Две стрелы и подкова: история Болотного!
12 ноября у Болотного небольшой юбилей. 80 лет назад Болотное стало городом. И поздравляя маленький город на 16 тысяч жителей с этим праздником, предлагаю поговорить немного о его истории.
Сейчас Болотное для большинства — это небольшая автостанция на границе Новосибирской области. Возможность размять ноги, да попить кофе перед тем, как стартовать дальше — в Томск или Кемерово. Многие даже не задумываются, что эта автостанция, на окраине Болотного на самом деле лишь ничтожная часть города, в котором есть и интересный краеведческий музей, и деревянный храм, прозванный «Сибирскими Кижами», и свои производственные предприятия.
Но начиналось Болотное именно так, как видится сейчас проезжающим на северо-восток путникам. Как ямщицкая станция на Московском тракте.
Как и его областной центр, Новосибирск, Болотное появилось на перекрестке двух дорог. Московского и Барнаульского тракта. Первый проходил через всю Сибирь, ведя чайные караваны из Китая, а второй — соединял купеческий Томск с житницей Сибири, Алтаем. И вот в 1805 году появилось Болотное — маленькое село при ямщицкой станции, на которой полагалось держать в готовности 6 курьерских и 20 почтовых лошадей.
С промышленностью как таковой селу не повезло. Рядом не было ни крупной реки (мелкая речка Болотная не в счет), ни запасов полезных ископаемых, ни даже густых лесов. Поэтому жители помимо извоза промышляли изготовлением всяческих предметов, которые в извозе могут потребоваться. Тара, колеса, подковы… Так что, тот факт, что одним из крупнейших предприятий Болотного остается «Болотнинская гофротара» —обусловлен исторически.
Поэтому в центре Болотного стоит памятник ямщику, уснувшему на своей повозке. А на гербе города изображена подкова, расположенная поверх двух разнонаправленных стрел. Две стрелы — это два тракта, а подковы — как раз часто меняли в Болотном. В начале существования села в нем, кстати, было всего две улицы: Московский тракт и Кузнечная.
Затем ямщиков сменили паровозы, и через Болотное пролег Транссиб. С одной стороны — связав его надежным стальным путем со всей страной, а с другой — лишив болотнинцев основного источника дохода. Паровозы меняли свои подковы в населенных пунктах покрупнее, и перегон «Новониколаевск – Кемерово» не представлял для них сложности.
В начале XX века латыши братья Коккерны попытались открыть в селе завод чугунного литья и даже производили какое-то время сельхозинвентарь, но в 1914 году завод сгорел практически начисто, а открывать новый бизнес во время Первой Мировой, за которой последовала революция, было проблематично.
В 1941-м в Болотное, ставшее за 10 лет до того рабочим поселком, было эвакуировано из Николаева швейное производство, а двумя годами позже построен кирпичный завод. Суглинки! Вот единственный материал, добываемый в окрестностях города, обделенного углем и лесом.
Кстати, оба предприятия функционируют до сих пор.
Ну и в 1943 году Болотное наконец-то стало городом. Маленьким уютным городом, который большинство проезжающих мимо видят либо из окна поезда, либо ступают только по его окраине возле трассы.
Такая вот история города, подкова на гербе которого – не только на счастье!
Кирилл Кудряшов, писатель