История одного чучела: как в Новосибирске создавали куклу Масленицы

Чучело на Масленицу каждый год приходит на смену новогодним елкам на главных площадях городов и сел. Оно становится центром народных гуляний в честь проводов зимы, окончания масленичной недели. Вокруг главной героини праздника — Масленицы — водят хороводы, поют стихи, рядом пляшут скоморохи, всех угощают вкусными блинами с разными начинками. Горожане уже привыкли, что в праздничный день словно по мановению волшебной палочки возникает большое и яркое чучело. Но не все знают: его появление становится результатом серьезной работы, которая начинается задолго до Масленицы. Корреспонденты подсмотрели как рождается чучело в Калининском районе Новосибирска. Педагог детской художественной школы вместе с учениками показала, как из дерева, бумаги, лоскутков и остатков сценических костюмов рождается красивая и яркая героиня Масленицы, которая украшает площадь перед Дворцом культуры имени М. Горького. 

Педагог образцовой детской художественной студии «Апрель» Вера Говорушкина созданием чучела для празднования Масленицы возле Дворца культуры имени М. Горького занимается не первый год.

Назвать «чучелом» эту статную красавицу язык не поворачивается. Даже в не до конца собранном виде кукла чудо, как хороша. Над «дамой» — именно так именуют Масленицу ее создательница — трудится несколько дней. «Это уже шестая кукла, которую мы делаем для праздничного настроения жителей нашего района по случаю окончания зимы», — уточняет Вера Александровна. Как она говорит, самой трудной в исполнении была самая первая ее кукла. «Материал подбирался буквально наугад, — продолжает мастер. — Сейчас уже более-менее выработана схема изготовления Масленицы, а тогда нужно было придумать, как все это сделать, чтобы конструкция не развалилась».

За годы чучело стало в два раза выше – нынешнюю Масленицу украшает дама ростом более двух метров. Еще несколькими годами ранее ее предшественницы были раза в два ниже. Как говорит ее создательница, чем она больше и масштабнее, тем интереснее на нее смотреть. Сама Вера Говорушкина теперь — человек, который знает все тонкости и нюансы создания этого символа праздника. Она начинает свою работу с подготовки материалов — ткани, ваты или поролона, ниток, иголок и ножниц, а также различных украшений — лент, пуговиц, бусин, искусственных цветов и других элементов декора.

«Это целиком творческий процесс. На самом деле я не рисую эскизы. Всё берется из головы, и само вдохновение идет от того материала, который удается добыть, — говорит Вера Александровна. – И никогда не знаешь, какая она получится. Даже, когда кажется, что чучело уже готово, то все равно некоторые штрихи вносишь до самого празднования Масленицы».

Как правило, в старину основу чучела Масленицы делали из сколоченных крестом бревен, которые обкладывали соломой или старыми вениками. Голову и туловище шили из полотняных мешков и также набивали соломой. Творческий коллектив Дворца культуры упростил процесс изготовления — изнутри чучело набили бумагой, газетами. Затем вход пошли пакеты, которыми зафиксировали и создали формы Масленицы. Это делается и для того, чтобы кукла быстро не сгорала. Также у Веры Александровны есть и помощники – ее ученики. Они тщательно мяли бумагу и газеты, чтобы можно было потом сформировать «тело» чучела. А «скелет» масленичной куклы изготовил плотник Сергей, который работает в ДК. Он сколотил основную крестовину, а в месте, где располагается голова чучела, тоже набил крестик, чтобы она не свалилась в момент сожжения. «В этом году я попросила мастера добавить в конструкцию держатель для бедер, — рассказывает мастерица. – Также мы вместе рассчитываем примерные размеры, чтобы не была слишком узкая талия или непропорционально длинная шея. Сейчас кажется, что шея длинновата, но на самом деле это потом уйдет, потому что у нее еще будут оформлены плечи и руки». И Вера Говорушкина показала, как конечности чучела обвязываются тканью, кусочками, платочками и лоскуточками. На ветру они будут красиво развеваться, да и когда их охватят языки пламени также будут эффектно прыгать от огня.

Современные празднующие рисуют чучелу лицо, но на самом деле все обрядовые куклы на Руси были обезличены, то есть не имели ни глаз, ни рта, ни носа. Неспроста кукла не имела лица — славяне боялись воссоздавать облик богини, чтобы не привлечь невзгоды. Вот и у Масленицы Веры Александровны лица тоже не будет. «Как таковых строгих канонов в изготовлении чучела нет. Нежелательно только изображать лицо, потому что получится отождествление с человеком. А так, без очеловечивания, это просто образ зимы. Сгорает чучело – уходит зима», — объясняет создательница главного атрибута праздника.

Педагог художественной школы рассказывает, что на создание образа чучела ее вдохновили так называемые куколки-вязанки. В них наши предки не вкладывали негативного смысла, их не надо было сжигать. Яркая куколка из лоскутов служила украшением стола, жилища. Такую куклу-малышку можно было сделать в подарок. Сохранилась эта традиция и в наши дни. «Куколки-вязанки очень похожи по структуре с чучелом Масленицы.

В кусочек белой ткани закладывается кусочек ватки, затем обвязывается и получается голова. Потом на нее навязываются уже платьишко, косыночка, ручки, ножки. И по традиции у нее также нет лица», — отметила мастерица.

Каждый год наряд чучела всегда непохож на предыдущий, и причина этого, конечно же, ткань, ее цвет. Кстати, облачение в наряд было одним из важнейших обрядовых действий при изготовлении такой куклы. Можно только предполагать, зачем наши предки собирали ненужное тряпье и мастерили из него чучела. Ученые вкладывают в этот обряд сакральный смысл, психологи объясняют, что таким образом люди стремились очистить свою жизнь от страхов. Может, потому и делали чучело Масленицы таким, чтобы сжечь было не жалко.

Костюм масленичного чучела должен быть старым, ветхим, рваным, сальным, подчеркивающим ущербность, страстность, ветхость Масленицы, а иногда на него надевали еще и вывороченную мехом наружу шубу. «Мы традиционно берем лоскуты ткани из остатков или используем старые сценические костюмы, поэтому цветовое сочетание и рисунок оказываются неповторимыми», – добавляет Вера Говорушкина.

Даже не вооруженным глазом можно заметить внушительный кукольный бюст – дама явно будет обладать аппетитными формами. «С каждым годом у моей Масленицы грудь все больше, а бедра шире», — улыбается создательница чучела. Это не случайно: при изготовлении изображаемому персонажу в старину старались не просто придать форму, ассоциирующуюся с человеческим телом, но и обязательно выделить присущие тому или иному полу (в Сибири чаще делали мужика, например) особенности. Достоинства русской женщины подчеркивать не забывали – обязательно делали огромную грудь.

Работа мастера не только помогает создать символ праздника, но и способствует сохранению традиций и обычаев этого древнего праздника. На вопрос не жалко ли свое творение в момент сожжения, Вера Александровна не без сожаления ответила, что морально готова к прощанию с чучелом. «Конечно, я изначально понимаю, для чего его делаю, но смотреть во время ее сожжения очень грустно. Масленица так быстро горит, а ведь в нее столько труда вложено. Вместе с тем есть удовлетворение тем, что это приносит радость людям. Они фотографируются вместе с главным персонажем праздника, дети веселятся вокруг нее. И это главное», — поделилась Вера Говорушкина и призналась, что с годами все-таки не привыкла к ее сжиганию, поэтому на кульминацию праздника она обычно не остается.

В назначенный день куклу, рожденную в стенах Дворца культуры имени М. Горького, как и полагается, установили на площади перед зданием ДК. И самое главное – чучело Масленицы сожгли под радостное скандирование горожан: «Гори, гори ясно!» по расписанию. Кукла мгновенно вспыхнула, согревая зрителей на несколько метров вокруг. Ее жар окончательно ознаменовал наступление долгожданной теплой весны.

Фотографии: Константина Кутузова и детской художественной студии «Апрель»

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *