Город-феникс: как возрождается Донецк вопреки обстрелам

Для многих россиян, живущих в мирной части нашей страны, складывается впечатление, что зона СВО сейчас – это лишь регулярные бомбежки и разруха. И действительно, вражеские снаряды повредили и уничтожили большое количество мирных городов присоединенных регионов России. Мариуполь, Северодонецк, а сейчас и Авдеевка – места, где, кажется, не осталось камня на камне. Однако не все так печально, как может показаться на первый взгляд. Фотограф Роман Филлипов находится в зоне специальной военной операции практически с самого ее начала. Он рассказал, как восстанавливаются разрушенные города Донбасса и как протекает жизнь в Донецке сейчас.

Регионы России, в том числе и Новосибирская область, регулярно поставляют гуманитарную помощь в зону СВО. Помимо продуктов первой необходимости, книг и теплых вещей, на фронт отправляется спецтехника для выполнения боевых задач. Но самое главное, что наша страна, несмотря на продолжающиеся обстрелы, уже начала заново отстраивать присоединенные регионы. Ведь борьба с фашистским режимом рано или поздно закончится, а жить простым людям хочется уже сейчас.

Выставка «Россия – Моя история». Фото Константина Кутузова

Российский фотограф Роман Филиппов один из немногих гражданских, кто решился поехать в зону специальной военной операции, чтобы увидеть собственными глазами, что происходит на Донбассе. Он отправился туда ещё в 2022 году, когда находиться там было максимально опасно. Тем не менее, он не только отважился на эту поездку, но и присоединился к программе по восстановлению Донецка. Теперь он работает в этом городе регулярно и, кажется, уже совсем сроднился с ним. А спустя время накопившийся фотоматериал он воплотил в выставку «Моя новая старая Родина», открытие которой состоялось в Новосибирске 16 февраля в Историческом парке «Россия – Моя история».

Фото Константина Кутузова

— Роман, почему вы решили стать фотографом?

— Сначала это было просто хобби. Я фотографировал на чужие камеры своих друзей и подруг. А к третьему курсу в башкирской академии госслужбы и управления я уже понял, что хочу серьезно этим заниматься. Постепенно мне стали предлагать за снимки деньги. Я купил собственную камеру и начал уже работать именно как фотограф. Больше всего мне нравится снимать людей в разных ситуациях, на улице или в студии.

— Как вы стали членом Союза русских художников?

— Это произошло в то время, когда я занимался организацией своей первой выставки про Донбасс в Москве. Это был очень сложный и трудоемкий процесс, потому что я делал всё за свои деньги и на те средства, которые мне помогли собрать подписчики моего телеграм-канала.

Тогда же общие знакомые связали меня с Союзом русских художников, который и помог в проведении выставки. Людмила Набоко предоставила мне для этого галерею «ЛИН» на месяц. Так я к ним и присоединился.

Роман Филиппов

— Как вы попали в зону специальной военной операции?

— Первый раз я отправился туда в составе «Волонтерской роты» в мае 2022 года, в Мариуполь. Я хотел побывать в зоне СВО как фотограф, искал для этого разные возможности. Мне посоветовали обратиться к волонтерам. В Мариуполе я отработал две недели, потом тоже несколько раз приезжал. Сейчас большую часть времени я провожу в Донецке, я здесь 1,5 года работаю, но уже не как волонтер, а как фотограф.

— Какие были первые впечатления от увиденного?

— Когда я первый раз попал в зону СВО, впечатления у меня были самые разные. Я поехал туда, чтобы сравнить, насколько мои представления о том, что там происходит, соответствуют реальности. Всё оказалось примерно так, как я и думал. Но были и такие моменты, которые удивили меня гораздо сильнее, чем я мог ожидать. Если бы мне, до того, как я туда поехал, рассказали, что украинская армия расстреливала жителей Мариуполя, я бы подумал, что это просто кто-то придумывает. Но когда я услышал об этом от каждого второго местного жителя, то понял, что это действительно так.

— Когда вы приехали в зону СВО и увидели всё своими глазами, что там действительно происходят бомбежки и в принципе очень опасно, почему вы просто не вернулись домой?

— Я хотел внести свой вклад. Я приехал на Донбасс как фотограф, начал что-то снимать, знакомиться с людьми, и в итоге устроился там на работу. Сейчас я являюсь частью большой команды по восстановлению Донецка.

— Многие, кто уезжал в зону специальной военной операции, потом теряли связь со своими друзьями или даже близкими. А ваше окружение как-то поменялось после этой поездки?

— Да, такое было. Кто-то просто перестал со мной общаться, кто-то заблокировал, но я даже рад, что оставил таких людей позади. Грустно то, что они не могут это как-то рационально осмыслить и не готовы даже дискутировать на эту тему. Я, например, ни с кем сам общение не прерывал. Людям с противоположной точкой зрения я предлагал это обсудить, у меня есть аргументы, но они обычно не хотят ничего слушать.

— Можете более подробно рассказать о программе по восстановлению Донецка?

— Каждый регион России занимается восстановлением регионов и городов Донбасса. Москва взяла шефство над Донецком. Несмотря на то, что там происходят регулярные обстрелы, мы приводим в порядок дороги, водопроводы, теплосети, окна по всему городу вставляем. Также занимаемся капитальным ремонтом в детских садах, школах, с нуля построили несколько МФЦ, которых раньше в Донецке вообще не было. Кроме того, за последние месяцы мы отремонтировали 121 пищеблок, в каждом из которых провели полный демонтаж, ремонт, установили оборудование.

Также в Донецке работают аварийные бригады. Если был какой-то прилет, они приезжают чинить крыши, стены, окна.

Лично я занимаюсь подготовкой фотоматериала. Я делаю снимки до, в процессе и после проведенных работ, составляю фотоотчеты, делаю презентации.

— Вам вообще за это время полюбился Донецк? Как там живут люди?

— Да, мне очень нравится этот город и люди, которые в нем живут. Когда я приезжаю в Москву, то часто встречаю тех, кто не понимает, почему вообще началась специальная военная операция. Их беспокоит, что у нас в стране теперь Apple Pay не работает. А в Донецке чувствуется поддержка, все очень положительно относятся к России, они ждали ее очень давно. Эти люди видят войну с 2014 года, у них нет вопросов зачем и почему, они всё понимают. Они свою «русскость» отстаивают уже много лет.

— Есть люди, которые задаются вопросом, если в Донецке идут бесконечные обстрелы, то почему местные жители просто не уедут? Так почему же люди оттуда не уезжают?

— Во-первых, это не совсем так. Многие действительно уехали, возможно даже полгорода. Другие покинули свои дома, когда всё только началось, но потом вернулись. Когда я приехал в Донецк, это был июль 2022 года, город был почти пустой, а сейчас там пробки. Кроме того, многие же сейчас воюют, там несколько десятков тысяч человек призваны из ДНР и ЛНР. Соответственно, их ждут семьи, в том числе и в Донецке.

Но главное, ведь за эту землю воевали и умирали их деды и прадеды. Это их родина и поэтому они не собираются никуда уезжать.

— Попадали ли вы лично в какие-то опасные ситуации?

— Один раз в здание, где мы работаем, был прилет, но никто не пострадал. Более опасных ситуаций у меня не было. Мои коллеги попадали под обстрелы, над ними даже ракеты взрывались.

— Как изменился Донецк с того момента как вы туда приехали в первый раз и по сегодняшний день?

— Во-первых, людей стало намного больше, город ожил. Но напомню, что я туда приехал в июле 2022 года, когда всё только начиналось. А сейчас Донецк живет своей обычной жизнью. Во-вторых, как я уже рассказывал, возведены новые постройки, улучшилась инфраструктура. Кроме того, люди теперь могут всё оплачивать картой, хотя, когда я туда только приехал, можно было пользоваться только наличкой.

— Изменилось ли ваше творчество с того момента, как вы начали работать в Донецке?

— Конечно. Если я раньше снимал что-то коммерческое, например, рекламу одежды, то сейчас в свободное от работы время я могу фотографировать военных, город Донецк или то, чем мне просто хочется поделиться.

— Ваша выставка «Моя новая старая Родина» не так давно открылась в Новосибирске. А в каких городах России она ещё побывала?

— Выставка в Новосибирске — это отдельная история. Первую экспозицию, которая открывалась в Москве, я оформлял за свой счет. Фотографий по количеству там было гораздо меньше, и по размеру тоже. Из Москвы выставка переехала в Калугу, потом в Тулу, затем в Уфу. Первая проводилась в мае 2023 года и за это время я сделал ещё больше снимков, поэтому экспозиция в Новосибирске получилась более масштабной. В этот раз мне всё оформили спонсоры. Они меня сами нашли и сами это предложили. Я пока не планирую проводить ее ещё в других городах, потому что в первый раз у меня на это ушло много времени, сил и средств. Но если мне от кого-то поступит предложение, то я с радостью соглашусь.

Фото Константина Кутузова

— Как пришла идея устроить выставку?

— Мне просто хотелось поделиться своими работами с большим количеством людей. Моя аудитория может видеть мои фотографии в основном в социальных сетях. Но я как-то решил опубликовать на Пикабу один свой снимок, как девочку тошнит украинскими флагами. Кто-то нарисовал такое граффити на стене в Донецке. Я сфотографировал это и выложил. Но меня потом удалили, потому что на Пикабу не были уверены, что этот снимок был сделан именно в Донецке. Я скидывал геоданные, доказывал по-всякому, но это ничего не дало. Они ответили, что, если нет упоминания об этом в СМИ, значит это не подтверждено. И я подумал, как я ещё могу показать большему количеству людей посредством фотографий то, что происходит в Донецке и Мариуполе? Сейчас идет большая информационная война, и таким образом я решил внести в это свой вклад.

Фото Константина Кутузова

— Учитывая, что вы долгое время находитесь в зоне специальной военной операции, как вам удается сохранять свой позитивный настрой?

— Даже не знаю, я просто по жизни оптимист. Стараюсь видеть во всем прежде всего хорошее. Пока получается. Тем более, работой я занимаюсь оптимистичной – восстановлением. Каждый день вижу, как город становится лучше.

Автор фото из Донецка Роман Филиппов

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *