Большая научная экспедиция — масштабный совместный научно-практический проект ПАО «Норникель» и СО РАН — подвела итоги деятельности в 2022-2023 годах

Фото: газета «Наука в Сибири»

В центре внимания исследователей была в том числе флора и фауна на территориях, превышающих 73 000 квадратных километров, что примерно равно площади Ирландии.

«Нашей задачей стояло не просто описать фауну и флору в зонах промышленного воздействия, а осознать и оценить живые сообщества как основу состояния экосистем, — рассказал руководитель проекта Виктор Глупов. — Получен колоссальный материал, в котором кое-что даже стало неожиданным».

Среди «неожиданного» учёный отметил природные аномалии, которые встретились в окрестностях горно-обогатительных комбинатов. Речь идёт, прежде всего, о повышенном содержании мышьяка и мутности проточных водоёмов в Забайкалье. Он отметил, что причины этого ещё предстоит выяснить, хотя согласно гипотезе директора Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН из Читы кандидата географических наук Игоря Михеева, корень проблемы может заключаться в продолжающейся добыче россыпного золота в верховьях притоков реки Газимур, что установлено по космическим снимкам и натурным исследованиям. Другой неожиданностью стало выявление значительного участия ЖКХ в загрязнении арктических рек и озёр. «Сброс такого количества органики в северные водоёмы — это катастрофа, это взрыв!», — высказался Виктор Глупов.

Исследователи институтов СО РАН и их научные союзники уделяли особое внимание определению так называемых индикаторных видов живых организмов. Это существа, наиболее чувствительные к антропогенным (и не только) изменениям природной среды. В одних случаях ими могут выступать обычные, хорошо известные виды: например, содержание в водоёмах хирономид (рыболовы знают их отдельных представителей как мотыля) отображает степень эвтрофикации — пресыщения органикой. В Забайкалье же одним из индикаторов предложена жёлтая японская лягушка-квакша, попавшая в региональную Красную книгу. В Норильском промышленном районе численность жужелицы Curtonotus alpines стабильно снижается по мере удаления от промышленных объектов (ближе к ним у хищных жуков меньше конкурентов и больше пространства для охоты), то есть это вероятный «индикатор с обратной полярностью». «По всем группам и видам организмов, предложенным на настоящий момент в качестве потенциальных биоиндикаторов, требуются дальнейшие исследования для подтверждения и более точной оценки их индикативных возможностей», — акцентировал учёный.

Газета «Наука в Сибири», опубликовавшая отчёт, отмечает, что в первом полевом сезоне (2022 год) в Большой научной экспедиции по исследованию биоразнообразия участвовало свыше 100 специалистов из семи институтов СО РАН, а также Иркутского и Алтайского госуниверситетов, заповедников Таймыра и Кольского полуострова. Было обследовано состояние экосистем вблизи предприятий, логистических узлов и коммуникаций на разных территориях.

По мнению советника руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Амирхана Амирханова, итоги деятельности Большой научной экспедиции в течение двух лет являются «уникальным мероприятием, подобных которому не проводилось в последние десятилетия». Свою оценку дал также губернатор Красноярского края Михаил Котюков: «Большая научная экспедиция — новая веха не только в освоении Арктики, но и всего научно-технологического развития России, — подчеркнул он — Не сомневаюсь, что мы будем создавать новые стандарты деятельности за Полярным кругом».

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *