проходил на тему «Нематериальное культурное наследие России», — рассказал Алексей. — Хотелось динамики, вот поэтому и битва Ильи Муромца со Змеем Горынычем, где змей пытается убежать, но богатырь его надежно удерживает. Работа трудоемкая, да еще и жара не способствовала процессу. Объект полностью сварной, без ковки. Чешуя Змея Горыныча была набрана из маленьких кусочков, а все его головы нужно было исполнить по-разному». Результат кропотливого труда превзошел все ожидания мастера ― он занял первое место на фестивале «Железное кружево–2022».
Реалистичность фантазий
Алексея Шкляр участвует в конкурсах и выставках разного уровня. На одной из выставок талант мастера заметили и попросили сделать скульптуры для Кемерова. Затем он получил заказ на оформление ледового городка в областном центре. Между тем, мастер в скульптурном деле уже успел воплотить в жизнь множество оригинальных идей во многих городах Кузбасса. Его изваяния можно встретить в Осинниках, Таштаголе, Кемерово. В Прокопьевске получили постоянную прописку «Электрик», «Богиня Гигея», «Путеец», а в Прокопьевском районе парит придуманный им «Ангел». В прошлом году прокопьевский скульптор восстановил скульптуру «Солдат Победы», которую он нашел разбитую в кустах. Теперь возрожденный воин-победитель стоит на одной из улиц Прокопьевска и по праву может называться символом Победы в отдаленном уголке этого города.
Алексей четко разграничивает работы на заказ и скульптуры, которые рождаются в свободном полете. «Я не путаю заказы с творчеством, ― уточняет он. ― В основном заказывают скульптуры из бетона и стеклопластика. И творчеством это не назовешь, поскольку в большинстве случаев изготавливаю скульптуры по готовому эскизу. Хотя бывают заказы, где доводилось выдумывать. К примеру, скульптура шахтера в Прокопьевске: от начала до конца ― моя идея». А до этого была скульптурная композиция «Угольки». Находится она в Рудничном районе Кемерова на территории Дворца культуры шахтеров. Веселые и забавные йети-горняки «Угольки» сделаны из железобетона с использованием акриловых красок. Высота папы йети-шахтера, который держит в руках кайло, ― 150 сантиметров, а сына с шахтерской лампой ― 120. Они стоят на угольных глыбах, сделанных из бетона, и символизируют преемственность главной для Кузбасса профессии ― шахтер.
Как признался Алексей Шкляр, конкретного стиля у него нет, но есть предпочтения. К примеру, скульптора впечатляет сюрреализм ― фантастика, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов… «И ар-деко, которое некогда называли «джазовым модерном», сочетающее в себе элегантность и роскошь, ― добавил он. ― Его обычно использую в ландшафтном дизайне. Любимый мотив ― сказочность. Это интересно и нескучно. Отсюда лавочки в виде лягушек, домики для гномиков, узоры-мозаика фантастических растений на стене и многое другое. Персонажей из мультфильмов стараюсь выполнить как можно реалистичнее».
И творец, и педагог
У каждой скульптуры складывается своя жизнь. Многие из них становятся элементами декора различных заведений и общественных мест кузбасских городов. Некоторые обретают постоянную прописку во дворе собственного дома ― он уже тоже является своего рода произведением искусства. Часть скульптур остается именно здесь и радуют самого мастера и его близких.
С каждым годом скульптуры Алексея тяжелее и сложнее. Сначала года Алексей Шкляр трудится над новой скульптурой ― женщиной-феникс. Она хоть и стоит на выставке в Кемеровском центре искусств, но Алексей ее постоянно дорабатывает. «Это своего рода эксперимент. Интересно, какой она получится после всех изменений», ― говорит он. Скульптура на данный момент является самой тяжелой. Поэтому в последнее время мастер по металлу взял за основу делать свои работы составными, чтобы можно было разобрать и перевезти, к примеру, на выставку.
«Необходимо постоянно развиваться и совершенствовать свое мастерство. Самое сложное в творчестве ― это когда нет вдохновения. В такие моменты, наверное, и не нужно ничего делать. И только когда появляется свежий образ новой скульптуры, процесс творчества идет как по маслу, ― говорит Алексей Шкляр. ― И я не делаю к своим будущим работам эскизов, все детали скульптуры рождаются уже в момент самого творчества. Правда, много правок потом, но зато интересно в процессе создания».
Своеобразный импульс для вдохновения скульптор получает и в Детской школе искусств №8. Алексей трудится там преподавателем: обучает мастерству около 100 прокопьевских школьников. Как он сам говорит, учителем стал случайно и не думал, что задержится в педагогической сфере надолго. Но с годами учебный процесс невероятно затянул и появилась большая ответственность перед детьми. Так пять лет уже и преподает.
«В обучении стараюсь исходить из интересов детей, не гасить их творческие порывы. Стараюсь, чтобы мое обучение приносило удовольствие. Главное ― заинтересовать ребенка и тогда будет хороший результат», ― уверен Алексей Шкляр. Ученики часто впечатляются работами своего педагога, и это, как считает прокопьевский скульптор, ― момент немаловажный. Как говорится, хороший пример заразителен. А значит ― из стен школы искусств выйдет не один талантливый скульптор, готовый свободно творить.
Фотографии из личного архива и со страницы ВК Алексея Шкляра