От пластилина до металла: история новосибирского мастера Юрия Беляева
В столице Сибири немало уникальных архитектурных памятников, мемориалов и скульптур, которые занимают особое место в списке достопримечательностей города. Однако одной установкой дело не кончается. На протяжении всего времени за ними надо тщательно следить и при необходимости реставрировать. На счету мастера из Новосибирска Юрия Беляева большое количество памятников и мемориалов, которым он подарил вторую жизнь. А именно сейчас он занимается реставрацией знаменитого мишки с фонтана в Первомайском сквере.
Гуляя по паркам или улицам города, мы можем часто заметить невероятно красивые скульптуры и памятники. Они хранят целую историю о знаковом событии или просто создают особую атмосферу. Но любой материал, даже металл, недолговечен, если он не подлежит должному уходу. Однако реставрацию можно доверить лишь тому человеку, который хорошо знает свое дело. Ведь мало просто привести монумент или памятник в порядок, важно не «покалечить» его и преобразить в лучшую сторону. Поэтому здесь требуется рука настоящего мастера.
Юрий Беляев уже давно занимается реставрацией культурного наследия в Новосибирске. Он работал над обновлением многих памятников и мемориалов города, которые известны каждому его жителю. А осенью прошлого года Юрию Михайловичу доверили реставрацию всеми любимого мишки с фонтана в Первомайском сквере. Часть работ уже выполнена, но процесс ещё не завершен. ЧС-ИНФО узнал у новосибирского мастера, на каком этапе сейчас находится реставрация и какие «процедуры» ещё ждут знаменитого мишку.
– Юрий Михайлович, для начала расскажите, где Вы научились работать со скульптурами? Это ведь довольно сложная и кропотливая работа, для этого нужны особые навыки и умения.
– Я учился этому сам, у меня были различные книги, пособия и, конечно же, практика. Никогда не ставил себе цель иметь какие-то корочки или быть дипломированным специалистом. В такой работе руки и дела говорят сами за себя. А вообще по образованию я слесарь-монтажник контрольно-измерительных приборов и автоматики.
– А где Вы получали такой опыт и как пришли к решению заниматься металлом?
– Я больше 15 лет проработал на керамическом производстве, а когда оно свернулось, начал работать с известным скульптором Санду Бортником в его мастерской на Большевистской, и уже потом пришел сюда ‒ в Союз художников России. После того, как я долгое время проработал с глиной, начал обращаться к металлу, хотел попробовать отлить что-то из него, обработать. Ведь всегда интересно заняться чем-то новым.
– У Вас всегда был такой интерес к творчеству или он появился как-то со временем?
– Всё началось еще с детства, тогда моей любимой игрушкой был пластилин. Из него я мог создать всё, что угодно. Да и вообще, творчество в моей жизни было всегда. Даже когда я работал на керамическом заводе, можно было создать что-то свое. В то время у меня часто заказывали какие-то индивидуальные подарки. Я делал эскиз, а потом создавал это из глины. У меня получались необычные настольные фонтаны, бутылки для бальзама и многое другое.
– Вы ощутили разницу, когда после глины стали работать с металлом?
– Разумеется. Во-первых, не все фигуры полностью льются, иногда они состоят из отдельных частей. Из-за этого, когда его обрабатываешь, приходится убирать какие-то погрешности. Например, когда я занимался реставрацией памятника Николаю Чудотворцу, который как раз состоял из разных кусков, приходилось его прорабатывать изнутри. Потому что были видны отверстия, дырочки, нужно было ещё грунтовать всё так, чтобы влага внутрь не попадала, чтобы не было потом расширения. Кроме того, прежде чем работать с металлом, всё сначала делается из глины. Например, когда мы работали над скульптурой жениха с невестой в Прокопьевске, всё лепилось из глины, а уже потом переводилось в металл, а его обработка — это, конечно, совсем другое. Но вообще, в каждой работе есть какие-то нюансы.
– А как всё пришло к тому, что Вы начали реставрировать городские памятники и скульптуры?
– В Первомайском районе есть монумент, посвященный Великой Отечественной войне, каждый его элемент был изготовлен из бетона и сверху покрыт листовой медью, соединенной между собой. Но, видимо, кто-то из вандалов монумент сильно повредил, и было необходимо его реставрировать. Никто за это не брался, тогда я решил предложить себя в качестве мастера. Необходимо было не только восстановить поверженные участки, но и в целом провести большую комплексную работу по реставрации. Я выполнил всё необходимое и всем очень понравилось. Потом уже занялся Николаем Чудотворцем, и вот так всё и пошло.
– Давайте теперь поговорим про самого мишку с фонтана в Первомайском сквере. Какие у него были проблемы, и какая работа по нему уже сделана?
– Дело в том, что мишка был установлен давно. Я его ещё мальчишкой помню. Сейчас он немного другой, раньше он был из бетона, а это немного не тот материал, из которого делают такие вещи. Уже потом, спустя время, мишку перевели в металл. У него имелись коррозии, окисления и прочее. Я его почистил, где-то надо было прошпаклевать места сварки, потому что он сварен из разных элементов. Основание у мишки отлично сделано, оно металлическое и при установке садится в свое гнездо. Когда скульптуру демонтировали, ее основание было соединено вместе с островком, который сделан из бетона. Чтобы его отделить, пришлось отбойным молотком это делать. А из-за влаги бетон уплотнился и достаточно трудоемко пришлось обрабатывать. Плюс ко всему внутри него увязла арматура.
– А какие работы по нему ещё планируются в дальнейшем?
– Надо сделать систему крепления с основанием, потому что необходимо, чтобы он четко соединялся с островком, на котором сидит. Потом я буду его покрывать, а когда будет готово место – монтаж и установка.
– А сколько вообще требуется времени на такую работу и когда мишку снова установят на свое место?
– По времени такая работа может занимать по-разному. Ведь всегда есть свои нюансы. Главное ‒ сделать качественно и чтобы все были довольны. Это все-таки мишка — знаковый объект.
Фотографии автора