«Ульгер: сказки и грёзы»: в Новосибирске показали коллекцию изящных кукол-символов

Фото: Константин Кутузов

Красавицы в лучших своих нарядах, вооруженные кто луком и стрелами, кто веером или музыкальным инструментом, верхом на конях, львах и единорогах. Каждая манит и притягивает к себе своей историей. В Новосибирском художественном музее открылась выставка авторских кукол знаменитой бурятской семьи Намдаковых – «Ульгер: сказки и грезы». Эти куклы настолько изящны, что покорили весь мир.

Семья Намдаковых из небольшого бурятского села Укурик в Забайкалье свято хранит традиции предков, как принято у бурят. Любой человек из большой семьи всегда поддерживает своих близких и помогает в любую минуту. В семье потомственных дарханов, творцов дети обучались делать поделки из дерева, овладевали искусством чеканки по металлу, умели шить, вязать из конского волоса, мастерили кукол и игрушки.

На фото: директор Новосибирского государственного художественного музея Екатерина Болдырева (справа), куратор выставочного проекта Надежда Комарова (слева), одна из авторов кукол Доржима Эрдынеева (в середине)

«Уже вторую весну мы встречаем с семьей Намдаковых, – отметила директор Новосибирского государственного художественного музея Екатерина Болдырева. – Год назад эта выставка имела огромный успех, нам до сих пор приходят восторженные отклики. Нынешняя выставка уникальна – настоящий гимн Году семьи в России, ведь вся семья работает над воплощением кукол. Важно, что это не просто куклы – это олицетворения образов и героев, которые воплощают культуру Республики Бурятия».

Каждая из двадцати кукол, представленных на выставке, создавалась по несколько месяцев. Начинается всё с черно-белого эскиза знаменитого российского скульптора, заслуженного художника Даши Намдакова, который потом оживляет вся его семья. Куклы изготавливают сестры Доржима, Санжима, Сэсэгма, Сырма и братья Будажап и Дашицырен Намдаковы. Мужская половина творческой семьи делают проволочные каркасы, подставки, работают с металлом. Женщины ткут, шьют, плетут, красят и специально состаривают ткань. Таким образом возникает иллюзия древности – то ли ожившая сказка, то ли настоящие сокровища далеких предков. Участвует в этом деле и мама Даши Намдакова Буда-Ханда. Ей 90 лет, и она вышивает ткани и перебирает по цвету волосы яка – для причесок сказочных героинь.

Одна из авторов кукол, Доржима Эрдынеева, рассказала, что изготовление кукол начинается с эскизов и создания проволочного и деревянного каркаса. Техника выполнения и материалы привычны для использования в среде кочевников. Среди них – кожа, войлок, конский волос, китайские ткани в сочетании с деревом, костью, металлом и некоторыми современными материалами. «Техника создания кукол – обычная, ничего секретного нет. Нужно всегда видеть куклу в целом, и в объеме, и в цвете, колорите. Если ты будешь отходить от эскиза самого Даши – получится совершенно другая работа. Мы стараемся сохранить его пластику, аккуратно высчитываем пропорции с маленьких эскизов. Каждая кукла – это ручная лепка и отливка, мы никогда не используем готовые формы», – рассказала сестра скульптора Доржима.

Куклы в бурятской культуре – это совсем не игрушки, а священный символ, тотем, поклонение культу матери-прародительницы. Их можно увидеть на алтарях буддийских храмов, их используют для ритуалов. Вот, например, одна из кукол как раз олицетворяет материнство. Фигура женщины, бережно прижимающая к себе маленького ребенка – очень тонкая передача ощущения образа матери. Хрупкая рука с длинными пальцами, которой женщина нежно придерживает малыша, подобна ветви молодого деревца. Легкий изгиб фигуры, вытянутая шея, цилиндрический головной убор, напоминающий старинные шапки монгольских женщин бокка, и выбивающиеся сверху пряди волос составляют ствол и крону. Черты лица матери и ребенка прописаны условно, но зрители их видят словно сквозь легкую дымку – это собирательный образ добра, любви и света.

В интерпретации авторов кукол «Принцесса» и «Легенда» единорог предстает в образе прекрасного белого коня, несущего на спине, как драгоценность, юную всадницу. Это фантастическое существо ассоциируется с небесным конем из бурятской и монгольской мифологии. В древних космогонических представлениях тюрко-монгольских народов культ коня был связан с солярными культами Солнца и Неба, поэтому особо почитали лошадей белой масти. Именно поэтому единороги в этих композициях получились в спокойных тонах.

Каждая кукла в исполнении семьи Намдаковых рассказывает свою историю. Она может быть веселой, романтичной, таинственной, по-доброму ироничной, но всегда очень живой и выразительной. Здесь можно встретить и бесстрашную озорную воительницу, и застенчивую кокетку, и величественную атаманшу. В экспозиции сложно не заметить произведение «Хранительница сновидений». Фигурка девушки, лежащей на крышке и охватившей свой сундучок ручками, передает целый сюжет. Композиция отражает и характер куклы, и стремление сберечь «богатство». Возможно, в этом сундучке копилось приданое невесты.

Среди кукол есть не только женские образы. К примеру, в выставочном проекте «Ульгер» представлен и «Воин». Несмотря на характерную прическу средневековых монголов (наголо бритая макушка головы и длинные волосы, заплетенные за ушами в косички), его образ далек от представлений об облике мужчины-воина в Монгольской империи. Согласно «Сокровенному сказанию» настоящий богатырь должен обладать широкими плечами, тонкой талией и мощными руками. Ни доспехи, ни оружие (лук, колчан со стрелами и копье) также не добавляют воинственности этому образу. Они почти сливаются с одеждой. Однако плотно сжатые губы, впалые глаз щеки, высокий чистый лоб, выражение передают настолько глубокую решимость, уверенность в своей правоте и силу духа, что сразу становится понятно: это воин светлых сил, и он обязательно победит.

Специалисты Новосибирского художественного музея выбрали «лицом» выставки куклу «Монголка» – это утонченная девушка в тюрбане и национальной одежде с высоким воротником. Спокойное и гордое выражение лица куклы говорит о достоинстве и уверенности. Композиция построена на контрасте вертикали тонкой фигурки в традиционном костюме монголки и массивном головном уборе, хаотично драпирующем изящное лицо девушки. Тонко выполненные в цвете аппликации и вышивки костюма, колористические легкие переходы деталей одежды лишь дополняют изысканный образ куклы.

«Монголка» и еще 19 кукол уже покорили музеи Пекина, Санкт-Петербурга, Иркутска, выставлялись во многих музеях и странах мира. Всех их объединяет очень мягкая ненавязчивая национальная окраска, традиционные формы выражения представлений о прекрасном, о милосердии и справедливости, мудрости и мужестве – тех качествах, которые всегда особенно ценились и воспевались в культуре Бурятии. «Коллекция «Ульгер» корнями уходит в национальные традиции Бурятии. Семья Намдаковых – это семья умельцев, которые передают свои знания из поколения в поколение. Многие частные коллекции, многие музеи России и зарубежья хранят эти куклы как произведения высокого искусства, – говорит куратор выставочного проекта, кандидат искусствоведения Надежда Комарова. – Куклы виртуозно выполнены с использованием разных техник и материалов, как традиционных, которые применяли кочевники-номады, так и современных. И у каждого образа, конечно, есть свое личностное прочтение. Мы надеемся, что и дети, и взрослые придут на выставку и всё это прочтут в куклах».

Перенестись в чудесный мир добра, красоты и справедливости, созданный семьей мастеров и художников Намдаковых, можно в Новосибирском государственном художественном музее. Выставка «Ульгер» будет работать до 9 июня.

Фотографии Константина Кутузова

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *