Жизнь, посвящённая поэзии российских деревень

Во время церемонии награждения губернатор НСО Андрей Александрович Травников и Никлолай Андреевич Примеров

Сегодня, в день Конституции Российской Федерации, в большом зале Правительства Новосибирской области состоялась церемония вручения государственных наград РФ, поощрений Президента РФ и наград Новосибирской области. Награждение провёл губернатор региона Андрей Александрович Травников. Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина высокое звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» присвоено известному новосибирскому музыканту, педагогу, просветителю, человеку высокой музыкальной культуры Николаю Андреевичу Примерову.

Юрий Григорьевич Марченко

После награждения коллегу, соратника и надёжного товарища тепло поздравил Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством и казачеством I степени», обладатель Золотой медали Международного фонда славянской письменности и культуры, а также  ряда других наград  Юрий Григорьевич Марченко.  Он назвал коллегу уникальным человеком. «За его спиной – десятилетия работы по возрождению, развитию народной культуры, просвещению людей,  — отметил учёный. – Это, прежде всего, его увлечение баяном и особенно русской гармонью. Он подготовил целые плеяды лауреатов Всероссийских и Международных конкурсов. Но самое главное, в своей деятельности Николай Андреевич отдаёт много сил и души  возрождению музицирования на народных инструментах, и, прежде всего, на любимой русским народом гармони. Неслучайно поэт Александр Жаров в споре со всякого рода эстетами, спесивыми людьми, которые утверждали, что гармошка – это визгливая дура и ей нет места в консерваториях, а её место в колониях или в кабаках, отвечал: «Гармонь, гармонь! Родимая сторонка! Поэзия российских деревень». Этой «поэзии российских деревень» и посвятил свою жизнь Николай Андреевич Примеров.

Вместе с ним мы начали и развили международное народно-музыкальное маланинское движение, побудили молодёжь многих зарубежных государств заниматься поиском своих культурно-исторических корней, старинных музыкальных инструментов, в том числе и гармони, чтобы обмениваться творческими успехами.

Николай Андреевич является также замечательным журналистом, публицистом, написавшим и издавшим десятки книг, научных статей. Искренне рад, что многогранная деятельность  Николая Андреевича так высоко оценена. Желаю ему дальнейших творческих успехов!».

Добавим, будучи профессиональным педагогом, Николай Андреевич Примеров организовал молодёжный ансамбль «Играй, гармонь!», ансамбль ложкарей, школу гармонистов при Дворце культуры железнодорожников в Новосибирске. С 1989 года являлся председателем Центра народной культуры при Новосибирском отделении Фонда культуры, а с 1996-го  года — председателем Детского благотворительного общества «Сибирская гармонь». Он — академик Петровской академии наук и искусств, Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, директор РОУ «Музей сибирского баяна и гармони» имени Ивана Ивановича Маланина.

«Давай, попробуем»

Это сегодняшние дети, причём, даже детсадовского возраста, могут с уверенностью отвечать, кем станут, когда вырастут. Но ещё несколько десятилетий назад о выборе будущей профессии многие школьники начинали задумываться практически перед выпускными экзаменами. В свои одиннадцать лет Коля Примеров тоже не думал, кем станет после окончания школы. Но сам того не предполагая, отец — Андрей Николаевич, стал тем человеком, кто определил будущее своего сына.

«Среди моих родственников музыкантов не было, — говорит Николай Андреевич Примеров. —  Но мама рассказывала, что в детстве мечтала, чтобы ей купили гармонь. И мечта могла бы сбыться, однако помешал нелепый случай. Отец мамы, мой дед, всё-таки решил порадовать дочь, купил гармонь. Но… до дому она не доехала. По пути встретились друзья, которые уговорили деда продать её, поскольку собирались на какой-то праздник, а без гармошки, дескать, праздник – не праздник. И ему пришлось перепродать подарок. Таким образом, мечта мамы о гармошке оказалась неосуществлённой. Мой отец любил музыку, хорошо пел, и однажды даже купил гармонь «Беларусь», долго пытался самостоятельно её освоить, но ничего у него не получилось. Как-то раз спросил у меня: «Коля, не хотел бы ты научиться играть на гармошке?». Я пожал плечами. Но сказал: «Можно попробовать».

Записался в кружок баянистов при ДК «Прогресс», которым руководил Арно Александрович Юстус, известный в те годы музыкант оркестра Новосибирского цирка. Юноша оказался способным, буквально с ходу смог воспроизвести аккорды, только что показанные преподавателем. Педагог был доволен успехами ученика, а у Коли с каждым днём росло желание быстрее освоить инструмент. Но тут неожиданно руководитель кружка уволился, и парню пришлось ездить к нему домой, чтобы брать частные уроки. Так продолжалось с месяц. А потом и вовсе обучение прервалось, поскольку Арно Александрович вообще переехал из Новосибирска в другой город.

Почти два года Коля Примеров не брал инструмент в руки. И, возможно, не взял бы вообще, если бы однажды о талантливом подростке не вспомнила бывшая ученица Арнольда Юстуса Валентина Орленко, которая, разыскав его, предложила свою помощь. Юноша на всю жизнь запомнил её слова, сказанные в его адрес: «Мальчик талантливый, грех ему не развиваться».

«Валентина Александровна договорилась с руководством городской музыкальной школы № 5, чтобы меня прослушали в порядке исключения, поскольку учебный год был в самом разгаре, — рассказывает Николай Андреевич. —  Меня прослушали и… приняли! Мне в то время было 13 лет. Определили к замечательному педагогу Николаю Павловичу Чернобаю».

Учился Коля Примеров хорошо. Успешно окончил музыкальную школу. Но о продолжении профессионального образования даже не помышлял. Между тем, преподаватель, видя в своём ученике большой потенциал, не раз намекал на то, что «хорошо было бы не останавливаться на достигнутом, а идти дальше». То есть советовал поступить в музыкальное училище. Однако юноша до поры до времени эти намёки пропускал мимо ушей. Но настало время делать выбор – продолжать музыкальное образование или думать о поступлении в какой-нибудь вуз, чтобы стать, в конце концов, строителем или железнодорожником, агрономом или металлургом… «То есть, я, как говорится, оказался на распутье», — вспоминает Николай Андреевич. Поразмышляв о будущем, последовал наставлениям своего педагога Николая Павловича Чернобая – поступил в Новосибирское музыкальное училище на народное отделение (класс баяна).

Всё делается к лучшему

Тот, кто служил, знает, что армия — это напряжённые будни, ежедневная учёба, и времени на праздности в этой круговерти нет.

После года учёбы в музыкальном училище Николая Примерова призвали в ряды вооружённых сил.  Это были советские времена, когда ещё действовал Варшавский договор. Новобранцев из Новосибирской области, в числе которых оказался и он, доставили на один из военных аэродромов в Польше. После построения прямо на взлётно-посадочной полосе командиры сообщили о задачах, которые придётся решать молодым сибирякам. А затем провели опрос, чтобы выяснить, чем каждый из солдат занимался на гражданке. Принцип был такой: газосварщики – одна группа, трактористы – другая, водители – третья, строители – четвёртая… Ни в одну из этих групп Примеров не попадал. Общая шеренга редела быстро, и к концу переклички невостребованными оставались десятка два человек. «Уже в самом конце офицер спросил, мол, есть ли кто-то, кто занимался музыкой, — вспоминает Николай Андреевич. —  Из строя вышли двое – я и ещё один товарищ. Таким образом, я попал в солдатский клуб и до конца службы, числясь в подразделении охраны военного аэродрома, выполнял обязанности музыканта, киномеханика, почтальона и оформителя. Приходилось и фильмы крутить, и организовывать различные мероприятия. Вот здесь, в армии, баян мне пригодился».

Именно тогда Николай, наконец, полностью осознал, что быть музыкантом — это и есть его настоящее призвание.

Наверстать упущенное

Возвратившись домой, Николай Примеров с большим рвением взялся навёрстывать упущенное: ведь два года службы – это большой срок для любого молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь. Восстановился в музыкальное училище.

После окончания училища поступил в Кемеровский государственный университет культуры на факультет народных инструментов. Краснодипломного выпускника по распределению направили преподавателем в Мошковскую районную детскую музыкальную школу. Конечно, Николай мечтал о более удачном распределении — в родной Новосибирск, например, но, удивительно, что в те годы в Сибирской столице был настоящий бум на музыкальное образование, особенно по классу баяна, и ему просто не нашлось подходящего места. Однако Николай не сильно расстроился. А с присущей ему энергией взялся за возрождение народного музыкального творчества на селе. Создал клуб народной музыки, и вместе с самодеятельными артистами объездил с концертами весь район.

Судьбоносная встреча

Восемь лет работы в Мошковской детской музыкальной школе дали Николаю Примерову большой практический опыт. Но не только этим особенно дорожит музыкант. «Именно тогда я впервые познакомился с братьями Заволокиными, которые гастролировали со своей программой частушек, — говорит Николай Андреевич.  — Встреча с ними состоялась в Доме культуры Нефтяник села Сокур. Я рассказал Геннадию Дмитриевичу о своём клубе народных музыкантов, поделился планами – провести в честь 40-летия Победы концерт сибирских гармонистов. Он за эту идею ухватился, заверив, что поддержит её. Но сказал, что нужно немного подождать. Через месяц Геннадий Дмитриевич приехал ко мне домой и пригласил на организационную встречу по подготовке большого события под названием «Концерт сибирских гармонистов», посвящённого 40-летнему юбилею Великой Победы. Первый концерт состоялся в январе 1985 года в Новосибирском Доме актёра, а второй, где нас уже снимала Новосибирская студия телевидения, в ДК железнодорожников. Передача три раза была показана по областному телевидению, а затем её отправили в Москву, где она была показана в сокращённом варианте по  первой программе Центрального телевидения в рамках цикла «Голоса народных инструментов». Вскоре в Главную редакцию народного творчества стали приходить письма с благодарностями, появилось много желающих продемонстрировать своё искусство игры на гармони. Это подтолкнуло московских телевизионщиков  продолжить развитие необычного на телевидении тех лет формата программ о народном творчестве. Впоследствии каждое утро в выходные дни советские люди с большим интересом ждали полюбившуюся программу «Играй, гармонь!», прообразом которой стала телевизионная версия концерта сибирских гармонистов. По признанию одного из поклонников этой передачи: «Заволокин как будто клад выкопал лопатой из земли. И растряс этот клад над Россией. И посыпались звонкие золотые трели на радость людям…».

Добавим, что к этому «кладу» непосредственное отношение имеет и Николай Андреевич Примеров.

«Лучше него на свете никто не играет…»

Как Шаляпин известен в России, так Маланин известен в Сибири

В предвоенные, а потом и в военные годы очень популярным в стране было имя прославленного сибирского гармониста-самородка Ивана Ивановича Маланина. Незрячий музыкант был участником радиопередачи «Огонь по врагу!» на радио, в которой принимали участие актёры эвакуированного в Новосибирск Ленинградского академического театра имени Пушкина Константин Адашевский и Александр Борисов. Слушателям пришлись по душе созданные ими образы весёлых бойцов-разведчиков Кузьмы Ветеркова и Ильи Шмелькова. Выступления артистов всегда сопровождались виртуозной игрой на баяне Ивана Ивановича Маланина. Люди старшего поколения вспоминали: когда транслировалась передача, улицы Новосибирска пустели, все спешили к радиоприёмникам.

«С популярным баянистом, к сожалению, не пришлось повстречаться. Когда он умер – мне было десять лет, — рассказал Николай Андреевич. – Но имя это я хорошо запомнил. Отец, как только по радио звучал его баян, подводил к репродуктору, включая на полную катушку, и говорил: «Слушай, как играет наш земляк великий Маланин. Лучше его на свете никто не играет».

По признанию Николая Андреевича, это имя отложилось в памяти на всю жизнь. Однако он и предположить не мог, что дальнейшая его творческая биография будет связана именно с ним. Однажды преподаватель музыкального училища Анатолий Александрович Михайлов посоветовал ему познакомиться с известным в Новосибирске музыкантом Виктором Владимировичем Ушаковым, который создал городской клуб баянистов, собрав вместе лучших профессионалов своего дела. «Сходи, посмотри, тебе, наверное, это будет интересно», — заинтриговал он своего ученика.

Спустя какое-то время Николай посетил концерт известных баянистов, лично познакомился с музыкантами. В том числе и с дочерью Ивана Ивановича Маланина – Татьяной Ивановной, которая присутствовала на концерте. Её, видно, так заинтересовал молодой человек, что она даже пригласила юношу к себе домой. «Мы долго беседовали с Татьяной Ивановной, она много интересного рассказала о своём прославленном отце, который был восемнадцатым ребёнком в семье, показала альбом с фотографиями, — продолжает Николай Андреевич. – Я еле сдерживал эмоции, меня эта тема так поглотила, что я загорелся идеей съездить на родину Маланина, в те места, где он родился и рос, учился играть на баяне».

Жизнь, достойная книги

И однажды собрался и поехал в Иркутскую область, откуда был родом Иван Иванович Маланин. Сначала добрался до посёлка Залари, а потом и до родного села музыканта — Троицка. «Походил, познакомился со старожилами, с родственниками Ивана Ивановича, которые ещё были живы, поговорил с ними, — рассказал о своём путешествии Николай Андреевич. – Увиденное и услышанное так вдохновило, что я даже решил написать книгу об этом уникальном человеке, ведь Иван Иванович, будучи незрячим, сделал столько для популяризации баяна, сколько не под силу любому зрячему человеку». И своё слово настойчивый Николай Примеров сдержал – написал интересную книгу под названием «Иван Иванович Маланин». Правда, материал о знаменитом баянисте скрупулёзно собирал не один год. И, наконец, книга-исследование вышла в свет в 1995 году, став бесценным вкладом в сокровищницу русской национальной культуры. Её высоко оценил давний знакомый, уже народный артист России, лауреат двух Государственных премий, автор и ведущий телепередачи «Играй, гармонь!» композитор Геннадий Заволокин.

От книги – к фестивалю

Дальше – больше. Примеров загорелся желанием организовать большой праздник народной музыки, посвящённый 90-летию легендарного баяниста. Он обратился за поддержкой к Геннадию Заволокину и получил добро с его стороны. Тот специально написал песню «Маланинский баян», которая стала своеобразным гимном фестиваля. Впервые песня прозвучала в программе «Играй, гармонь!» в исполнении Ансамбля песни и пляски СибВО.

Николай Андреевич Примеров (третий слева) с участниками фестиваля

Пришла идея теперь проводить такой праздник регулярно, название пришло само собой – Маланинский фестиваль, который вскоре стал конкурсом-фестивалем. Изначально планировалось проводить его раз в два года. Но неравнодушные граждане своими письмами, телефонными звонками заставили задуматься о том, чтобы превратить это мероприятие в ежегодное. «Слава Богу, в обществе возродился интерес к русской самобытной культуре, всё больше людей понимает, что основа национальной культуры находится в традиционном народном творчестве, — рассуждает сопредседатель оргкомитета и жюри фестиваля Николай Андреевич Примеров. — Социологические исследования подтверждают, что в народе растёт интерес к баяну и гармони. Люди устали от «попсы» и от безумного рэпа. К сожалению, в народную музыку пришли преувеличенный академизм, своеобразная «акробатика» и «цирк», которые иссушают художественное творчество. Мы поощряем артистов, использующих традиционную русскую мелодику и ритмы, создающих песенную и танцевальную музыку для повседневной жизни».

Не мог остаться равнодушным

В состав жюри фестиваля не первый год входит прославленный баянист, лауреат многих музыкальных конкурсов, Президент русско-французской культурной ассоциации Sancyberie, профессор Парижской консерватории Роман Жбанов

Добавим, что с каждым годом растёт интерес к празднику. Поучаствовать в нём приезжают музыканты и творческие коллективы не только со всей России, но и из зарубежья. В состав жюри фестиваля не первый год входит прославленный баянист, лауреат многих музыкальных конкурсов, Президент русско-французской культурной ассоциации Sancyberie,  профессор Парижской консерватории, бывший выпускник Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, наш земляк Роман Жбанов. Узнав о присвоении замечательному педагогу, наставнику молодёжи Николаю Андреевичу Примерову звания «Заслуженного работника культуры Российской Федерации», он сказал, что «не может остаться в стороне от этого грандиозного события». Роман поведал, что, будучи студентом Новосибирской Государственной консерватории, постоянно учувствовал в концертах, проводимых в рамках Маланинского фестиваля.

«Уехав в начале 1997 года для подготовки музыкантов на международные конкурсы, а, впоследствии, оставшись работать в педагогическом составе Международного Баянного центра Жака Морне во Франции, я старался строить «культурные мосты» между Европой и Россией, находя людей, способствующих этому благому делу, объединяющих наши народы через культурные традиции, — признался Роман. — Сотрудничество с Николаем Андреевичем Примеровым стало одним из важных и продолжительных событий в моей творческой жизни. По сути, Николай Андреевич стал для меня примером и вдохновителем при создании в 2009 году русско-французской культурной ассоциации «Sansyberie», которая способствовала показу французских, а впоследствии и европейских баянистов/аккордеонистов на сибирской земле, а также демонстрации нашего культурного наследия в Европе и Канаде.

В 2011 году был проведён первый международный конкурс «Звёзды Sancyberie», местом проведения которого стал французский курортный город Мон Дор, на который Николай Андреевич Примеров привёз группу музыкантов — представителей не только Новосибирска, но и других городов России. Также в 2013 году мы учувствовали в организации совместного проекта «Мир через культуру», когда группа музыкантов — детей и взрослых — с концертной программой выступала в Германии, Франции, Италии, Австрии, и была тепло принята европейской публикой. Делегация из Сибири открыла для себя не только дружелюбие и гостеприимство европейцев, но и смогла ознакомиться с многочисленными живописными пейзажами, достопримечательностями, музеями и ремесленными заведениями, увозя с собой подарки и незабываемые впечатления от общения с представителями культур других стран. Благодаря энтузиазму Николая Андреевича, многочисленная сибирская публика также познакомилась с музыкальными традициями Франции, Румынии, Шотландии, Португалии, Каталонии, Канады, Доминиканской Республики, Сербии, Бельгии, Италии, Колумбии, Австрии. Мэры городов Италии и Франции — Кастельфидардо и Монсоле Мин, организовывающие у себя известные конкурсы и фестивали баяна/аккордеона, также побывали с дружественным визитом в России. Известный музей гармоники итальянского города Кастельфидардо передал в дар сибирскому музею баяна и гармони имени И. И. Маланина драгоценную реликвию – 100-летний баян фабрики Паоло Сопрани. Заключены партнёрские культурные отношения Маланинского фестиваля с фестивалями Канады, Франции, Каталонии, Бельгии и Италии.

Николай Андреевич Примеров зажигал своими идеями и энтузиазмом, строя мосты дружбы и мира через культуру, традиции, гармонь, баян, аккордеон. Гармоничные аккорды музыкальных инструментов, виртуозная игра самобытных артистов, которых он собирал на одной сцене, всегда резонировали с биением сердец благодарной публики. Царило взаимопонимание, и было неважно, на каком языке общались артисты, музыка на сцене была доступна для восприятия каждому, ведь это универсальный язык передачи чувств и эмоций.

От всей души хочется поздравить Николая Андреевича с присвоением ему высокого звания Заслуженный работник культуры РФ! Если замечательное дело, которым занимается Николай Андреевич Примеров, сподвигнет всех последовать его примеру (извините за каламбур), расширяя границы через культуру и традиции, то Мудрость, Гармония и Мир воцарятся в нашем мире! А голоса гармони, баяна, аккордеона, вибрирующие в такт сердцам публики, оставят в памяти людей эмоции от этих радостных встреч на долгие годы!».

Николай Андреевич добавил, что в 2024 году маланинскому  фестивалю исполнится уже 37 лет. За прошедшие годы  он стал дружественным партнёром многих фестивалей в разных странах мира. «Мы с нашими музыкантами объездили 20 государств, проводили совместные фестивали в Италии, Франции, Германии, Австрии, Канаде, Болгарии и других странах. Выступали в разных городах, к нам присоединялись музыканты со всего мира. Значение такого общения трудно переоценить, ведь оно способствует объединению людей разных культур, укрепляет дружбу, взаимопонимание между ними».

Фестиваль продолжается

В эти дни в районах Новосибирской области проходят мероприятия в рамках традиционного Международного Маланинского конкурса-фестиваля. Завершится он в конце января 2024 года.

«Мы проводим благотворительные бесплатные концерты для горожан, — уточнил Николай Андреевич. — Наш подарок к Новому году и к Рождеству – традиционные гала-концерты, которые пройдут на разных площадках – в ДК Горького, ДК Металлург, ДК 40 лет ВЛКСМ, ДКЖ, а также в Мошковском и Ордынском районах НСО, в Краснообске и других населённых пунктах. Затем поедем на фестиваль «Играй, гармонь блокадная», который пройдёт в Санкт-Петербурге».

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *