История не по учебнику: вовлечение вместо обучения

В Исаакиевском соборе

Как увлечь детей изучением истории? Как показать им нашу страну такой, чтобы она вызывала у них чувство гордости? Заведующий отдела МАУК «Музей Новосибирска» «На Каменском тракте» в Дзержинском районе Наталия Геннадьевна Румянцева рассказала «ЧС» об исторических проектах для детей и взрослых, и познакомила с энтузиастами, принимающими в них участие, в том числе с семьёй, для которой история уже стала частью повседневной жизни.

Наталия Румянцева

А начиналось все много лет назад, когда 16-летняя Наталия увлеклась историей костюма, начала шить в русской традиции и собирать первую свою небольшую коллекцию. И ничего не было в этом удивительного, ведь ее окружали мама и бабушка, тетушки-рукодельницы и папа с дедушкой – инженеры и рукодельники. От прадедов-краснодеревщиков и прабабок-белошвеек ей осталась в наследство коллекция инструментов и предметов быта.

А потом, в третьем классе, уже ее дочка вместе со своими одноклассниками начинают делать заданную научную работу по истории, и Наталия вдруг обнаруживает, что школьники даже не знают, что такое гжель и хохлома. Для них с дочерью это было как разговаривать по-русски в России. А вот ребята – не знали. И постепенно они вместе с преподавателями гимназии запустили проект по созданию исторических и сказочных костюмов.

Ребята сами принимали участие в их изготовлении – украшали, что-то строчили. И попутно Наталия им рассказывала историю – когда и где использовалась та или иная одежда, в какой губернии ее носили, что означают детали, вышивки, роспись.

Много создавали и сказочных костюмов. Ведь сказки тоже складывались в определенные исторические периоды. Школьники изучали одежду того времени, пытались вместе с руководителями выразить через костюмы личность героев.

Постепенно окружающие, как дети, так и взрослые, стали подключаться всё больше, проект начал расти. Сейчас в нем уже более 30 участников, они регулярно участвуют в художественных конкурсах, пишут сказки, снимают видео.

Наталия Геннадьевна рассказала и о недавней их поездке с коллекцией «Зазеркалье» в Москву на финал конкурса дизайнеров «Русский силуэт». «Нас очень тепло встретили на ВДНХ организаторы самой интересной выставки моды на экспозиции «XIX век. Изменчивая мода», и Елена Мустафаева провела нашему коллективу «Славянские сказы» индивидуальную экскурсию по всем 16 представленным коллекциям. Наши коллеги на Крутицком подворье разрешили съёмки на территории. Ведь это здания XII века! Мы часто видим их в исторических сериалах, – рассказала Наталия, – Для нас индивидуально открыли музей, мы отсняли прекрасные материалы в его интерьерах с нашими костюмами. Во всем этом участвовали дети, родители. То есть у нас получается такой нестандартный подход. Не просто гламур и фэшн, а соединение внешней глянцевой красоты с красотой внутренней, с глубинной историей нашего народа».

Мать и дочь
Дарина и Татьяна

Удалось «ЧС» пообщаться и с участниками проекта исторической моды, с семьей Косенко – мамой Татьяной и ее дочкой Дариной. Дарина сейчас учится в третьем классе, познакомились они с Наталией Геннадьевной еще семь лет назад, когда она пригласила их участвовать в фестивале «Ярмарка мастеров» у «Меги». Дарина тогда была еще совсем маленькая, всего три годика, ее одели Алёнушкой, дали в руки козлёночка. А мама Татьяна стала прекрасной жар-птицей Алконост. Вместе с дочкой она участвовала в костюмированных постановках фестиваля, читала стихи. Дарина тоже впервые в жизни выступила в представлении.

С этого началась регулярная работа мамы с дочкой в проекте. Впоследствии они стали постоянными участницами конкурсов, показов, выступлений и съемок в музеях, на выставках. Конечно, детям всегда это очень интересно, ведь, по сути, они попадают в сказку. Дарина говорит, что, надевая костюм, она сразу входит в образ и представляет себя героем: царевной, или воином, или простой русской девушкой.

«Для мам такие мероприятия тоже, конечно, важны, – делится Татьяна. – Во-первых, мы передаём своим детям традиции русского народа. Причем, не только рассказывая им о них, но и на практике как бы погружаем их в прошлое с помощью костюмов и выступлений. Мы очень рады, что наши дети знают историю, что они чувствуют ту атмосферу, которая вокруг них создаётся. А еще важно то, что в этом проекте мамы не просто приводят детей на конкурсы и выступления, как во многих других модных детских проектах. Мы участвуем вместе с ними. Ведь именно мама в семье – источник благодати, пример для подражания своим детям. Поэтому в конкурсах у Наталии всегда участвуют не дети, а именно семьи. Получается сумасшедший эффект».

Идея передавать подрастающему поколению нашу русскую культуру через костюмы, предметы, которые нужны для их создания, без сомнения, вызывает большой отклик. Многие ли из наших дочерей и сыновей знают в 3-м классе, что такое кокошник? Из чего он состоит, при каких обстоятельствах и зачем его носили наши пра-пра-прабабушки?

А Дарина со своей мамой Татьяной живут историческим наследием своего народа. Вот и на нашей встрече они были «в образах», сценических костюмах Василисы Прекрасной и Княгини Матери.
И про кокошники они всё знают. Про то, что женщины их всегда надевали на торжественные мероприятия, чтобы подчеркнуть свою красоту, показать значимость, богатство семьи. Чем богаче роскошный кокошник, тем семья представительнее. Красивый кокошник, убранный перламутром, речным жемчугом и драгоценными камнями, стоил целое состояние и передавался по наследству.

Дети в проекте и сами делают себе украшения в русском стиле, создают композиции, нанизывают камушки. Скоро собираются обучаться и настоящему традиционному ткачеству.

Настоящие сказки

А еще вместе со взрослыми они пишут сказки. Самые настоящие! Ими создается проект «Золотая книга сказок».

В прошлом году ребята вместе со взрослыми сняли видео-сказку, а в этом году хотят написать именно на бумаге, «как положено». И подать ее на конкурс «Сибирские сказки». В захватывающих съемках участвовали, как всегда, дети и их мамы, у каждого была своя роль. По сюжету Василиса Прекрасная становится Василисой Премудрой, потому что она усердно учится, а ее учителями выступают сказочные герои. Щука, например, учит ее биологии, а Баба Яга – химии, птица Сирин – литературе, мать-княгиня – домоводству.

А потом их фильм посмотрело большое число зрителей, и это, конечно, тоже всех вдохновило на создание новых сказок.

В ближайшее время этот замечательный детско-взрослый проект Наталии Геннадьевны может получить официальный статус при музее «На Каменском тракте» в Дзержинском районе. И это вполне обоснованно, потому что концепция руководства музея Новосибирска направлена на формирование у детей интереса к истории и культуре нашей страны.

Как рассказала ведущий методист Наталья Васильевна Пащенко, музей создавался по инициативе ветеранов, которые хотели собрать вместе свои медали, документы, делиться опытом с молодежью, рассказывать о том, что они пережили.

Сейчас в музее, несмотря на небольшую площадь, собраны интересные коллекции. Есть две постоянных экспозиции, проводятся выставки, есть конференц-зал для проведения интерактивных мероприятий для детей.

Сохраняя историю

Наталия Геннадьевна рассказала о выставке «История в квадрате», посвященной исторической фотографии. Ведь любой историк всегда задает себе вопросы: «А действительно ли это так? Откуда мы можем знать, какие были костюмы, если они не сохранились?». Но уже с самого момента зарождения фотографии еще в царские времена появились энтузиасты-этнографы, которые ездили по всей России и фиксировали на фото – как это было на самом деле. Поэтому сейчас костюмы того периода мы хорошо себе представляем. Плюс, в музее действительно есть реальные столетние экспонаты, некоторые из них – из частных коллекций, и посетители даже могут их потрогать, так как они предоставлены из частной коллекции и всё разрешено владельцем.

Кстати, в ближайшее время в музее запланирован интерактив «Золотые руки», где ребята смогут изучить настоящие русские ремёсла, поиграть в квест и даже попробовать ткать на ткацком станке.

А еще в этом году в музее будет проходить выставка «Сказка – быль!», именно – с восклицательным знаком. То есть – не вопрос, а утверждение. Потому, что, действительно, в сказках отражаются те процессы, которые происходят в жизни в момент ее создания.

На выставке ребята смогут поиграть в ответы на вопросы про экспонаты, представленные в музее: «В каких сказках упоминается печка?», «Что с ней происходит?», «Где мы слышали про сундук, прялку, веретено?».

И школьники, конечно, очень любят фотографировать и фотографироваться сами. Поэтому в музее создана специальная фотозона с хорошим светом, где они могут запечатлеть себя с интересными историческими экспонатами, унести часть истории с собой. А потом разместить всё это в социальных сетях, рассказать товарищам о месте, где побывали, привлечь тех, кто еще не приходил на выставку.

Конечно, школьники, в основном, приходят классами. Их приводят учителя истории, классные руководители. Приходят и ученики колледжей. Интересная школьная программа сейчас реализуется в этнокультурном лицее. Это цикл мероприятий «Уроки географии в музее» на тему «Моя малая Родина». В ней предусмотрено посещение музея для каждого класса. За сутки учитель Алексей Владимирович Дегтярёв привёл в музей все классы по очереди. Экскурсовод отдела Вадим Николаевич Чурус провёл за рабочий день шесть экскурсий. Очень интересный был опыт, и данную программу предполагается развивать, ведь совместные проекты – самые интересные и масштабные!

Но можно прийти и индивидуально, посмотреть экспозицию самостоятельно или заказать экскурсию чисто для себя. Часто так ходят бабушки, дедушки со своими внуками. Поэтому экскурсии рассчитаны на любой возраст, но, конечно, для школьников и для пожилых людей материал подается немного по-разному.

Также есть выездные экскурсии в администрации районов, на заводы, приуроченные к различным праздникам. Конечно, музей участвует и во всероссийской акции «Ночь музеев». Ближайшая «ночь» состоится 18 мая, и экспозиция будет называться «Вы поедете на бал?».

Человек интересной судьбы

Во время посещения музея «ЧС» удалось познакомиться с коллекционером Иваном Ивановичем Козловым – человеком очень интересной судьбы, который сейчас работает в музее и занимается патриотическим воспитанием школьников (такие проекты курирует ведущий методист отдела Иван Иванович Шишков).

По профессии Иван Иванович Козлов – военный лётчик. После того, как закончил службу, работал в школе, а чуть позже – в центре подготовки допризывной молодежи. Именно тогда он увлёкся моделированием из бумаги различных объектов, в том числе, и военных. Это – и корабли, и автомобили, и здания. Про каждую из своих моделей он может рассказать целую историю.

А уже став пенсионером, Иван Иванович пришел в музей Дзержинского района и первой выставкой, которую он организовал, стала экспозиция оловянных солдатиков. Ее тогда посмотрело рекордное для музея количество человек.

А на недавней выставке «90 лет Дзержинскому району» он сделал 70 зданий района. То есть, сначала просто прошел по улицам, сфотографировал дома, как они есть, начертил на бумаге раскрой, собрал, раскрасил и склеил. Получился настоящий Дзержинский район из бумаги, с дорогами и даже автомобилями. Выставка тоже стала очень популярна у посетителей, в течение восьми месяцев приходили посмотреть на нее не только жители Джержинского района, но и его гости.

Но особое внимание Иван Иванович уделяет, конечно, работе с молодежью. «У нас в основном тут дети, – рассказывает он. – А что детям надо? Детям нужно образование. Детям, может быть, какие-то темы, которые мы специально выставляем, не так интересны. Им интересна, конечно же, техника. Если ребенок играет в танки, то ему танки подавай. И даже девочки так себя ведут. Я в школе проработал 10 лет, поэтому понимаю ребят и то, что им интересно в этом возрасте. Вот мы и мы решили помочь им в освоении школьной программы с помощью моделирования. Берем учебник, например, 6-й класс, по истории или географии. И создаем экспозицию, чтобы школьники могли не просто прочитать, но и с помощью бумажных моделей увидеть – как все это выглядело. А для выставки по истории у меня полностью собрано 30 зданий, даже собор Парижской Богоматери уже смоделировал. Ведь это важно, чтобы ребенок мог посмотреть в объеме, представить себе реальные объекты и запомнить их. Тогда на уроке всё станет легко и понятно, разложится в голове по полочкам».

Интерактивное мероприятие «7 футов под килем!» успешно проводилось в отделе. На протяжении одного месяца его посетили более 200 человек.

А еще в этом году исполняется 150 лет русской тельняшке. Днем ее рождения принято считать 19 августа 1874 года, когда император Александр ІІ издал указ о введении новой формы одежды русского моряка. Именно к этой дате приурочена выставка моделей, посвященная отечественному флоту. В ней представлены ордена, знаки отличия и модели кораблей.

Кроме того, в том же зале проводятся интересные интерактивные игры для ребят. Подготовлены специальные карточки «флажковой азбуки», из которой школьникам нужно собрать определенные слова, а потом их вживую просемафорить друг другу, как настоящие моряки-сигнальщики. А «моряки» с другого корабля должны прочитать послание и расшифровать его.
Когда видишь таких вдохновлённых своей работой людей, понимаешь, что история – это не даты и не сухие факты из скучных учебников, не тесты ЕГЭ, на которые буквально натаскивают детей как цирковых собачек… История – это люди, которые ее создают, бережно собирают, сохраняют и воспитывают на ней новые поколения. Воспитывают на ценностях, красоте, знаниях и гордости за свою страну, на судьбах ее жителей и их делах – больших и маленьких, но непременно важных, потому, что дела эти – и есть наша история.

Виктория Мельник,
фото предоставлены Наталией Румянцевой

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *