Надо думать на сотни лет вперед!
Оказавшись в ситуации необходимости импортозамещения, мы пожинаем плоды своей же недальновидности.
Сейчас уже очевидно, что главной (именно главной!) ошибкой минувших с развала СССР 30 лет оказалось почти полное отсутствие долгосрочного государственного планирования. Большинство существующих на данный момент в стране проблем — лишь следствие этого глобального просчета.
И лучше всего это видно на примере науки и зависящей от неё промышленности. Отказавшись от масштабных вложений в фундаментальную науку и разрушив кооперационные цепочки образование–наука–промышленность, мы породили отставание не на 30 лет, а, увы, куда больше. И теперь его приходится наверстывать, что гораздо сложнее.
Больше наша страна не может себе позволить роскошь отсутствия долгосрочного мышления. Нам нужно планировать жизнь даже не на десятки, а на сотни лет вперед. Планировать стратегически, так, чтобы никакие катаклизмы вроде коронавируса или спецоперации эти планы не сорвали. То есть подобные риски уже должны быть заложены в план.
И одна из первых вещей, о которых стоит задуматься – это научные кадры. Да, проблему эту надо решать и сейчас – в краткосрочной перспективе. Но куда актуальнее она в перспективе долгосрочной, ведь кадровый состав научных институтов и ведущих научную деятельность образовательных организаций на данный момент, мягко говоря, не молод.
Интересно, что в данном случае само по себе долгосрочное мышление уже работает на эту цель. Ведь одна из важных причин, отталкивающих молодежь от науки сейчас – это отсутствие уверенности в завтрашнем дне.
Как можно планировать научные исследования, многие из которых требуют долгих лет упорной работы, если молодые люди не знают, что будет завтра со страной и с их жизнью? Какие будут приоритеты? Об этом не говорят. Даже стратегические документы пишутся лишь на 15-20 лет вперед, но и им не все доверяют, учитывая, сколько раз принятые ранее стратегии забывались, так и не будучи исполненными.
Да, радует, что сейчас работа по созданию таких стратегий активизирована. Один из примеров – принятая недавно Стратегия социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года и План по ее реализации, который как раз обсуждается в рамках форума «Россия». Прекрасно, что принимаются и активно обсуждаются такие документы, тем более относительно отдаленных регионов. И замечательно, что при их разработке учитывается мнение региональных властей и научного сообщества.
Однако каждый раз, когда в таком документе видишь фразу «благодаря данному инвестиционному проекту будет создано столько-то тысяч высокотехнологичных рабочих мест», задаешься вопросом: а будет ли столько тысяч человек, готовых эти места занять? Да, в большинстве своем долгосрочные проекты учитывают также необходимость кадрового обеспечения, координируются с образовательными программами в вузах и средне-специальных учебных заведениях. Но, к сожалению, невозможно предсказать, а захочет ли молодежь обучаться по этим новым программам, и пойдет ли затем работать по полученной специальности?Особенно когда речь идет о наукоемких производствах.
К сожалению, одной только гонкой зарплат дело не решится. Даже если инвесторы готовы вкладывать деньги в молодых специалистов, оплачивать их обучение, платить «стартовые» и давать хорошую зарплату, одними деньгами молодежь не привлечь. Нужен и престиж работы, и возможность самореализации, и уверенность в собственной безопасности и многое другое.
Все эти аспекты хорошо можно рассмотреть, опять же, на примере научных коллективов. Даже если поднимать ученым зарплату, но при этом не вкладываться в развитие материально-технической базы организаций, молодежи будет сложно реализовать себя в этой сфере. Ведь ученые – люди любопытные, амбициозные и горящие. Им хочется не просто получать деньги, но и совершать прорывные открытия. А со старым оборудованием это совсем не просто.
То же самое касается безопасности. Большое количество уголовных дел в отношении известных ученых, особенно касающиеся так называемой государственной измены (лишь один пример – Дмитрий Колкер, который читал согласованные лекции в Китае, получил за это обвинение и в итоге умер в СИЗО, есть и множество других), явно не способствует уверенности в светлом будущем у молодых научных сотрудников.
Но самый сложный и многогранный вопрос, как всегда, идеологический.
Прежде всего, он касается престижа профессий, связанных с наукой, промышленностью, производством, инженерным делом и подобных. Помимо «Разговоров о важном» и школьных профориентационных программ типа «Билет в будущее», соответствующие образы необходимо активно продвигать в массовой культуре, особенно молодежной. В отечественном кинематографе уже есть несколько свежих примеров неплохого продвижения космической тематики (фильм «Вызов» и сериал «Кибердеревня»). Будем надеяться, что это только первые ласточки, и вынужденное импортозамещение в кино сыграет на руку общей государственной политике в идейной сфере.
Однако одним лишь продвижением профессии дело на идейном фронте не ограничивается. Ведь для ученых, инженеров и других представителей интеллектуально-технического труда очень важно правильное целеполагание. Чтобы ответственно и с полной самоотдачей работать на благо своей страны, нужно понимать, что эта страна из себя представляет, куда она стремится, какие ценности отстаивает.
Идеологическое воспитание технической интеллигенции — тема непростая. И одна из важных ошибок, которые привели к краху Советского союза, как раз заключалась в недостаточно продуманной работе на этом фронте. Очень часто «технари» (а именно на них держится прогресс!) плохо разбираются в политике, психологии и других подобных сферах. Соответственно, они, с одной стороны, весьма подвержены враждебным манипуляциям, а с другой – не достаточно просвещены относительно текущего идейного курса, даже если он есть.
Поэтому достучаться до этих людей — бережно, с большим уважением, с пониманием их проблем и приоритетов, с осознанием их значимости — важнейшая на сегодня задача для страны и для всех тех, кто работает на информационном фронте (в том числе журналистов).
При этом лозунги обязательно должны подкрепляться действием. Русские люди очень чувствительны к любого рода фальши. Пустые декларации только усугубляют ситуацию. Под каждым «для страны сейчас важно» должно быть и материальное основание. Тогда люди будут верить власти. Например, ученые, увидев, что в науку вкладывают средства, что к их мнению прислушиваются, а их проекты готовы реализовывать, с большей готовностью будут вкладываться в работу на благо страны.
А еще нельзя забывать, что любая совместная работа (а сейчас перед всеми нами стоит большая общая задача по прорывному развитию страны) — это, прежде всего, взаимное доверие и уважение. Да, народу надо научиться по-настоящему доверять власти. Ну а власти, разумеется, оправдывать это доверие. И уважать свой народ. Ну и, конечно, думать о будущем. И не на 15-20, а на 150-200 лет вперед.
Марина Вдовик,
главный редактор газеты «ЧС» и сайта ЧС-ИНФО.РФ