История, созданная руками человека: Новосибирский краеведческий музей рассказывает о культуре Сибири

«Русское красное» — это большой выставочный проект, посвященный русской традиционной этнографии и культуре переселенцев 18–19 и начала 20 столетия. В то время в Сибирь съезжались крестьяне из разных губерний Российской империи, которые привнесли свою особенность в быт коренных народов. Именно об этом рассказывает экспозиция в Новосибирском государственном краеведческом музее.

По сей день Сибирь славится не только богатством природных ресурсов, но и многовековой историей своего народа. Одной из ее особенностей является некий этнографический «котел», который образовался здесь после прихода переселенцев. Они существенно изменили привычный образ жизни коренного населения, создав при этом единую уникальную культуру.

«Мы рассказываем о том, что принесли переселенцы, какие ремесла, промыслы, начиная с 18 века, на территорию Сибири. Здесь проживали и коренные народы ещё до прихода русских. У них была своя история, но переселенцы привнесли сюда что-то новое и, как правило, с европейских губерний нашей страны. Естественно, их инструменты, традиционная роспись и одежда сильно отличались от коренного населения. Поэтому здесь происходит такая своеобразная синергия», ― рассказывает начальник службы гостеприимства Новосибирского государственного краеведческого музея Татьяна Трофимова.

Выставочный проект «Русское красное» состоит из трех разделов: ремесла и промыслы переселенцев, этнографический костюм и современное переосмысление этнографии в современном лоскутном шитье. Первый делится на два зала, один из которых посвящен самому важному ― дому.

Здесь можно увидеть удивительные фрагменты домовой росписи: межкомнатные двери, простенки, полати. В основном орнамент состоял из обережной символики, которая своими корнями уходит в языческие времена. Мы видим изображение родового дерева. Обязательным было присутствие живых существ, например птиц. Если их было две, то они должны были смотреть дуг на друга ― это означает, что все живут в мире. На одной из дверей можно заметить изображение львов. Рисунок выглядит довольно забавно, ведь те народы никогда не видели этого животного, поэтому рисовали его так, как сами представляли.

На самом деле роспись дома в традиционной крестьянской семье была очень дорогим удовольствием. Работа по росписи одной комнаты по меркам середины 19 века стоила около 30 рублей. Для примера, стоимость коровы составляла 12 рублей. Более того, мастер жил за счет заказчиков. То есть помимо денег, которые ему должны были заплатить за работу, его ещё кормили и позволяли у себя жить.

Второй зал посвящен именно ремеслам того времени. Удивляет то, как переселенцы повлияли даже на создание посуды коренных народов Сибири. Раньше она была берестяная или кожаная, потому как такой материал было проще достать и обработать. Однако именно переселенцы существенно развили гончарный промысел и стали создавать глиняную посуду. Её особенность заключалась в том, что такую керамику покрывали эмалью, за счет чего она становилась блестящей.

Помимо этого, данная часть экспозиции рассказывает и о том, как сильно изменилось земледелие в тот период. Ведь такие инструменты как плуг, соха, борона ― всё это принесли исключительно переселенцы. Они были более современными, прогрессивными, что позволило значительно упростить работу на земле.

Второй раздел выставки касается уже костюмов, в том числе старообрядцев, причем узкой направленности, такой категории как «семейские». Название говорит само за себя, ведь перемещались они в большом составе ― всей семьей, в которой нормой было семь детей и более. Изначально данная категория крестьян проживала на территории России. Но после раскола церкви в конце 17 века они вынуждены были уехать с русской земли и обосновались на территории Польши. В 18 веке Екатерина II пожелала вернуть их насильственным путем, и они были переселены на территорию Российской империи, в Забайкалье.

«Русский традиционный костюм ― очень многослойная и сложная история. Основа ― это рубаха, женская и мужская. Домотканое полотно, холст, делали из крапивы или льна. Это, грубо говоря, сшитые в круг два больших полотнища, которые назывались точа. Именно поэтому у нас есть выражение в русском языке «Точь-в-точь». Это заначит, что эти две половины должны сойтись так, чтобы было идеально ровно», ― рассказывает Татьяна Трофимова.

Есть ещё так называемые составные рубахи, когда помимо двух полотнищ верхняя часть рубахи шьется из одного типа ткани и, как правило, дорогого, а нижняя из более дешевого. Рубаха шилась таким образом потому, что рукава и верхняя часть рубахи были видны из-под сарафана.

Вышивкой покрывали «входы», края одежды. Все это связано с языческими, мифологическими представлениями о том, что края — это место, через которое что-то может подобраться к человеку под кожу или в душу. Это своего рода оберег, как правило, защищающий человека от воздействия злых духов.

Что интересно, вышивку иногда спарывали с рубах, потому что это было трудоемкое и очень дорогое в изготовлении изделие. Поэтому если рубаха износилась, ее выбрасывали. Но с вышивкой нельзя было этого делать. Ее сматывали в ленты и убирали в сундук, а потом нашивали на новую рубаху.

Вообще существует два традиционных комплекса, характерных для русского народного костюма — это северный и южный, которые отличаются только одним элементом гардероба. Но начнем мы, пожалуй, с первых.

Рубаха во всех двух комплексах является основой. Далее северяне сверху надевали сарафан и затем фартук (передник).

Мужская одежда была проще: рубашка с опояской и штаны. У женщины опояска пряталась под передником, или под сарафаном.

«Выражение «Быть распоясанным» пошло тоже из русской традиционной культуры. Без пояса ходить было нельзя, это символизировало безответственность и несобранность. Опояска или пояс являлся своего рода защитой центра тела человека, где находятся самые важные органы. На опояске тоже обязательно была защитная символика, иногда это могло быть имя мастерицы, которая ее вышивала или имя владельца», ― говорит Татьяна Трофимова.

В общем, главное отличие северного комплекса в том, что крестьяне надевали поверх рубахи сарафан, а вот у южан вместо него была понева – юбка, которую можно было стянуть на поясе на так называемой «вздержке» и завязать. Поверх поневы надевался передник.

Большинство рубах, представленных на выставке, очень красивые. Это праздничные варианты, и надевались они поверх обычных льняных. Так было принято и у южан, и у северян.

У переселенцев с южных губерний вышивка делалась черными нитями, в отличие от северян, которые создавали ее из красных. Дело было в том, что южные губернии ― это черноземные земли, поэтому такой цвет был показателем плодородия.

Ещё один интересный вариант костюма ― это специфическая одежда для совершения ритуальных действий ― моленный сарафан или «горбач». Он так называется за счет имеющейся у него вставки в грудной части. Он более сдержанных цветов, состоит также из рубахи и сарафана. Вместе с ним идет платок или шаль, которыми обязательно покрывали голову.

Если говорить о демисезонной верхней одежде семейских того времени, то в первую очередь семейские женщины носили «курмушку». Она была приталенной, но добавляла объем в теле, что было очень важно. Тогда считалось, что женщина должна быть плотной, пышной. Это говорило о ее здоровье и возможности выносить ребенка и не одного.

Ещё более сложным по своей многослойности был головной убор семейских старообрядцев. Он состоял из пяти частей: мягкая нижняя шапочка, позатыльник, кокошник (или сорока) и два платка. Сами волосы заплетали в косы и укладывали их на макушке. Сначала надевалась холщовая шапочка на подвязках ― шамшура. На нее сверху ― позатыльник. А потом поверх этого всего надевался кокошник. В завершении всё подвязывалось двумя платками.

Такой многослойный головной убор позволял женщине полностью спрятать свои волосы, потому что она могла показывать их только своему мужу.

Старообрядцы «семейские» активно использовали украшения из хрусталя, стекляруса, янтаря. Так как они жили на территории Польши, последнего было достаточно много, поэтому янтарные бусы «семейских» могли иметь до 20 нитей.

Что касалось традиционной обуви переселенцев, которая распространилась в Сибири, это ― чирки. Они могли быть короткими, а могли выглядеть как высокие кожаные сапоги.

Завершает выставку последний зал, посвященный современному переосмыслению этнографии. Здесь представлено 90 работ от 70 сибирских современных мастеров, некоторые из которых являются участниками ведущих клубов лоскутного шитья. Именно быт переселенцев того времени вдохновил их на создание таких уникальных работ.

Изучая культуру наших предков, мы невольно сравниваем нынешнюю моду с тем, что было раньше. Так что же сейчас? Как поделилась своим наблюдением Татьяна Трофимова, современные русские дизайнеры очень активно вдохновляются этой тематикой. И ведь действительно, довольно часто можно увидеть в нашей одежде отголоски прошлого, например в узорах, в используемых материалах или формах.

«Если сейчас посмотреть на современных девушек, они носят пуховики какого-то необъятного размера или широкие брюки. В современной моде также присутствует многослойность и излишний объем. Даже классические костюмы ― это, как правило, тяжелая ткань, которая опять-таки дает большие объемы. Понятно, что вся обережная история вышивки, мифологизм остались в прошлом. Сейчас мы смотрим на вышивку исключительно с эстетической стороны. Но какие-то элементы из прошлого мы постепенно привносим и в настоящее», ― делится мнением Татьяна Трофимова.

В любом случае, даже если сейчас мы не носим кокошники и не используем плуг ― знать о том, чем занимались, как жили и в чем ходили наши предки ― очень важно. Ведь именно от любви и уважения к нашему прошлому зависит то, сможем ли мы построить светлое будущее.

Фотографии Константина Кутузова

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *