Фотограф, дотянувшийся до звезд: астрофотограф из Новосибирска о рокоте космодрома, весенних галактиках и собственных метеоритах

Фото: Алексей Поляков

Космические снимки новосибирского астрофотографа Алексея Полякова передают то, что недоступно человеческому глазу. Сибиряк активно ведет соцсети, радует подписчиков необычными, но всегда мастерски сделанными космическими снимками. Чтобы получить хороший кадр, ему часто приходиться уезжать за сотни километров от города и не спать ночами. Съемки могут занимать десятки часов, а условия в Сибири порой бывают экстремальные. Но это его не сильно пугает. Все потому, что он невероятно влюблен в космос, упакован телескопами по полной программе и любит путешествовать. Не так давно он стал одним из немногих, кто вживую запечатлел легендарный запуск пилотируемой ракеты «Союз МС-25» на космодроме Байконур. Накануне Дня космонавтики новосибирский астрофотограф рассказал о рокоте космодрома, о весенних галактиках, собственных метеоритах и как его романтичное хобби переросло в образ жизни.

 

Путь в астрофотографию

Что такое галактики, звезды, пульсары и туманности, Алексей Поляков хотел знать с самого детства. Пятиклассником он начал посещать фотокружок, а когда в распоряжении юноши оказался настоящий телескоп, то начал применять свои навыки фотографа на практике.

Еще в школе одноклассники Алексея стали называть Звездочетом, так и осталось по сей день.

Первой большой удачей начинающего астрофотографа стали снимки кратеров Луны. «Тогда у меня был фотоаппарат «Зенит-Е», и я самостоятельно сделал к нему приладу. Из картонных втулок с помощью изоленты смастерил камеру, которая позволяла делать окулярную проекцию. Благодаря таким усовершенствованиям я смог получить приближенные снимки кратеров Луны. Это вообще была большая удача для меня получить такие фотографии. Помню, я тогда занял первое место на одной из областных выставок технического творчества. Причем, это было совершенно неожиданно, поскольку сам я эти фотографии на конкурс не отправлял. Да и сейчас собственноручно это не делаю – не сильно азартный в этом плане человек. Поэтому мои фотографии за меня постоянно отправляют другие», – улыбается астрофотограф. Он вспомнил, как занял первое место за сюжет-зарисовку о том, как сибиряки наблюдали полное солнечное затмение в 2008 году. Алексей говорит, что узнал о победе в этом конкурсе только на церемонии награждения. Его видеоролик признали лучшим из почти 10 000 работ, отправленных на этот конкурс.

На сегодняшний день у Алексея Полякова 11 телескопов, включая солнечный. Все они обязательно подвергались всевозможным модернизациям со стороны своего обладателя. Например, из последнего своего телескопа он вынул практически всё содержимое и заменил на более эффективную начинку. По сути, ему нужна была только труба, которую он укоротил до нужных размеров. Затем усовершенствованную конструкцию оснастил серьезным фокусером, заменил диагональное зеркало и поставил новый корректор – аксессуар, который помогает бороться с разными оптическими искажениями и увеличивает светосилу. Все эти преобразования значительно ускоряют телескоп. Если на старый телескоп пришлось бы снимать космический объект 5 часов, то на модернизированном реально уложиться за час. «Можно было обойтись без этих всех доработок, но астрономия в Сибири – штука беспощадная. Для самых упертых. Бывает такое, что неба не бывает и месяц, поэтому время для съемки в наших широтах – на вес золота», – отметил Алексей.

Удачная ночь

Накануне нашей встречи, у астрофотографа Алексея Полякова как раз была та самая ночь, когда небо было «открыто» для съемок. Не обошлось без технических заминок – оказалось, после последней поездки на фотосъемку разболталась одна из осей в монтировке телескопа. Но все же удалось справиться с проблемой и поснимать весенние галактики. «Весна – это время для невероятной красоты галактик. Туманности лучше всего видны осенью и зимой. Есть одна галактика, которую я давно хотел запечатлеть, и сегодня ночью мне это удалось сделать, – делится впечатлениями о последней ночной астросъемке Алексей Поляков. – Чем больше кадров, тем чище снимок от шумов, а сигнал, наоборот, вырастает. То, что мы снимали час и, к примеру, десять часов, будет отличаться радикально – именно приростом деталей и чистотой картинки. Поэтому ночью с воскресенья на понедельник снова поеду «охотиться» на эту галактику».

Планетарная туманность NGC 7662 Голубой снежок
Фото: Туманности Лагуна(М8) и Тройная(М20) в гуще Млечного Пути. Горный Алтай.

Как говорит фотограф, туманности и галактики необходимо снимать несколько ночей, тогда фотографии передадут всю красоту космоса. Этого он хочет добиться в снимках его новой галактики. Она интересна по форме и напоминает скрипичный ключ. «А рядышком с ней расположилась группа галактик, которые взаимодействуют между собой. Это невероятные кадры: вот галактику разорвало, и ты видишь все эти космические трансформации собственными глазами. Они словно соединены между собой звездным мостиком. И большая галактика поглощает маленькую, разматывая ее как клубочек, – продолжает Алексей. – Кстати, под утро я сделал крупный кадр еще одной галактики, которая и будет моей следующей «моделью». Я надеюсь, что весна подарит хотя бы десяток ночей, чтобы можно было реализовать все мои планы».

Все эти кадры он сделал за сотню километров от Новосибирска. В черте города хороших космических снимков добиться сложно. Кстати, увлечение астрофотографией разделяет и его супруга Виктория, иногда в поездки берут и маленького сына Ивана. «Я часто советуюсь с женой, когда делаю и финальную обработку фотографий. Бывает так, что в погоне за детализацией на снимках получается множество вариантов. Как раз тут начинается черёд мучительного выбора лучшего кадра. И в этом супруга – самый лучший помощник. Она со знанием дела может помочь с выбором. Да и всегда меня поддерживает в моем увлечении астрофотографией. Это очень важно для такого вида деятельности, как у меня», – говорит Алексей.

Солнце в трех диапазонах

 

Туманность Серп в созвездии Лебедя
Комета 12P/Pons-Brooks

Новые грани фотоувлечения, метеориты и окаменелости

Увлечение астрофотографией каждый раз открывает в Алексее новые интересы. Нынешней зимой, как он говорит, от скуки фотограф собрал поляризационный микроскоп. В результате он получил невероятной красоты фотографии и видеокадры кристаллов аминокислот L-глутамина и бета-аланина в поляризованном свете. Каждый из них изумительно красив и не похож на другие цветом, формой или настроением. Чтобы сотворить такие шедевры, Алексей сначала растворяет аминокислоты в воде. Получившуюся смесь он наносит на предметные стекла, которые затем нагревая высушивает. И на стекле вырастают невероятной красоты картины. «В первый раз мы с женой часов шесть сидели над этой абстрактной живописью и не могли оторваться, – говорит Алексей. – Кристаллы аминокислот собираются в мозаику. Никакой нейросети, никаких компьютерных график не надо – всё придумала природа. Также многие считают, что, к примеру, космос – это далеко. Однако он гораздо ближе, чем кажется. Вот и получается: взял микроскопы – получил сказочный мир аминокислот, взял телескоп – и отправился в путешествие по космосу».

У Алексея Полякова есть еще хобби – он коллекционирует метеориты. В его коллекции есть кусочек Челябинского метеорита, наделавшего шум в 2013 году недалеко от города, в честь которого его назвали. Также сибиряк – обладатель фрагмента метеорита Sericho из Кении и одного из осколков железного метеоритного дождя, который выпал в 1947 году в Уссурийской тайге. В прошлом году к нему приехали камни бесконечности – шлиф железного метеорита Алетай (Китай) и шлиф Sierra Gorda из пустыни Атакама. «Я всегда мечтал подержать в руке первовещество. И вот супруга сделала мне такой подарок на день рождения – заказала несколько метеоритов. А дальше я сам загорелся и продолжил собирать коллекцию. Вроде бы ничего особенного, это всё есть на Земле – железо, оливин. Но эти небольшие кусочки сформировались ещё раньше, чем наша планета. Они прилетели к нам из космоса, и я могу их осязать», – говорит астрофотограф.

Шлиф Sierra Gorda из пустыни Атакама И шлиф железного метеорита Алетай (Китай) в макросъемке

Впрочем, и на этом увлечения новосибирского астрофотографа не заканчиваются. В 2022 году на свой юбилей Алексей вместе с женой отправился в Искитимский район Новосибирской области на поиски окаменелостей. «Я всегда хотел найти какой-нибудь артефакт из прошлого, и чем не повод провести день рождения на местах выхода породы Палеозойской эры», – объяснил он свое необычное желание. Трофеями такого археологического похода стали отпечатки морских лилий, кораллов, несколько раковин брахиопод и аммонитов. И, конечно, фотограф снял несколько видео о своих находках.

 

Рокот космодрома

В марте астрофотограф из Новосибирска снял запуск корабля «Союз МС-25». На Байконуре Алексею Полякову удалось побывать впервые. По стечению обстоятельств он находился на космодроме около недели. Как известно, первый запуск ракеты должен был состояться 21 марта, но он был перенесен из-за нештатной ситуации на два дня позже.

Поездка на Байконур превзошла все его ожидания. Он привез обратно в Сибирь непередаваемые эмоции того момента, когда ракета со стартового стола уходила за облака.

«Она вся озаряется пламенем. Я в тот момент понял, что значит рокот космодрома. Это когда вся степь вибрирует и гул ракеты отдается даже внутри тебя, – рассказывает Алексей Поляков. – В этот момент ты погружаешься во всё это действо и находишься на волне с теми людьми, которые были также свидетелями этого события. Вживую запуск ракеты выглядит иначе, ощущение ещё какой-то сопричастности ко всему происходящему. И, кажется, что космонавты тебе уже как родные стали. Я снял, как у ракеты разделились ступени и отошла первая ступень. Это происходило далеко за облаками, благо у меня мощная оптика».

 

Новосибирцу удалось пообщаться с делегацией космонавтов из Белоруссии и даже взять у них автографы. На космодроме Алексей Поляков побывал на всех площадках – на «гагаринском старте», на площадке запуска тяжелых ракет типа «Протон», в бункере, откуда наблюдали за запуском корабля с первым космонавтом Юрием Гагариным. «Нам показали ракету, которая должна была лететь следующей. Воочию увидели всё таинство процесса сборки космического корабля», – сказал Алексей и добавил, что на Байконуре он, скорее всего, не последний раз. Теперь новосибирского фотографа зовут на каждый пилотируемый запуск. Он надеется, что получится побывать на старте очередной ракеты нынешней осенью.

 

Космическая станция и небесный Скорпион

Космическую технику снимать непросто. Как говорит Алексей Поляков, сложнее всего с Земли сделать удачный снимок Международной космической станции. «Поймать транзит МКС по диску Луны или Солнца не сложно, для этого нужно достаточно знать, когда он произойдет. А запечатлеть международную станцию, просто летящую по небу, это достаточно сложно. Это обусловлено тем, что скорость движения космической станции достигает 28 000 километров в час, а поле зрения телескопа при этом примерно 1/6 -1/8 диска Луны. Из-за это поймать ее непросто», – отмечает астрофотограф. Алексей говорит, чтобы космическую станцию сфотографировать детально и не смазанно, необходимо ехать как минимум под Барнаул в Алтайский край. В этом месте минимальная дистанция до МКС – 470 километров. Для сравнения, в Новосибирске это расстояние составляет 560 километров. Как обычно, охота на Международную космическую станцию заканчивается удачно – «дом» на орбите бывает пойман. «Чем сложнее цель, тем выше эндорфин, – делится Алексей. – И это касается не только космических фотографий. Когда я заинтересовался зимородком, то первые кадры этой птицы с расстояния 30 метров посчитал за счастье. Затем применил всю изобретательность и сделал фото еще ближе с 5−7 метров. На этих фотографиях видны каждое перышко, каждая пушинка. И испытываешь большое удовлетворение от проделанной работы».

Кстати, Алексей Поляков исполнил свою давнюю мечту и снял созвездие Скорпиона целиком. Это ему удалось сделать как раз на космодроме «Байконур» перед самым рассветом. Ни в Новосибирске, ни в соседнем Алтайском крае, ни на границе с Монголией, по словам фотографа, снять такой кадр невозможно, поскольку в этих широтах еле виден только хвост Скорпиона. Полностью созвездие открывается взору только на 45 широте, в открытой степи. На Байконуре астрофотограф смог, наконец, исполнить свою мечту, и кадры получились удачными.

Созвездие Скорпиона

 

Самая большая мечта астрофотографа

По мнению Алексея Полякова, нужно постоянно расширять грани привычного мира.

Зимородок

Впрочем, увлечение сибиряка давно переросло в образ жизни. Как признается Алексей Поляков, если бы можно было полностью перевести свою семью в финансовом плане на рельсы астрономии, то ушел бы в астрофотографию с головой. «Моя большая мечта – путешествовать и снимать звезды. И, к счастью, это мое рвение целиком и полностью поддерживают мои близкие», – сказал Алексей и добавил, что для осуществления мечты ему необходимы дом в глухой деревушке где-нибудь на юге страны, пара телескопов и 300 ясных ночей в году.

«Вокруг нас столько всего скрытого. Нужно этот мир познавать, щупать руками, топтать ногами и насыщаться эмоциями от всех этих действий. Поэтому я и долгими ночами снимаю космос, птиц, лезу в труднодоступные пещеры и вылезаю оттуда чумазым, но довольным, – улыбается астрофотограф. – К примеру, вчера сижу в ста километрах от города и смотрю как один за другим «прилетают» фотографии на смартфон с телескопа. А там галактика Водоворот. Сижу и думаю, ведь когда-то давно эти фотоны света покинули галактику, и сейчас я их вижу не на картинке, которую нашел в интернете, а на снятой моим телескопом фотографии. Я не знаю еще более впечатляющего хобби, чем астрофотография!».

Фотографии предоставлены Алексеем Поляковым

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *