«Лучший друг нам в жизни сей – вера в провиденье»

Начало Нового года, который, по старому стилю, наступает 13 января, всегда было для наших предков временем, наполненным волшебством, таинством и мистикой. Славяне в этот период праздновали новолетие – когда старое солнце умирает, а новое появляется, колядовали, стараясь восхвалить добрых богов, высмеять злых и привлечь удачу, гадали, пытаясь увидеть будущее. Позже языческие традиции тесно переплелись с христианскими.

Православная церковь неоднозначно относится к колядованию. Изначально христианские миссионеры пытались искоренить язычество. Но когда поняли, что это бесполезно, решили возглавить то, что не смогли победить и постарались придать языческим традициям новый смысл.
Как объясняет известный священник Евгений Подвысоцкий, нет ничего плохого в том, что колядующие воспевают Богомладенца, ходят по домам с закрепленной на шесте самодельной Вифлеемской звездой, по которой волхвы нашли пещеру, где укрывалась Богоматерь с младенцем, и несут весть о чуде рождения Спасителя.

Однако традиционные языческие колядки, подразумевающие переодевание в животных и разных мистических персонажей, частушки фривольного содержания и довольно бесцеремонное поведение колдующих христианская церковь не одобряет.

Дайте козе сала

В Сибири, благодаря ее удаленности от центральной России и большому количеству переселенцев из разных регионов, обрядовость была особенно богата и разнообразна. Более 30 лет историки, фольклористы, краеведы из разных университетов и НИИ ездили по разным городам и селам Сибири, общались со старожилами, собирая местные легенды, частушки, традиции и верования. Итогом этой работы стал проект «Перекресток традиций», в котором отражено практически все культурное наследие Сибири. Пожалуй, наиболее значимый пласт этих исследований – святочные традиции жителей Западной и Восточной Сибири.

Традиции святочного колядования с масками, частушками и угощением существовали практически во всех сибирских деревнях. Колядующих называли «ряжеными» или «машкарованными», вероятно от искаженного слова «маска». В некоторых поселениях ряженых называли «шуликанами».

Сибирь – зона рискованного земледелия. Поэтому большинство обрядов было связано с будущим урожаем. Например, чтобы уродилась хорошая капуста, наши предки в Святки сматывали туго шерсть и клали в красный угол. Лежащая там шерсть, по представлениям сибирских крестьян, гарантировала тугую капусту.

Дабы уродились пшеница и рожь, колядующие пели частушку: «Чтобы с колосу осьмина, из зерна коврига, из полузерна – пирог с рукавицу ширины, с топорище долины».

Чтобы обеспечить богатый урожай, крестьяне и крестьянки принимали образы беременных женщин с большой грудью и животом. Чтобы овцы были цветные, а не просто черные или белые, их владелец должен был взять черемуховую палочку и срезать на ней кору.

Символом плодородия у сибиряков считалась коза. Ее водили по дворам. Еще в начале XX века в деревне Степной Баджей Красноярского уезда был описан такой обычай. Коза с поводырем и ватага сопровождающих лиц заходили во все дворы, коза плясала, ряженые пели. Потом коза в изнеможении падала, а они просили: «Дайте нашей козе решето овса, наверх – колбаса, дайте кусок сала, чтобы коза встала». Коза вставала, олицетворяя таким образом возрождение после долгой холодной зимы и благополучие.
Руководитель группы фольклора Института этнографии АН СССР Вера Соколова посвятила изучению сибирского фольклора больше 40 лет. В своих статьях она приводит множество обрядовых заклинаний, связанных с козой: «Где коза ходит – там жито родит, где коза ногой – там жито копной».

Доктор исторических наук Фирс Болонев записал интересный обряд вождения козы у забайкальских старообрядцев: «Козу наряжают в ленты, в мониста, увешивают платками и, посадив на нее мальчугана, заводят прямо в избу, заранее приучив его к этому, прикармливая хлебом. Заходя в дом, справляются о здоровье хозяев, о делах, желают им всяческого благополучия и в заключение, приплясывая, напевают: «Эх, пятка-носок, дайте сала кусок!»

Во всех этих сценках общим было то, что утешить козу, поднять ее или даже оживить можно было только обрядовым угощением. Тех, кто встречал колядующих неприветливо, они наказывали. Могли плюнуть на пирог и спеть обидную частушку: «Коляда, коляда, не ходи до этого двора. Здесь кругом все жадные, будь год они неладные».

Под разными личинами

Многие наши современники до сих пор верят, что нельзя выносить мусор на ночь глядя и делать грязную работу по дому после захода солнца. Приметы эти также восходят корнями в наше языческое прошлое, когда сибиряки верили, что, вынося «сор из избы» в темноте, можно навлечь на себя гнев потусторонних сущностей, лишившись тем самым благополучия. На Святки никакую грязную работу нельзя делать даже днем. Поэтому генеральную уборку, ремонт, переезд и прочие «великие дела» необходимо было закончить до наступления новолетия.

В некоторых районах запрещалось также чесать шерсть, вязать, да и вообще рукодельничать. Готовка – тоже не самое чистое действо, поэтому к Рождеству обычно еду заготавливали заранее и на три дня как минимум. Мужчинам запрещалось выполнять работу в наклон. Иначе дети могли родиться горбатыми.

В Сибири считали, что у кого тело волосатое, тот богаче и удачливее. Поэтому на колядование наряжались в тулупы мехом наружу.

Впрочем, в ряжении или машкировании был и более глубокий смысл. Надевая страшные маски, лохмотья люди старались стать похожи на нечистую силу и таким образом отпугнуть ее. Главная задача – нарядиться так, чтобы никто не узнал. Молодухи рядились в старух, парни – в девушек, девушки – в парней. Любимыми образами в деревнях Томской и Енисейской губерний были карнавальные наряды цыган, солдат, шаманов.

Вот как изобразил ряженых в Енисейской губернии русский этнограф ХIХ века, уроженец города Енисейска Михаил Кривошапкин:
«Вваливают с шумом до десяти масок. Полюбуйтесь: вот «бука», у него лицо обмазано сажей, на голове рога, на ушах лохмотья, во рту папироса огнем внутрь рта; вот и настоящий черт с рогами, с хвостом, весь обтянутый черным коленкором; вот шаман в тунгусском платье, с бубном в руках, весь обвешанный колокольцами, формами гагары и других птиц и рыб; вот и смерть, высокая, вся в белом, с куском свеклы вместо носа, с клыками, вырезанными из репы и редьки. Вот кто-то обшил себя медвежиной и ходит себе на четвереньках, приседая для отдыха на задние лапы; вот арлекин, но с маскою до того отвратительною и страшною, что смотреть невозможно. И остальные так же наряжены. Их пляс идет под удары бубна и своеобразные свистки, писки, трески тому подобное».

«Бабка у нас была, Степанида, – сильная потешница. Так она одела кальсоны, бурку, села на коня и, как казак, разъезжала по деревне», – рассказала собирателям фольклора жительница деревни Могочино Томской области Галина Илларионова.

Наряжаясь в тотемных животных – волков, медведей, лосей – сибиряки как бы просили защиты у мира животных. Ряжение в животных и птиц ученые объясняют древним верованием в родство между человеком и миром природы. Согласно этой вере, определенное животное, птица или растение считались прародителями и покровителями какого-либо рода, иначе – тотемами. У славянских племен тотемами-животными были медведь, волк, олень, конь, коза. Им оказывали почитание и делали объектом поклонения.

Как писал этнограф, сибиревед, автор книги «Сибирский народный календарь в этнографическом отношении» Алексей Макаренко, в святочное ряжение наши предки вкладывали множество смыслов: замаскироваться от злых духов, привлечь удачу, богатство и хороший урожай, попросить защиты у тотемных животных.

Один из смыслов – почитание умерших предков. С этой целью селяне надевали маски смерти и играли в «оживление покойника». Как считает исследователь народной культуры Михаил Бахтин, такие игры несли в себе важную философскую идею о том, что смерть человека – это всего лишь переход к иной жизни в ином мире. Смерть является началом новой жизни, расчищая дорогу обновлению и молодости.
Для сибиряков важно было нарядиться не только самим, но и «замашкировать» домашних животных. С этой целью в святочную неделю вместо лошадей использовали коров, впрягая их в сани. Животных украшали платками, цветными лентами.

Девушки гадали

Неотъемлемой частью святочных традиций были гадания. Например, в доме на полу разбрасывали пшено и несколько колец. Если петух клюнул в кольцо, то его обладательница в этом году выйдет замуж.

Исследовательница сибирского фольклора Виктория Бабенко записала несколько святочных гаданий от старожилов Черепановского района Новосибирской области. Гадали, в основном, девушки – на суженого.

Гадание на нитках
«Девушки берут нитки одинаковой длины и одновременно их поджигают. У кого нитка догорит раньше – та и выйдет замуж в этом году. Остальным придется подождать. Та, у кого нитка потухнет сразу — на всю жизнь останется старой девой».

Гадание на кошачьей лапке
Надо загадать желание и позвать свою кошку. Если она переступит порог левой лапкой – желание сбудется. Правой – увы, нет.

Гадание на лай собак
Поздно вечером нужно выйти на край деревни и прислушаться к собачьему лаю. Если собаки брешут незлобно – жених будет добрым человеком. Если лай агрессивный и отрывистый – будущий муж будет человеком угрюмым и злобным. Звонкий лай сулит молодого жениха. Хриплый – старого.

Гадание считалось опасным занятием – ведь во время этого обряда его участники имели дело с нечистой силой. Поэтому гадающие соблюдали меры предосторожности: снимали нательный крест, выносили из комнаты иконы и церковную атрибутику, распускали волосы, надевали простую свободную одежду. Самыми опасными были гадания с использованием зеркал. Наши предки наделяли эти предметы мистической силой и считали, что зеркало может служить порталом в иной мир. Именно поэтому, когда в доме умирал человек, зеркала занавешивали, а разбитое зеркало или увиденный в нем покойник считались предвестниками смерти.

Христианская церковь считает гадание смертным грехом. Чтобы искупить его, на Крещение молодые сибирячки купались в проруби. Возможно, именно к этому восходит сегодняшняя «мода» на купание в ледяной воде.

Современные священники не осуждают, но и не поддерживают стремление верующих окунаться в прорубь на Крещение. Как рассказал протоиерей Димитрий (Дмитрий Сальников) из Новосибирска, простое окунание в холодный водоем, без молитвы и посещения церкви, не очищает от грехов и не несет никакой благодати. Истинное искупление грехов возможно только через исповедь и покаяние. А для большинства участников крещенских купаний этот обряд – скорее спорт, нежели религиозное таинство.

Несмотря на это, священники освящают крещенские иордани, отдавая дань библейской истории о крещении Иисуса в водах реки Иордань. Основоположник христианства на Руси – князь Владимир Красное Солнышко крестился в водах реки Днепр.

В качестве иллюстраций использованы репродукции картин Алексея Транковского, Валентина Терещенко, Константина Коровина

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *