«Стены расшатались» – что погубило первую электростанцию Новониколаевска

Четвертого февраля энергосистема Новосибирской области отметит своеобразный юбилей – 111 лет с момента запуска первой в городе электростанции.
Впервые о необходимости строительства собственного генерирующего предприятия в Новониколаевске заговорили в 1906 году и даже разместили в местной газете «Новое время» объявление о поиске инвесторов. Однако предложение никого не заинтересовало. Единственным источником электричества в то время служила небольшая динамо-машина, установленная в подвале Торгового корпуса на Базарной площади. Сегодня это площадь им. Ленина и здание Краеведческого музея. Мощности этой динамо-машины хватало только на освещение самого торгового корпуса. Новониколаевцы тем временем по вечерам сидели при лучине. А для освещения улиц каждый день ходили «зажигальщики» с лестницами и зажигали керосиновые фонари.
«… Без умолку и без пользы рокочут»
В 1911 году местный житель Иван Семенов обращается в городскую управу с предложением построить электростанцию на реке Иня. Ибо «без умолку и без пользы рокочут и бурлят эти реки». К предложению Семёнова отнеслись вполне серьезно и направили запрос о целесообразности проекта некоему инженеру, имя которого история не сохранила. Инженер заявил, что на изыскания и исследования уйдет не меньше 10 лет по времени и не меньше 200 тысяч рублей – по деньгам. Власти сочли, что это – очень дорого.
Однако Иван Семенов не поверил слишком предприимчивому инженеру и сделал свои расчеты, по которым выходило, что все работы по проектированию и строительству гидроэлектростанции обойдутся в 8 тысяч 800 рублей. И возможно, ГЭС на Ине построили бы. Но помешала начавшаяся Первая мировая война.
Одновременно в Новониколаевске обсуждается перспектива создания «Центральной городской электростанции». Разработать проект предложили профессору Томского технологического института Владимиру Малееву. Строительством руководил студент выпускного курса механического отделения Томского технологического института Михаил Шиша.
Для поиска подрядчика объявили тендер, в котором участвовали пять компаний: «Всеобщая электрическая К’», «Сименс и Гальске», «Вестингауз», «Глебов и К», «Чибисов и Стучков». Победителем конкурса стала «Сименс и Гальске». Сумма контракта составила 20.527 рублей.
В июне 1912 года Михаил Шиша отбывает в командировку в Томск для изучения работы Томской электростанции, эксплуатируемой с 1895 года, и консультаций со специалистами Томского технологического института.
Строить для первой городской электростанции отдельное здание сочли нецелесообразным и разместили ее в помещении городских базарных весов (сейчас на этом месте мэрия Новосибирска). Станцию оснастили оборудованием из трех локомобилей Мальцевского завода выпуска 1912-1913 годов, работающих на кузнецком угле. Обслуживали механизмы два машиниста и электротехник.
4 февраля 1913 года комиссия в составе гласных городской думы, представителей «Сименс и Гальске», будущих работников станции, а также городского архитектора провела испытания станции и приняла объект в эксплуатацию. По этому случаю в купеческом собрании устроили бал.
«Буржуйская коптилка»
Тарифы на электричество были довольно высокими: 30 копеек за киловатт для домовладельцев и 45 копеек – для владельцев магазинов, ресторанов и предприятий. Городская беднота, которой это благо цивилизации было недоступно, окрестили станцию «буржуйской коптилкой» за то, что ее труба нещадно дымила, засыпая окрестности сажей.
В 1913 году к станции были подключены 540 абонентов. Более 60 процентов из них составляли торговцы, крупные и мелкие предприятия: бани, гостиницы, рестораны, общественные и правительственные учреждения: банки, почта, а также более или менее обеспеченный класс населения.
К 1915 году нагрузка на электростанцию значительно выросла за счет того, что Новониколаевск, который уже тогда был крупным логистическим центром, связывающим Сибирь и Дальний Восток с европейской частью страны, превратился в город-госпиталь и город-казарму. По Транссибу с фронтов Первой мировой везли раненых. В обратном направлении уходили эшелоны с новобранцами, оружием и техникой.
Обслуживая военное хозяйство, агрегаты станции работали с перегрузкой. Городу нужна была новая генерация или, по крайней мере, модернизация уже имеющейся. Однако все деньги шли на войну.
В 1918 году случилось то, чего стоило ожидать. На одном из локомобилей вышла из строя главная деталь – вал. Отыскать запчасть и сделать ремонт оказалось очень сложно в условиях разрухи и разрыва хозяйственных связей.
Рекордной мощности станция достигла в 1919 году. Но этот рекорд не был поводом для радости. Скорее наоборот.
Политический и экономический хаос, вызванный революционными потрясениями и Гражданской войной, привел к утрате контроля над подключением к электросетям. Как результат – к сети присоединились десятки нелегальных пользователей, которые не соблюдали никаких технических требований и, к тому же, не собирались платить за потребленную электроэнергию. Директор станции Михаил Шиша неоднократно обращался в городскую управу с требованием «настойчиво положить конец новым проводкам». Однако власть ничего не могла сделать с нелегальными абонентами. Это приводило к перегрузке электросетей и постоянным отключениям света.
Добил первую электростанцию Новониколаевска топливный кризис 1920 года. Поставки качественного угля и смазочных материалов прекратились. Пришлось перейти на низкокачественный бурый уголь с Горловских копей. Поломки участились многократно. Производительность упала в два раза. Михаил Шиша обивал пороги чиновничьих кабинетов с целью добиться ремонта станции. Но чиновникам было не до этого.
«Производили разрушительную работу»
Летом 1921 года столицу Сибирского края перенесли из Томска в Новониколаевск и станция оказалась завалена заявками на подключение из государственных учреждений, отказать которым было нельзя. Вместо ремонта электромонтеры, как говорил Михаил Шиша, «производили разрушительную работу», подключая все новых абонентов.
К началу 1922 года оборудование «Центральной электростанции Новониколаевска» было «в состоянии крайнего обветшания». Несмотря на это, агрегаты работали еще до 1926 года, пока в феврале не запустили в эксплуатацию ТЭЦ-1, получившую имя всесоюзного старосты Михаила Калинина, который заложил первый камень в ее постройку.
С 1 апреля 1926 года старая Центральная электрическая станция официально получила статус бездействующей. Здание городских базарных весов, в котором размещалась смонтированная как временная Центральная электрическая станция, за тринадцать лет работы силовых установок сильно обветшало, его стены расшатались. Вскоре оно было снесено.
При подготовке публикации использованы материалы из книг «История промышленности Сибири» (2004 г.в.), «История города. Новониколаевск-Новосибирск» (2005 г.в.).