Он ТАК работал, ТАК жил

Ровно полвека назад, 25 марта 1974 года, на экраны страны вышел художественный фильм известного писателя, актёра, сценариста и режиссёра, нашего земляка Василия Макаровича Шукшина «Калина красная».

О том, как он создавал эту повесть, рассказывала его жена, актриса Лидия Федосеева-Шукшина: «После «Печек-лавочек» Шукшин опять слёг в больницу. Но и там он продолжал работать. Я догадывалась, что он пишет какую-то новую большую вещь, но что это будет, тогда ещё не знала. Только замечала, когда приходила к нему, что он день ото дня становится всё печальнее и печальнее. А однажды вышел, в глазах – прямо слёзы стоят. И осунулся весь, побледнел, смотреть страшно. Я испугалась – подумала сразу, что это болезнь обострилась. А оказывается, он только что, перед самым моим приходом, закончил новую повесть. И когда писал конец, сам вот так страшно, до слёз разволновался… Пришла домой. Кажется, даже и не разделась, и сразу села читать. Прочитала. И тоже не удержалась – заревела…».

Любители творчества Василия Шукшина, конечно же, хорошо помнят сюжет фильма. Поэтому напомним лишь кратко его содержание. Выйдя из колонии, вор-рецидивист Егор Прокудин по кличке Горе решает податься в деревню, где живёт синеглазая незнакомка Люба, с которой он переписывался — ведь надо немного переждать и осмотреться.

Но жизнь в деревне рушит все планы Егора, и он решает навсегда порвать с прошлым. Теперь у него есть друзья, работа, любимая женщина.

Однако бывшие друзья-преступники Егора не собираются мириться с его новым образом жизни.

ЧС-Инфо собрал самое интересное об этом фильме. Картина стала лидером проката – его посмотрели больше 62 миллионов зрителей. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» он стал лучшим фильмом 1974 года, а Василий Шукшин был назван лучшим актёром.

«Калина красная» стала последней режиссёрской работой Василия Шукшина, также единственной из его картин, снятой на цветную плёнку.

Во время съёмок Василию Шукшину исполнилось 45 лет. А спустя полгода после премьеры стало известно о его внезапной кончине. На его могилу люди приносили гроздья калины.

В том, что Шукшин так быстро сгорел, его жена видела определённую закономерность: «Съёмки проходили тяжело, Шукшин не играл, а проживал за героя всю его судьбу. От нервных перегрузок участились приступы язвы – эта болезнь появилась у него после службы на флоте и при стрессах обострялась… Нагрузка большая – он и режиссёр, и автор, и актёр. Да и роль какая трагическая! Сцена смерти – самый экстремальный момент. Вся группа плакала, когда он умирал. Казалось, по-настоящему от нас уходит! И я боялась, что вот сейчас у него дыхание остановится… Он ТАК работал, ТАК жил. Господь дал ему такой талант».

Съёмки проходили в Вологодской области, в городе Белозёрске и окрестных деревнях.

Многие сцены снимали в полузаброшенной деревне Мериново – сегодня Садовой. Мать главного героя должна была сыграть актриса Вера Марецкая, но она в последний момент отказалась – не захотела играть «ущербную старуху»: «Я и сама сегодня такая же. Не могу! Не хочу». Тогда Шукшин решил снять в этой роли местную жительницу – уж слишком разительным было её сходство с героиней фильма. Судьба Ефимьи Быстровой во многом напоминала историю матери Егора Прокудина, и режиссёр попросил её рассказать о своих сыновьях Лидии Федосеевой-Шукшиной. И этот диалог оператор снял через окно камерой, установленной на улице. Старушка даже не знала о том, что съёмки уже идут, – думала, что идёт процесс подготовки.

В съёмках был задействован известный каскадер и постановщик трюков Николай Ващилин, который не единожды работал с Шукшиным и другими знаменитыми советскими режиссёрами.

В процессе работы над фильмом было отснято такое количество материала, что фильм вполне мог бы получиться двухсерийным, но Шукшин отказался от этой идеи, вырезав многие эпизоды. Но и на «Мосфильме», и в «Госкино» готовым материалом остались недовольны и рекомендовали внести такое количество правок, что проще было снять фильм заново. Но когда его отвезли на дачу Брежневу для вечернего просмотра, он одобрил его и велел дать высшую категорию.

Картина получила несколько призов на международных кинофестивалях, в том числе приз польских кинокритиков «Варшавская сирена» за лучший иностранный фильм 1973 года, показанный в этой стране. Завоевала главный приз на Всесоюзном кинофестивале, прошедшем в Баку в 1974 году.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *