Человек, влюбленный в небо. Колонка о Борисе Масленикове
— Сколько потребовалось, чтобы научиться летать?
— Семь… Нет, восемь. Точно, восемь.
— Лет?
— Самолетов!
(с) старый анекдот
Борис Маслеников, один из пионеров Российской авиации, падал минимум 17 раз. Минимум — потому что это известно без глубокого анализа архивов. И это данные на 1913 год. Сколько падений было за остаток жизни, до 1947 года — неизвестно.
При этом убила Масленикова не авиакатастрофа, а машина репрессий и онкология… И похоронен почетный гражданин Москвы, легендарный авиатор, учившийся летать во Франции, катавший царя Болгарии и наследника престола Сербии, организовавший первую в Москве частную авиационную школу и участвовавший в первом перелете из Петербурга в Москву — в Новосибирске, в котором он успел поработать еще и театральным режиссером.
Правда, насчет места его захоронения на Заельцовском кладбище наши некрополисты активно спорят до сих пор. Быть может, однажды выяснят это точно. Ну а пока — я расскажу вам, что знаю.
Борис Маслеников. Младший брат Виталия Масленикова. Известного архитектора, о котором мы с вами уже говорили. Проектировавшего в Москве один из ВОЗМОЖНЫХ домов Булгаковской Маргариты. В Новосибирске, вместе с Крячковым, Стоквартирный дом, а вместе с целой командой архитекторов — Театр Оперы и Балета, и уже самолично — фасад главного корпуса НИИЖТа.
Муж Нины Бахрушиной. Дочери Константина Бахрушина — миллионера и филантропа (насчет плейбоя — не знаю, врать не буду), и внучки Петра Смирнова, водочного короля России.
Но не своими родственными связями был знаменит Борис Маслеников. Отнюдь не ими! Это был невероятно обаятельный и смелый человек. Инженер и предприниматель, в руках которого спорилось любое дело. Маслеников и сам был не беден, а потому Нина Бахрушина ни на секунду не усомнилась в том, что Борис любит ее саму, а не ее приданое.
Ну а еще, пожалуй, Маслеников был неимоверно удачлив, раз падал вместе с самолетом минимум 17 раз и остался жив. А еще — потому, что дожил в Стране Советов до 60 лет и даже умер не в лагерях, вернувшись из них.
Итак, Борис Маслеников родился в Москве в 1887 году. Окончил для начала реальное училище Воскресенского — одно из лучших учебных заведений столицы, в котором получили образование, например, Сергей Образцов, впоследствии создатель известного на всю страну театра кукол, а также Андрей Липгарт — будущий главный конструктор Горьковского Автозавода.
Училище делало упор на точные науки, поэтому после него Маслеников отучился еще и в школе живописи. Видимо, для противовеса первому, техническому образованию, чтобы в будущем не только прекрасно разбираться в аэродинамике и механике самолета, но и оценивать красоту небес с точки зрения профессионального живописца. В 1907 году поступил на физико-математический факультет Московского Университета, но отучившись там два года, почувствовал зов неба и уехал во Францию учиться летать. И научился!
В 1910 году на купленном им биплане Farman IV Маслеников уже давал в Болгарии показательные полеты, зарабатывая продажей билетов на этом диковинном для местных зрелище. Собственно, Маслеников был первым пилотом, успешно летавшим на Балканах. До него все полеты там заканчивались плачевно.
Сборы с билетов, составившие 5 тысяч франков, Маслеников пожертвовал на организацию первого в Болгарии авиаклуба, за что получил от царя Фердинанда I, летавшего с ним пассажиром, орден «За гражданские заслуги».
Собственно, где бы Маслеников ни оказывался, он не только поднимал там в небо самолеты, но и поднимал авиацию как таковую. После Болгарии он перебрался в Сербию, где катал уже королевича Георгия, наследника престола, и вскоре стал начальником первой в стране авиашколы.
В 1911 году вернулся в Москву и создал на печально знаменитом Ходынском поле первую в стране частную школу авиаторов под названием «Орел».
В 1923 году, будучи сосланным в Сибирь, учил пилотов в Красноярске, затем в Новосибирском
«ОсоАвиаХиме», а после прокладывал первые в Сибири воздушные трассы, определяя будущие маршруты, которым предстояло связать небесной сетью города на бескрайних просторах Зауралья. И если про советских геологов говорили, что на местах их стоянок вырастали города, то на стоянках Масленикова один за другим возникали аэродромы!
Но это я уже забегаю немного вперед… Давайте вернемся в дореволюционную Москву!
Представляете, какой смелостью нужно было обладать, чтобы взлететь на «Фармане», у которого не было даже кабины в привычном нам понимании этого слова! Просто расположенное по центру фюзеляжа сиденье с педалями и рычагами управления! Применимо к аэропланам периода становления авиации вообще нельзя было употреблять слово «надежность»! Каждый полет мог стать последним, и для многих таким становился.
Маслеников падал. Бил самолеты, восстанавливал их, а иногда и просто менял на новые, и сам же, благодаря пытливому уму и техническому образованию, вносил в них коррективы и инновации. В 1913-м году, совместно с конструктором Докучаевым, на базе одного из бипланов «Фарман» они создали свой самолет, названный «Докучаев-2», за что оба, и конструктор и авиатор, были удостоены большой серебряной медали от Министерства торговли и промышленности на второй воздухоплавательной выставке.
В 1911 году Маслеников участвовал в первом перелете по маршруту Петербург – Москва. Перелет, правда, закончился трагически. Из 9 самолетов, стартовавших из столицы, в Первопрестольную добрался только один. И нет, это был не герой данной статьи. Самолет Масленикова относительно мягко приняло попавшееся на его пути болото, так что сам пилот практически не пострадал. Трем другим участникам небесного пробега повезло меньше — они получили тяжелые травмы. Один из них летел с пассажиром… Пилот получил несколько переломов, а вот пассажир — травмы, несовместимые с жизнью.
Единственный добравшийся до финиша авиатор, Александр Васильев, сойдя с самолета, весьма эмоционально сказал, что ни за какие деньги в аэроплан больше не сядет. «Это каторга! Это обречение на смерть!»
Соврал, конечно! Влюбленный в небо просто не может не летать, поэтому уже два года спустя Васильев пролетел по маршруту «Петербург – Москва – Петербург», и снова удачно! Всего за 10 часов 52 минуты.
Но вернемся к Масленикову.
Естественно, развитие авиации интересовало военных. Генералы уже прикидывали, насколько точно можно сбрасывать с самолетов бомбы, как далеко можно улететь за линию фронта и как бороться с авиацией противника, которая в скором будущем обязательно появится. Поэтому Маслеников был первым пилотом, на аэроплан которого был установлен и успешно испытан пулемет.
Ну и вполне естественно, что за удачливым и обаятельным пилотом приглядывала царская охранка. Мало ли что взбредет ему в голову, или что внушат ему анархисты, социалисты и прочие противники монархии. Каких дел может натворить даже не оснащенный оружием биплан, хорошо знают жители Новосибирской улицы Степная, где АН-2 врезался в жилой дом. А ну как Маслеников направит свой самолет на царский дворец? А ну как угонит машину с установленным пулеметом? Поэтому Маслеников был под наблюдением соответствующих органов, и из России его больше не выпускали. Такие инструкторы нужны были самой стране.
Маслеников, тем временем, жил, совершенно не вмешиваясь в политику и не давая поводов усомниться в его лояльности стране и власти. Летал, учил летать других, конструировал самолеты, участвовал в строительстве первого радиотелеграфного завода в Москве, а в годы Первой мировой поставлял для нужд армии электротехнические материалы и обучал уже военных летчиков, сам, впрочем, в боевых действиях не участвуя.
В общем жил и радовался жизни. Был частым гостем семьи Бахрушиных, встретил Нину, впоследствии ставшую его женой, и летал бы и дальше, если бы не 1917-й год.
Революцию Маслеников принял относительно спокойно. Ни среди активных ее сторонников, ни среди ярых противников замечен не был. В годы нэпа вернулся к предпринимательской деятельности, создал предприятие по выпуску огнеупорных кирпичей, и еще одно, по производству лыж, и… Естественно, пропеллеров для самолетов.
Но в 1923 году был выслан из столицы как «социально вредный элемент». Может быть, как успешный нэпман, а может быть — на всякий случай, потому как в НКВД, как и в царской охранке, не могли не понимать потенциальной опасности летчика, способного поднять в воздух самолет в 30 минутах полета от Кремля.
Полгода работы инструктором в Красноярске, затем 3 года в тогда еще Новониколаевске, куда в 1926 году к нему приехала жена. Снова обучение пилотов, агитационные полеты, воздушная разведка и прокладка воздушных трасс с определением оптимальных мест для аэродромов. Маслеников продолжал летать и покорять Сибирь. Увы, уже не спросишь, принял ли он Советскую власть или просто покорился ей, как силе, которой не может противостоять даже имеющий крылья.
Помимо работы в авиационной отрасли, Маслеников работал редактором и рисовал картины (пригодилось-таки художественное образование). А еще — поставил две оперы в Сибгосопере, из которой впоследствии вырос наш Оперный театр.
НКВД им больше не интересовался. Наоборот, Маслеников был у чекистов на хорошем счету, ибо в 1929 году его назначили начальником производственного отдела Сиблага ОГПУ, а в 1931–32 годах он был даже начальником особого проектно-конструкторского бюро № 14. Слова «шарашка» тогда еще не было, но черты этого заведения в бюро уже проглядывали.
Но несмотря на все сделанное для страны в целом и для Сибири в частности, в 1938 году Маслеников все же попал под маховик репрессий. 8 лет лагерей. Шпионаж в пользу Германии и антисоветская агитация. Все обвинения авиатор отрицал, но кого это волновало в конце 30-х годов?
8 лет в Краслаге… Первые годы Нина Бахрушина писала письма в НКВД и лично Берии, умоляя о пересмотре дела. Без толку… Ее муж вернулся из лагерного ада в 1946 году, но прожил совсем недолго. Умер один из величайших покорителей неба от рака желудка и пищевода, 2 октября 1947 года. Умер не в лагерях. Умер свободным человеком, успев перед смертью побыть с любимой.
На Заельцовском кладбище, рядом с могилой Нины Константиновны Бахрушиной недавно установили красивое надгробие. «Пионеру российской авиации» — гласит надпись на нем. Учитывая, что в этом квартале начали хоронить в середине 60-х годов, изначально Маслеников просто не мог быть там похоронен. Я склоняюсь к версии, что его останки перезахоронили поближе к возлюбленной, возможно — в 70-х годах, после реабилитации, но есть вероятность, что это кенотаф. Могила без останков.
Такова история Бориса Масленикова, влюбленного в небо и в чудесную женщину, ради него переехавшую в Новосибирск из столицы. Человека, покорявшего небо на таких самолетах, в которые не рискнули бы сейчас сесть не только аэрофобы, но и многие бесстрашные храбрецы.
Кирилл Кудряшов, писатель