Перевернуть мир танцем

В Новосибирске стартовала подготовка ко второму инклюзивному балу

В 2023 году в Новосибирске второй раз пройдёт инклюзивный бал: уже начата подготовка к нему. Руководитель Школы светского танца «Отражение» и проекта «Балы Новосибирска. Доступно каждому» Анна Заворотинская рассказала «ЧС», что такое инклюзивный бал и как на него попасть, а также поделилась впечатлениями от его проведения.

— Расскажите, как вы начали танцевать? Как организовали свой первый бал?

— Я танцую с восьми лет. Начинала как участник коллектива по народным и эстрадным танцам. Занималась спортивными бальными танцами.

Свой первый бал организовала совершенно случайно. Я попала на мероприятие с названием «бал» и разочаровалась. Тогда друзья поддержали, сказали, что если не нравится, как делают другие, сделай сама.

Я провела свой первый бал 27 февраля 2003 года. И он стал началом доброй традиции. Уже в июне того же года, на день города Новосибирска, на второй бал тогда еще безымянного коллектива, мы получили небольшой грант. И тогда же придумали название ЮПИТ (Юношеский парад истории танца).

Этим коллективом провели второй бал, на который собралось уже 150 человек, в том числе гости из Томска, Барнаула, Красноярска.

Получается, что я не придумывала коллектив специально, а сделала единственный бал, прежде всего для себя, так, как я это видела. Просто рядом оказались те люди, у которых это откликнулось в душе, которым это было близко, они поддержали меня. И так, с группы единомышленников, началась история Новосибирских и Томских балов.

С 2004 по 2007 год я жила и училась в городе Томске. Там началась «Томская мистерия».

Вместе с группой единомышленников мы развивали культуру бала в своем регионе. Проводили балы прежде всего для себя, как любительский коллектив. Собирали танцы по крупицам, сначала материала было очень мало.
— Как появилась Школа светского танца «Отражение»?

— Как бренд Школа светского танца «Отражение» появилась в 2007 году, когда я из Томска вернулась обратно в Новосибирск после обучения в Томском государственном университете. Нужно было новое название: сначала была «Мистерия танца» в Новосибирске, потом название переместилось в Томск, там оно и осталось. А мы в августе 2007 года готовились к экологической акции «Оберегай», которую проводили при поддержке новосибирской ГЭС, и думали, как же будет называться коллектив в Новосибирске. Начинаем с нуля, хотя ресурсная база уже есть.

Название «Отражение» подразумевает отражение прошлого сквозь призму современной реальности. Ведь то, что мы делаем — это не реконструкция. Но по задумке, в основе — традиции светского бала времен Императорской России. Мы берем то лучшее, что было на балах в старину. Но участники балов — мы с вами, живые, реальные люди. У нас современный менталитет, другие ценности. Поэтому наш бал — это не точная копия того, как это было тогда, а отражение традиций прошлого в текущей реальности с учётом современных потребностей и менталитета живущих сегодня людей. Так и появился бренд «Отражение». И тогда я уже чётко понимала, что это мой коллектив, я буду его развивать.

— Что такое инклюзивный бал, и как вы пришли к его организации?

— Инклюзивный бал — это сказка, доступная каждому. Действительно каждому. Независимо от категории здоровья и наличия или отсутствия инвалидности. Много лет, точно больше пяти, мне с разных сторон предлагали проводить инклюзивные балы. Но я всеми руками и ногами отпиралась от этой идеи. Ведь я ничем не могу помочь этим людям. Я искренне считала, что если я что-то делаю, то должна дать результат, должна реально помочь, изменить жизнь к лучшему.

Я не врач, я не реабилитолог. Несмотря на то, что я физиолог человека по первому диплому (начинала учиться на медицинской биологии), у меня не было видения, как я могу повлиять на жизнь этих людей. Пока однажды меня Ольга Ленинг не пригласила на образовательный проект «Лаборатория инклюзивности», где я оказалась в окружении руководителей реабилитационных центров. Среди тех, кто работает и развивает среду, создаёт условия для нормальной стабильной жизни людей с инвалидностью, я по-другому посмотрела на эту ситуацию. Не могу сказать, что я тогда сразу поняла, что хочу этого, совсем нет. Просто допустила мысль, поняла, что на подобный проект есть запрос, у него есть потенциал.

В тот момент я не знала об инвалидности буквально ничего. Странно было даже просто видеть человека на коляске, не говоря уже о том, как адаптировать программу бала.

— Что изменило ваше видение?

— Тогда, на лаборатории инклюзивности, была разработана первая версия проекта «Инклюзивный бал в Новосибирске». Первая гипотеза — формат для слабослышащих «Бал в тишине». Просто потому что мне, хотя бы в теории, было понятно, как с этим работать. Я могу объяснить, показать танцы без слов, просто потому что участник в любом случае смотрит и повторяет больше за тем, что он видит, чем то, что он слышит. Мне это было понятно, это было первое, чего я не испугалась. Но три попытки подать заявку и получить финансовую поддержку, чтобы инклюзивный балл мог состояться, провалились.

Значит, в моем проекте что-то было не так. Тогда я начала искать информацию о том, кто уже организует инклюзивные балы по России. Пыталась понять, чего мне не хватает.

И в итоге мы стали одним из регионов реализации общероссийского проекта «Инклюзивные балы России». В нас поверили организаторы из Самары — Инклюзивный ресурсный центр.

— Что требовалось, чтобы начать делать это у нас в городе?

— Прежде всего — собрать команду из четырех человек, в том числе хотя бы одного с инвалидностью, и приехать на стажировку в Самару. И уже в мае 2022 года я и еще трое человек полетели туда на школу для организаторов «Инклюзивных балов России».

Не так просто найти тех людей, которые ввяжутся в историю малопонятного проекта, да еще и на энтузиазме. Но и тут мне повезло. Я проходила курс «Основа социального предпринимательства». И с нами на потоке оказалась девушка на коляске — Ольга Халявина. Оля стала еще одним человеком, который поменял мою реальность полностью. Потому что я увидела, насколько самостоятельным, автономным и жизнерадостным может быть человек на коляске. Она была первой, с кем я пробовала подвигаться в инклюзивных танцах в перерывах между занятиями, которые мы посещали совместно. Я ей задавала вопросы: как вообще на Вас посмотреть, как с Вами разговаривать, как Вас называть. Ольга стала еще одной точкой роста.

Школа для организаторов завершилась балом. Именно там я впервые увидела, как горят глаза каждого участника, независимо от формы инвалидности. Я увидела, как люди преображаются. Вот, казалось бы, ему тяжело передвигаться, другой с костылями, или незрячая девушка или еще какие-либо ограничения. И вот как эти люди меняются, насколько они благодарны, когда идут на бал. Еще раз мой мир перевернулся с ног на голову. В этот момент я поняла, что реально могу поменять мир участников с инвалидностью к лучшему. Могу добавить в их жизнь красоту. Я поняла, что бал становится стимулом для развития, стимулом двигаться.

В Самаре я общалась с девушкой, по словам которой, на момент первого своего бала она с трудом перемещалась с ходунками. Но когда я её видела, она и в полонезе перемещалась по залу только с тростью, лишь изредка прибегая к поддержке партнера.

— Получается, что этот бал можно считать инструментом реабилитации? Вас изменило это открытие?

— Пожалуй, да. Оказалось, что я могу улучшить не только эмоциональную составляющую, повлиять на социализацию людей с инвалидностью. Но и могу стать тем самым инструментом реабилитации, который может открыть дверь в социальную жизнь для многих людей, для тех, кто найдет в себе силы двигаться, развиваться, посещать балы, вкладывать свое время и ресурсы, просто выходить из дома.

А потом я поняла, что так образуется социум. Люди общаются, знакомятся. И самое главное, что я сама тот пример человека без инвалидности, мир и восприятие которого изменились. А если поменялось мое восприятие, значит можно изменить отношение к инвалидности и у других людей.

— Самара как-то ещё помогала готовиться к первому инклюзивному балу?

— Да, конечно. После школы для организаторов Инклюзивных балов в Самаре, уже мы приглашали специалистов Инклюзивного ресурсного центра к нам, и сами готовили первый в Новосибирске инклюзивный бал. В рамках проекта «Инклюзивные балы России», который тогда проводился при поддержке президентского фонда культурных инициатив.

— Как складывается ситуация с инклюзивном балом в Новосибирске сейчас?

— Второй инклюзивный бал проводится в рамках нашего проекта «Балы Новосибирска. Доступно каждому» , также при поддержке президентского фонда культурных инициатив. В Новосибирске планируется два инклюзивных бала за учебный год. Первый в этом году — 27 ноября, совместно с Молодежным театром «Глобус», который, как полноценный организатор, вкладывается в этот проект и в развитие культуры инклюзивного бала в Новосибирске. А второй проект текущего учебного года запланирован на весну.

— Что такое инклюзия лично для вас?

— Раньше я думала, что инклюзия — это про инвалидность. Потом, благодаря ребятам из Самары, угол зрения изменился. Это не про инвалидность, это про готовность воспринимать человека как человека, с какими бы ограничениями он ни был.

Кто после аварии, кто с рождения, не имеет значения. Человек остается человеком. И подчас человек с нормой может добиться меньшего, чем человек с какой-либо формой инвалидности. И, пожалуй, инклюзия — это способность видеть реальные возможности, не ограничиваясь формальными убеждениями.

— Что всё ещё пугает в организации инклюзивного бала?

— Пока еще я боюсь открыто и свободно работать с участниками с ментальными нарушениями. Просто потому, что у меня слишком мало контактов с этой категорией людей, и я не очень понимаю, как с этим работать. Есть ещё много вопросов «а что, если». Поэтому на данном этапе мы в проект принимаем участников с ментальными нарушениями только с сопровождением и ограничено. Но это скорее страх от незнания.

Раньше я вообще боялась работать с темой инклюзии. Мне казалось, что будет тяжело, что я психологически не вывезу эту историю. Но фокус сместился: с инвалидности и проблемы на развитие, доступность общения, на возможность включить, на позитив. Мы не делаем акцент на проблемах, а акцентируем внимание на той сказке, которую создаем вокруг себя. Мне больше не страшно.

Задача на ближайшее время — втянуть хотя бы пару человек на балы и в социум из числа тех, кто боится выходить из дома. Потому что инклюзивный бал — это про безопасность, мы сами создаем эту безопасную среду для всех. И это надо донести. Если нам это удастся, если участники сами станут заявляться, включаться, если мы сумеем сформировать сообщество участников и волонтеров инклюзивного бала, получим регулярную поддержку, будет гораздо проще. И это не только про бал, это про жизнь в целом. То, что получат участники и волонтёры на балу, они смогут применить и за его пределами.

— Что даёт вам в эмоциональном плане работа с людьми с инвалидностью?

— Я радуюсь, когда вижу достижения. Радуюсь, когда мне Андрей говорит, что стал намного более равномерно переносить вес с ноги на ногу: вот это результат. Радуюсь, когда Света из участников инклюзивного балла становится его организатором. Радуюсь, как руководитель проекта, и радуюсь за человека. Радуюсь, когда вижу, что участники слабослышащие становятся участниками регулярных светских баллов — это правда результат. Более того, а кто во время бала знает, что этот участник слабослышащий? Ведь это, в том числе, и незаметно во время танца. Радуюсь, когда удается создать социальные связки, интеграции, когда участники продолжают общаться и после бала, когда находят друзей.

Благодаря балу меняется восприятие, в том числе и инвалидности в целом. Сперва — у участников и волонтеров бала. А после — во всём социуме.

— Нашим читателям наверняка очень захотелось попасть к вам на инклюзивный бал. Как можно это сделать?

— Просто! Для этого нужно просто подать заявку через форму, размещенную в группе проекта или через чат участников. Сейчас заявочная кампания в самом разгаре.

Но есть и другой вариант: можно просто прийти на подготовительный класс, который состоится уже 19 и 26 ноября в театре «Глобус». Вы сможете принять участие и посмотреть, как это происходит. Достаточно прийти за полчаса до начала мастер-класса, зарегистрироваться на входе, и можно свободно участвовать. У нас уже прошло занятие 12 ноября, будет ещё два воскресенья по три занятия, а 27 ноября, в понедельник вечером — сам бал. Во время подготовки мы будем формировать пары, разучивать танцы, учиться взаимодействовать друг с другом, научимся создавать атмосферу бала, поговорим про безопасность. Каких-то строгих требований или сложностей нет. Никакая предварительная подготовка не требуется. Только хорошее настроение и сменная обувь.

— Что хочется поменять в инклюзивном бале у нас в городе?

— На самом деле, мне хочется, чтобы балы становились больше, ярче, насыщеннее, может быть, чтобы было больше костюмов. Но это всё-таки рабочие задачи. Хотелось бы, чтобы команда потихоньку развивалась, чтобы каждый в меру своих возможностей и компетенций мог включиться и развивать этот проект. Тогда с каждым новым человеком и партнером бал будет становиться лучше.

Всё остальное — технические детали. Бал второй, пока просто делаем. А вот после будем анализировать и «докручивать» программу на третий.

Говорят: один раз — случайность, второй раз — совпадение, а третий будет уже тенденцией. После проведения третьего бала можно будет говорить о том, что традиция проведения инклюзивных балов в нашем городе уже зародилась, состоялась, и дальше мы ее развиваем. А пока мы еще только создаём первые прецеденты. И если первый бал был очень сложным: донести мысль самим участникам, что возможно танцевать вместе (участникам с ДЦП, на коляске, незрячему, слабослышащему), то сейчас это уже не представляет особой трудности.

Дальше надо просто делать красиво и рассказывать людям о том, что к нам можно и нужно присоединяться.

— Расскажите еще немного о себе. Чем вы увлекаетесь? Какая ваша заветная мечта? Как к танцам относится ваша семья?

— Я увлекаюсь ролевыми играми, немножко играю на гитаре, очень люблю выезжать в лес. Лес — это мой источник ресурса. Спорт — это то, что меня вдохновляет и наполняет, дает возможность, энергию двигаться дальше.

А мечты? Ну одна из них, наверное, это потихоньку, понемножку объехать весь мир, побывать в разных местах, посмотреть на разные традиции, элементы культуры.

Что касается семьи, мой муж не танцует. Старший сын иногда появляется на балах. Не сказать, что не танцует совсем, но и танцором его не назовешь. Будут ли танцевать малыши — еще рано судить. На занятия танцами уже ходят. Пока нравится.

Я считаю, что танцы — это прекрасный инструмент развития.

Светлана Лапатская
Фото предоставлены героем публикации, также использованы фотографии Константина Кутузова с инклюзивного бала 2022 года

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *