Косплей – искусство перевоплощения

Серенити, персонаж из аниме «Sailor Moon». Фотограф Максим Добрынин
У многих из нас есть любимый персонаж фильма, сериала или аниме, на месте которого ему хотелось бы оказаться. Разумеется, полностью перевоплотиться, скажем, в Малефисенту у нас не получится, ведь даже в нашем безумном мире открыть в себе волшебную силу невозможно. Однако примерить образ фантастического героя вполне реально, хоть и непросто. Ксения Канда уже более десяти лет увлекается косплеем. Она не понаслышке знает, что создание любого образа – это невероятный труд, но его результат способен привести в восторг каждого.
Помните, как в детстве мы выбегали во двор со своими друзьями, разбирали роли, например, из мультфильма «Чародейки» и разыгрывали различные сценки? Наверное, в то время любой ребенок был бы невероятно счастлив, будь у него возможность перевоплотиться, скажем, в Корнелию Хейл. Да что там говорить, большое количество взрослых съезжаются со всего мира, чтобы посетить «Comic-con» и увидеть своих любимых персонажей вживую или самим предстать в их образе.

Одним словом, создание героев фильмов, сериалов, комиксов, аниме интересно людям разных поколений, поэтому неудивительно, что это сформировало, пожалуй, самую яркую субкультуру современности – косплей. Но никто не расскажет об этом лучше, чем его представитель. Ксения Канда из Новосибирска увлекается косплеем примерно с 2012 года. На ее счету уже десятки персонажей, которые выглядят даже лучше оригинала. В интервью с ЧС-ИНФО она рассказала, чем ее заинтересовал этот вид творчества, в чем его сложность и как происходит создание этих невероятных образов.
– Ксения, для начала расскажите, что такое косплей?
– Косплей (costume + play) – это отыгрывание роли в костюме персонажа. Косплеить можно любого вымышленного героя, реального известного человека или даже создать своего оригинального.
Над костюмами часто работают сами косплееры, что требует очень много труда, так как главная задача в косплее – воссоздать персонажа максимально похоже. Причем это касается не только костюма, но и отыгрыша, то есть показать, как персонаж двигается, говорит, ведет себя.
На данный момент производство косплей-костюмов вышло на новый уровень, и теперь их можно без труда купить в готовом виде, приобрести детали в китайских магазинах или заказать изготовление в косплей-мастерских. Сразу хочется отметить, что уровень работ косплееров и мастеров в России безумно высок, можно даже сказать, что самый высокий в мире. Наши ребята создают нереально красивые и сложные образы, от которых любой будет в восторге, даже если никогда раньше не слышал об этом.
В целом косплей – это творческое хобби, позволяющее реализовать свой потенциал и развить массу навыков: от узкоспециализированных, например, работы с материалами и шитья, до актерского мастерства и визажа.

– Почему вас так заинтересовал именно этот вид творчества?
– Впервые я познакомилась с косплеем на городском фестивале «Знаки». В то время я увлекалась аниме, и когда вживую увидела персонажа из своего любимого аниме-сериала, естественно, пришла в восторг. Раньше я не знала, что можно не только смотреть на любимых героев, но и буквально стать ими, и эта идея сильно меня зацепила. Я сразу же подружилась с некоторыми ребятами с фестиваля, и уже спустя недолгое время мы вместе шили мне первый костюм.

– Сколько персонажей вы уже создали и какой был самым первым?
– Если говорить обо всех образах, созданных на данный момент, то их, наверное, уже десятки. Обычно косплееры не считают. Моим первым косплеем был персонаж Канда Юу из аниме «D.Gray-Man». Собственно, откуда и часть моего никнейма. Это одно из моих любимых аниме и любимый персонаж оттуда. Кстати, это единственный мой косплей на мужского героя.
– Откуда вы черпаете вдохновение? Где чаще всего находите персонажа, которого потом решаете воссоздать?
– Обычно я создаю косплеи по героям игр и аниме, иногда по комиксам и фильмам. Так сказать, влюбленность в персонажа может произойти независимо от произведения. Если герой меня цепляет, мне нравится его личность, поведение, дизайн костюма, то я могу захотеть окунуться в его роль, побыть таким же, как он.
– Есть ли какие-то персонажи, которые вам нравятся больше всего? Может какие-то определенные характеристики, которые точно заставили бы вас создать по нему косплей?
– Да, у меня бессознательно выработался определенный типаж персонажей, которых я выбираю. Я называю его «сильная боевая дама». То есть, это героини, которые сражаются, имеют волевой характер, часто даже весьма холодны. Хотя в последнее время мне стало интереснее играть непривычные мне роли, более подвижные и эмоциональные.

– Есть ли у вас любимые образы из тех, которые вы уже создавали?
– Пожалуй, это Кейтлин из мультсериала «Arcane» и принцесса Серенити из аниме «Sailor Moon», так как я шила эти костюмы самостоятельно и довольна результатом и полученным фидбеком.
Еще могу назвать пару образов по комиксу «DC Bombshells» – Супергерл – тоже сшитый мной костюм, и Затанна. Мне очень нравится пин-ап эстетика, поэтому я не могла пройти мимо комикса про супергероинь в данной стилистике. Мне даже удалось провести фотосъемку моей Супергерл с настоящим спортивным самолетом, о чем я долго мечтала.

– Как вообще косплееры создают свой образ от начала и до конца? Ведь как вы уже говорили, здесь нужно учесть все детали, которые есть у оригинального персонажа. Кроме того, помимо костюма требуется создать и правильный макияж. Вы делаете все самостоятельно или вам кто-то помогает?
– Все свои первые образы я шила с подругой, последующие и некоторые до сих пор – самостоятельно. Теперь чаще покупаю готовые костюмы, так как времени на изготовление с нуля уже не хватает. Если нужен какой-то сложный крафт или парик, то заказываю изготовление, что-то несложное могу сделать самостоятельно. Макияж всегда делаю сама.
Лично я училась всем необходимым навыкам по наитию. Разве что основы шитья были заложены еще на школьных уроках труда. А далее помогали различные туториалы в интернете. То же касается крафта, укладки париков и макияжа. Всему учишься с постоянной практикой, смотришь уроки, как делают другие, какие есть техники и тому подобное.
Если говорить об алгоритме создания костюма самостоятельно, то он примерно такой: ищешь всевозможные официальные материалы с выбранным персонажем, чтобы разглядеть его костюм со всех сторон, включая мелкие детали. Потом определяешь, какие материалы понадобятся – вид и цвет тканей, ева/ворбла/3D печать/дерево/пвх для крафта при необходимости. Закупаешь все необходимое, в том числе подходящий парик, линзы, основу для обуви. Выкраиваешь и шьешь, крафтишь, укладываешь парик, подбираешь макияж под персонажа и собираешь это все воедино.

– Какие трудности обычно возникают при создании таких образов?
– Опыт показывает, что сложности могут возникнуть на любом этапе проекта, даже самом внезапном. Например, не получается найти подходящую ткань для костюма, не понимаешь, как сделать крафтовое оружие, подводят мастера или магазин по срокам. Иногда с виду простой образ на деле оказывается очень сложным в изготовлении. А можно даже самостоятельно придумать себе дополнительных трудностей, когда захотел сделать костюм более детализированным или схожим с оригиналом один в один.
Можно сказать, что сложность костюма индивидуальна. Зависит от выбранного персонажа. Бывает, костюм требует запредельных навыков шитья, а бывает крафта – броня, оружие и подобное, а где-то очень сложный каркасный парик или вовсе боди-арт на все тело.

– Сколько может уйти времени на создание одного косплея?
– Сильно зависит от сложности образа. Что-то можно собрать из шкафа за вечер, а что-то растягивается на долгие годы. В среднем у меня на подготовку одного образа уходит, наверное, несколько месяцев.
– Вы уже говорили, что косплей на Канда Юу – это ваш единственный образ персонажа-мужчины. Сложнее ли девушке создавать героев противоположного пола?
– При выборе мужского персонажа приходится учитывать корректировки фигуры, что весьма сложно. Сейчас часто используют силиконовые торсы. Если туловище персонажа закрыто костюмом, то достаточно утяжки. Скрыть женские бедра уже сложнее, скорее это вопрос фасона костюма. Также нужно делать совершенно другой макияж, чтобы лицо не выглядело женственно.
Я бы не сказала, что делать мужских или женских персонажей сложнее. Это вопрос специализации косплеера. Например, есть очень много девушек, которые делают исключительно мужских персонажей, соответственно, они это хорошо умеют, и им наоборот сложнее создавать уже женские образы.

– Созданием одного лишь образа обычно дело не заканчивается. После этого косплееры проводят фотосессии, где тоже заметен большой труд. Ведь приходится подбирать подходящее место, находить реквизит, создавать нужную атмосферу. Всем этим вы занимаетесь сами или доверяете это другим?
– Всеми организационными вопросами приходится заниматься самостоятельно. Тем более, если учесть, что это творческий процесс, кто-то другой вряд ли сможет реализовать твою идею.
Сложность съемок бывает разная, зависит от задумки. Самый простой вариант – арендовать интерьерную фотостудию на 1–2 часа и провести съемку без сюжета с несложным позированием. Труднее, если необходим какой-либо специфический реквизит, аренда животных, много участников съемки, сложный грим и подобное. А можно вовсе запланировать съемку в локации, куда придется ехать несколько часов, и будет куча сопутствующих проблем.
Могу перечислить нестандартные съемки из собственного опыта: в парке у крематория, на ржавых кораблях, на водопаде в 260 километрах от города, с коршуном, с доберманами, в заброшенном цехе завода, на пескобазе, в лесу на лошади, с байком, с мустангом, на льду Обского водохранилища.
Любая съемка предполагает, что ты должен придумать идею съемки, найти подходящую фотостудию или локацию, выбрать фотографа, а иногда и видеографа или других мастеров по необходимости. Со всеми нужно договориться, арендовать все, что требуется дополнительно, подготовить реквизит. Часто необходима сложная обработка фото для создания спецэффектов, замены фона, 3D-моделирования, поэтому в этом случае иногда приходится искать отдельного специалиста, который сможет выполнить такую работу.

– Часто ли вы участвуете в каких-то конкурсах или фестивалях для косплееров?
– В Новосибирске, к сожалению, совсем немного ежегодных косплей-фестивалей. Обычно удается побывать на 2–3 за год. Иногда выбираюсь на иногородние фестивали в Сибири, но такая возможность выдается редко. Бывала на фестивалях в Томске, Барнауле, Кемерово и Красноярске.
Чаще я участвую дистанционно – в конкурсах фотокосплея и видеокосплея. Для косплееров создан специальный сайт с мероприятиями по все стране, где можно подавать заявки на участие.
– Бывало ли такое, что вы выходили в своем образе на улицу? Как на это реагируют люди?
– Обычно в этом нет необходимости. Но когда приходится дойти пешком до места съемки в костюме или забежать в магазин, то, конечно, прохожие реагируют, очень удивляются, радуются, иногда даже подходят сфотографироваться.
– Разделяют ли ваши близкие это увлечение?
– Родители скорее нет, мы это не обсуждаем. А вот молодой человек активно поддерживает. Он помогает мне с подготовкой, ходит со мной на съемки и фестивали, иногда даже косплеит вместе со мной. Все друзья у меня исключительно из сферы косплея.
– Почему, как вам кажется, людям нравится заниматься косплеем?
– Потому что это увлекательно, необычно, красиво. Позволяет буквально стать любимым персонажем, заниматься творчеством. Кроме того, косплей, как и любое хобби, помогает найти друзей.

– Можно ли как-то зарабатывать на этом увлечении?
– При желании можно. Так как косплееры производят много контента, то монетизировать можно именно его в первую очередь. В этом помогают сервисы, где можно делиться своим контентом с платными подписчиками. Это как ежемесячная подписка на онлайн-кинотеатр, например.
Можно продавать свой мерч, как это делают блогеры. Отличие только в том, что акцент будет на мерч, куда можно вставить свои фото в образах. Чаще всего косплееры продают фотопринты, карточки, календари.
Косплееры с высокими скиллами могут брать заказы на изготовление костюмов. Кстати, это стоит очень дорого.
Сейчас косплей сильно проникает в массовую культуру, поэтому нередко косплееров зовут для работы на мероприятиях или для рекламных коллабораций.
– Что бы вы могли посоветовать начинающему косплееру?
– Не бояться пробовать. С постоянной практикой придет понимание, как и что стоит делать, постепенно вырастет качество образов. Найти уроки по крафту, шитью или макияжу сейчас вообще не проблема, полезных знаний вокруг масса. А также помогает советоваться, в косплей-сообществе всегда рады помочь советом.
– Есть ли у вас какая-то большая мечта как у косплеера?
– Пожалуй, самое большое достижение, о котором я мечтаю – это побывать на иностранных мероприятиях в качестве приглашенного гостя.
Пообщавшись с Ксенией, можно сделать однозначный вывод: косплей – это колоссальный труд и настоящее искусство перевоплощения. Такой вид творчества развивает человека в разных направлениях: здесь тебе приходится быть и швеей, и визажистом, и актером, и прокачивать ещё множество навыков. Нам остается только позавидовать умениям косплееров и любоваться их образами. Будем надеяться, что такое увлечение продолжит набирать все большую популярность в нашей стране.
А для жителей Новосибирска этой весной есть возможность увидеть собственными глазами персонажей их любимых фильмов, сериалов, аниме и игр в своем городе! Фестиваль поп-культуры «UNICORN» пройдет 26 мая в Концертном комплексе имени Маяковского. Здесь новосибирцы смогут познакомиться с талантливыми косплеерами со всей Сибири, в том числе и с героиней нашего интервью Ксенией.
Фотографии предоставила Ксения Канда