Андрей Головнин: «Сплоченное партнерство предприятий и СПО — гарант успешной реализации наших совместных проектов»

Высокая востребованность на рынке труда и вместе с этим недостаточный престиж рабочих профессий — всё это традиционные характеристики отрасли среднего профессионального образования (СПО). В Новосибирской области полным ходом ведется подготовка к реализации федерального проекта «Профессионалитет», способного значительно изменить текущую ситуацию. Об эволюции СПО накануне Дня среднего профессионального образования рассказал заместитель министра – начальник управления профессионального образования и подготовки трудовых ресурсов министерства образования Новосибирской области Андрей Головнин.

Бизнес и система профессионального образования — взаимовыгодные партнеры

— В свое время большой импульс развитию профобразования в Новосибирской области дала программа развития системы СПО, которая продолжает реализоваться и сейчас. Какие изменения произошли в этом году? С какими главными достижениями работники СПО региона подходят к своему профессиональному празднику?

— Самый главный результат заключается в том, что те задачи, которые стоят перед учреждениями профессионального образования нашего региона решаются и решаются довольно успешно. На сегодняшний день в наших образовательных учреждениях реализуется более 180 программ среднего профессионального образования, ежегодно вводятся новые профессии и специальности, отвечающие запросам предприятий и организаций реального сектора экономики.

Растет и число студентов. В Новосибирской области с 1 сентября начали обучение более 23 тысяч студентов, среди них около 11 тысяч ребят, студенты наших областных, государственных учреждений СПО. В новом учебном году наши колледжи приняли на 850 ребят больше на бюджетные места, чем в сентябре 2022 года.

За последние годы проделан значительный объем работы по ремонту капитальных конструкций учебных корпусов, общежитий, мастерских, только областных средств вложено более 1, 5 миллиарда рублей. На сегодняшний день практически во всех учреждениях СПО отремонтированы кровли учебных зданий, произведена замена окон в учебных корпусах и общежитиях, и так далее. Ремонт помещений, обновление интерьеров создает комфортную среду для студентов, преподавателей, и это важно для их ежедневного труда.

В рамках национального проекта «Образование» создано более 50 мастерских. Ежегодно мы обновляем станочные парки и лабораторное оборудование, и этот процесс идет достаточно хорошими темпами. Всё это также позволяет вести качественную подготовку студентов по наиболее востребованным специальностям, открывать новые направления профессионального обучения и программам повышения квалификации, в том числе для педагогов.

Важно отметить, что наши учреждения стали активными участниками конкурсного отбора на реализацию федерального проекта «Профессионалитет». Первым в проект вошел в 2022 году Новосибирский педколледж №1 имени А. С. Макаренко. В образовательный кластер «Педагогика» вошли восемь образовательных организаций. Их задача — уже в этом году обеспечить детские сады, школы, организации дополнительного образования региона 261 высококвалифицированным сотрудником.

Министерство просвещения РФ в 2023 году поддержало проект Новосибирского колледжа промышленных технологий по созданию кластера в сфере машиностроения и проект Новосибирского колледжа электроники и вычислительной техники. Эти учреждения в рамках ФП «Профессионалитет» в 2024 году станут получателями грантов, средства будут направлены на обновление образовательной среды и создание новых мастерских. Подготовка к этому важному этапу ведется уже сейчас — необходимо в этом году и в первом квартале 2024 года подготовить помещения колледжей для размещения нового оборудования. Это большой объем работ, который будет выполнен за счет средств областного бюджета.

Задача проекта «Профессионалитет» заключается в подготовке специалистов этих учреждений «не в поле», а на конкретные рабочие места предприятий, участников (партнеров) проекта. Этот проект — инструмент для реализации связки «колледж — работодатель», способ вовлечения предприятий в процесс подготовки рабочих кадров, в ходе реализации которого разрабатываются и внедряются механизмы взаимодействия учреждений СПО с индустриальными партнерами.

Всего в проекте принимают участие 15 крупных компаний, специалисты которых включаются в совместную работу с педагогами колледжей, в формирование новых рабочих учебных планов и профессиональных образовательных программ, соответствующих специфике производств и технологий предприятий-партнеров.

— Насколько готовы к увеличению объемов подготовки кадров административные команды СПО, преподаватели и мастера?

— В колледжах определены составы команд для управления образовательной деятельностью в режиме проектной деятельности. Внешняя поддержка и подготовка управленческих команд организована на базе Института развития профессионального образования. В регионе налажена специальная курсовая переподготовка преподавателей, спецтехнологов и мастеров. Кроме этого, министерство ежегодно ставит задачу на прохождение стажировок специалистов на отраслевых предприятиях, чтобы учебный процесс соответствовал требованиям реального производства.

О престиже рабочих профессий

— Андрей Николаевич, как Вы считаете, смогут ли реализуемые в регионе проекты повысить престиж и привлекательность рабочих специальностей?

— Престиж колледжа или специальности не возникает ниоткуда, он формируется в общественном мнении как отклик на те преимущества, которые получают студенты, специалисты, вышедшие из того или иного одного учебного заведения, относительно других колледжей, образовательных программ. Это такая оценка вероятной благополучности, комфортности.

Престиж рабочих профессий и специальностей не задается только учреждениями образования. Какими бы ни были современные технологии образовательного процесса и привлекательность образовательной среды, нынешние выпускники школ, а затем студенты, молодые специалисты ориентируются на перспективу — на будущие условия труда, уровень зарплаты и социальный пакет, на то, насколько их личные ожидания могут быть реализованы в профессиональной деятельности. Чем выше вероятность совпадений притязаний студента к условиям обучения и возможностям будущего работодателя, тем выше имидж колледжа, образовательной программы…

Студентов, несомненно, привлекает то, что они учатся в современных оборудованных аудиториях, регулярно посещают предприятия и участвуют в производственном процессе на реальном производстве. Успешных выпускников, как правило, ждет безболезненный адаптационный период — переход из статуса ученика в статус специалиста, равноценного участника производственного процесса, от студенчества к рабочей жизни.

Полагаю, что задача системы профессионального образования в этом направлении — открыть и предоставить будущему и нынешнему студенту свои ресурсы для овладения профессиональными компетенциями в которых он может реализоваться по максимуму своих способностей и стать востребованным специалистом с достойной и честной оплатой своего труда!
— Какие профессии и специальности сегодня наиболее востребованы у молодых сибиряков по итогам нынешнего набора в образовательные учреждения СПО?

— Предпочтения абитуриентов сохраняются на том же уровне, что и в предыдущие годы. Наибольшее количество заявлений мы наблюдаем по таким специальностям как дизайн, коммерция, графический дизайн, переработка нефти и газа, операционная деятельность в логистике, сетевое и системное администрирование, информационные системы и программирование, биохимическое производство.

Стоит отметить, в прошлом учебном году был сделан хороший шаг, чтобы помочь выпускникам определиться в дальнейшем профессиональном пути. В регионе был запущен пилотный профориентационный проект «Skills-траектория. Самоопределение с нуля». В него включились более 7000 школьников из 49 общеобразовательных организаций Новосибирской области. Проект представляет собой путеводитель по карте образовательных организаций региона и является одним из важных нововведений. Ведь точность профессионального выбора влияет на многие аспекты жизни будущего специалиста.

Профессия со школьной скамьи

— На территории Новосибирской области реализуется проект обучения школьников «первой профессии» — программа «Политехническая и агротехническая школа». Какими темпами сегодня развиваются школьные центры профобразования?

— Первый центр политехнического образования мы открыли в Советском районе на базе школы №80 в 2018 году. Сегодня подготовка старшеклассников там ведется уже по 8 специальностям: от парикмахеров и автослесарей до операторов беспилотных аппаратов. По окончании обучения ребята получают свидетельство о рабочей специальности, востребованной на рынке труда.

Губернатор нашего региона Андрей Александрович Травников, ознакомившись с работой этого школьного центра профобучения, поддержал дальнейшее развитие проекта. Таким образом, в 2023 году мы смогли открыть еще два таких политехнических отделения — в школе № 175 и в гимназии № 12. Помимо Новосибирска, где старшеклассники обучаются еще и на базе наших колледжей, в сельских школах готовят и поваров, растениеводов, трактористов. Часть выпускников сельских школ остаются работать до службы в Вооруженных силах по этим профессиям на селе.

Ежегодно выпускниками политехнической и агротехнической школ становились 1000 человек. С 2022 года, с «подачи» Губернатора области, количество обучающихся выросло до 2000. Всего за период реализации проекта по профессиональным программам политехнической и агротехнической направленности было обучено около десяти тысяч школьников. В перспективе планируем увеличить общее число обучающихся в политехнических школах. Мэрия Новосибирска рассматривает возможность передачи еще нескольких зданий для развития проекта, а значит — центры профобразования появятся и в других районах города. Сейчас мы рассматриваем возможность открытия политехнических школ в Дзержинском и Первомайском районах.

— В чем преимущество политехнического обучения в школах?

— Навыки и опыт, приобретенные во время обучения, позволяют выпускникам сразу после выхода из школы быть востребованными на рынке труда. И особенно важен педагогический результат нашей работы, а именно: правильно сформированное трудовое воспитание ребят. По окончании обучения они четко понимают, что получение любой профессии возможно только через труд. И этот труд вознаграждается признанием приобретенной квалификации, а квалификация — это уже путь к дальнейшему профессиональному росту. К сожалению, сейчас большинство школьников вообще не вовлечены в труд, и школьные политехнические центры эту проблему частично решают.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *