Валерий Эдвабник: «Профподготовка кадров должна начинаться с запроса предприятий»

В. Эдвабник

Кадровый голод — одна из важных проблем предприятий ОПК, которая стала отчетливее за последний год. Власти ставят задачу перед промышленниками кратно увеличить темпы производства, поэтому на заводах все острее ощущается потребность в высококвалифицированных специалистах. Однако, как оказалось, восполнить кадры под определенные профессиональные компетенции — непростая задача. Работников по некоторым важным для оборонных предприятий специальностям в Новосибирске вообще не готовят. О том, как дефицит таких специалистов вносит свои коррективы в отрасль и какие пути решения находят руководители оборонных предприятий из создавшейся ситуации, рассказывает генеральный директор Научно-исследовательского института электронных приборов Валерий Эдвабник

За прошедший год на многих предприятиях оборонной промышленности Сибири пересмотрели уровень заработной платы. Финансово работа стала привлекательной для значительно большего круга людей. К примеру, средняя зарплата в Новосибирском НИИ электронных приборов сегодня почти на 20% выше средней по оборонным предприятиям области. Но обнаружилась другая проблема: оказалось, что эти, в общем-то уже достойные, деньги некому платить. К примеру, рабочие по таким специальностям как оператор микросварки — на вес золота. И как говорит Валерий Эдвабник, подготовка таких кадров в учреждениях профобразования региона не ведется.

На предприятиях ОПК, как в любой отрасли, есть задачи разного уровня сложности. К примеру, обучить работать на конвейере несложно: «Видишь, как сосед работает? Делай так же» — и через пару дней допустить человека к работе. Но на то, чтобы научить новичка производить сварочные операции высокой точности с использованием микросварочных технологических установок, уйдет уже не один месяц. Ведь мастер высшего разряда, который чувствует металл «кончиками пальцев», нарабатывает свой опыт годами. Некогда мы попробовали переучить на работу под микроскопом несколько радиомонтажников со стажем. И, к сожалению, этот эксперимент не удался. Самое максимальное время, которое выдерживали люди в этой специальности, — месяц. Затем они возвращались на прежние рабочие места, — сетует Валерий Григорьевич. — Такая же ситуация с монтажниками радиоэлектронной аппаратуры: их катастрофически не хватает и взять их неоткуда».

Некогда директор новосибирского предприятия обратился за опытом по привлечению дефицитных специалистов к коллегам из томского НИИ полупроводниковых приборов. «Если в нашем НИИЭП работает около десяти операторов микросварки, то на томском предприятии трудятся несколько десятков таких специалистов. И дефицита в таких кадрах они практически не испытывают, — рассказывает Валерий Эдвабник. — На предприятии, так же как и у нас, есть так называемая «опора»: 5-6 опытных микросварщиков. При этом в Томске находятся несколько вузов, где готовят инженеров-технологов по микроэлектронике. Так вот, этим студентам дали возможность обучаться по свободному графику и работать в НИИЭП, и получать заработную плату в 50-60 тысяч в месяц. Далее они, проработав на предприятии два года, получают дипломы и уходят в инженерную специальность. Однако поток студентов не иссякает. Те, кто закончил пятый курс, покидают производство, но приходят работать на завод студенты 4 курса. Так предприятие получает постоянно меняющийся неиссякаемый поток рабочих рук в микроэлектронике. В Томске проблема дефицитных кадров решена за счет того, что специалистов высшей категории в микроэлектронике в регионе готовят. Новосибирским предприятиям повезло меньше: в области нет такой специальности ни в вузах, ни в колледжах».

С каждым годом на предприятиях совершенствуется станочная база, внедряется автоматизация, цифровизация. Так, проблему нехватки токарей или фрезеровщиков сполна может решить новое оборудование с ЧПУ. Не секрет, что один, к примеру, токарный станок с программным управлением заменяет 5-6 токарей-универсалов самой высокой квалификации. Но все иначе обстоит на производстве, где задействован ручной труд. Никто не будет автоматизировать производство изделий, которых выпускается всего 200 штук в год, — это очень невыгодно. «Поэтому ручной труд на электромонтаже останется еще очень долго, особенно на специальных изделиях», — уверен Валерий Эдвабник.

В Новосибирске кадры для высокотехнологичной оборонной промышленности раньше готовил Новосибирский радиотехнический колледж имени А. С. Попова. В 2020 году его сначала объединили с химико-технологическим, а спустя непродолжительное время с Новосибирским авиационным техническим колледжем имени Б. С. Галущака. Сегодня в этом учебном заведении по специальности «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов» каждый год ведется набор всего в одну группу. «К сожалению, в нынешнем профобразовании все делается «под копирку», как делалось раньше. Вот поступает студент в учреждение профобразования, и сначала будущим специалистам зачитывают теорию, технику безопасности и так далее, и только, примерно, начиная со второго курса их направляют на практику в реальное производство, — говорит Валерий Григорьевич. — Ждать такие кадры долго, поэтому вместе с директором Новосибирского авиаколледжа мы были вынуждены искать нестандартные методы. Нашли решение в подготовке специалистов для нашего предприятия по другой схеме: студенты выходят на производство с первого курса. Таким образом они получат рабочие навыки одновременно с теорией, а значит, смогут приступить к полноценной работе на предприятии гораздо быстрее».

Кадровой проблемой отраслей ОПК занимаются все: федеральные и региональные органы власти, предприятия, учреждения образования. Но для повышения эффективности всех этих действий, мероприятий, решений нужна ясная стратегия, в рамках которой можно было бы координировать деятельность всех участников процесса. «Мы со своей стороны готовы помогать в решении проблем с кадрами. Я не могу взвалить на себя весь авиаколледж, но, например, вполне способен взять под свое крыло отделение по специальности радиомонтажа. Но это только в нынешних условиях. Когда закончится спецоперация, оборонка еще и поработает пару лет в сумасшедшем темпе, а потом начнется, скорее всего, новый виток конверсии. В этом году нам необходимо принять 40 человек, в следующем, возможно, еще 50, а через год остановимся на двадцати, поскольку потом эти специалисты уже не будут нужны в таком объеме. И это важно учитывать. Недостаток нынешней системы профтехобразования как раз в ее «косности», когда все планируется сверху, а потребности регионов практически не учитываются. Первое, с чего должна начинаться профподготовка кадров в образовательных учреждениях, — это с запроса самих предприятий», — подытожил Валерий Эдвабник.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *