Геннадий Гусельников: у регионов Большой Сибири огромный потенциал

Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» ежегодно участвует в Петербургском международном экономическом форуме. В 2024 году в экспозиции Ассоциации представлена квинтэссенция того, чего на данный момент удалось добиться в рамках Плана реализации Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года. Объединенный стенд регионов СФО «Большая Сибирь» по-настоящему уникален, ведь он единственный, на котором в единой экспозиции представлены все регионы округа. Об основных темах, которые будут обсуждаться в рамках форума представителями регионов Большой Сибири, рассказывает Председатель Исполнительного комитета МАСС Геннадий Гусельников.

«Прошло больше полугода с момента старта Плана реализации Стратегии развития Сибири. За это время сделано уже многое. Регионам есть, что показать, о чем рассказать, что продвигать и, самое главное – чего добиваться, – первое, что отмечает Геннадий Гусельников. – На форуме предполагается обсудить несколько основных аспектов. Безусловно, в первую очередь, это реализация Плана Стратегии. В контексте этого вопроса Правительству и Президенту России будут представлены дополнительные предложения, уточнения – как самой Стратегии, так и Плана ее реализации, в которых затронуты вопросы научно-технологического развития. Это то, чего сегодня в Стратегии нет. И это то, что сегодня прямо вытекает из задач, которые поставил Президент в Послании Федеральному собранию.

Несмотря на то, что некоторое время назад была утверждена стратегия научно-технологического развития, ни в нашей Стратегии, ни в Стратегии пространственного развития нет прямых указаний на то, какой будет технологическая специализация Сибири. В Стратегии социально-экономического развития прослеживается специализация на добыче и переработке полезных ископаемых. Однако, по предложению губернатора Новосибирской области Андрея Александровича Травникова, мы добились включения в наш План реализации стратегии двух фундаментальных пунктов: создания Сибирского научно-образовательного кластера и реализации Плана долгосрочного развития Сибирского отделения Российской академии наук в интересах Сибирского федерального округа. Что нам нужно сделать в этом контексте, так это получить четкое видение, какие отрасли будут максимальным образом развиваться на территории Сибири. Одно из предложений ученых заключается в том, что нам нужно сосредоточиться на отраслях, связанных с переработкой полезных ископаемых. Но переработкой совершенно другого плана: до атомарных элементов. Речь идет о химии: крупнотоннажной, малотоннажной, органической… Опираясь на видение ученых, мы говорим о том, какие кадры потребуются для реализации намеченных технологий и какие разработки конкретных прикладных технологических решений должны быть сделаны. Сегодня у нас есть понимание всех технологических компетенций регионов, вузов, возможностей СО РАН. Надеюсь, что и программу развития сибирского научно-образовательного кластера, и программу развития СО РАН мы проработаем в рамках нашей общей встречи на полях ПМЭФ-2024».

Еще одним важным направлением для обсуждения на полях Международного форума Геннадий Гусельников назвал реализацию Указа Президента России в рамках объявленного Года семьи.

«Хотим показать усилия регионов и то, что у нас уже получается в рамках укрепления традиционных семейных ценностей. Представим проект, который уже реализован в регионах – «Сибирская школа – территория здоровья». Он направлен на решение проблемы так называемых «школьнозависимых» заболеваний и призван создать все необходимые условия для того, чтобы дети из школы выходили не с ухудшением здоровья, а, как минимум, с сохранением того, что дала природа и родители», – пояснил Геннадий Гусельников.

Транспортный вопрос

Также, по его словам, особого внимания будет удостоен вопрос развития транспортной инфраструктуры – одного из основных направлений деятельности Ассоциации. В прошлом году началось обсуждение строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали и Центрального евразийского транспортного коридора.

«Хотел бы уточнить, что в прошлом году мы обсуждали не проект дороги, не решение по строительству, а задачу по определению набора железнодорожных путей, которая требует всесторонней комплексной оценки. Чтобы принять какое-то решение, необходимо заблаговременно начать подготовку, проектирование и оценку возможных конфигураций. Говорили о том, что только комплексный подход позволит взвесить все «за» и «против», оценить интересы всех сторон – железной дороги, Уральского и Дальневосточного регионов, – рассказывает Геннадий Гусельников. – В результате этого обсуждения нам адресовали поручение подготовить обоснование целесообразности организации строительства этих коридоров с точки зрения экономики. Ученые свою часть работы на данный момент уже выполнили. И сегодня мы выносим в Правительство Российской Федерации предложение о том, чтобы приступить к первому этапу – проектированию обоих коридоров. Для этого необходимо, в первую очередь, технико-экономическое обоснование. И только после него можно будет делать вывод о том, какие фрагменты, в каком порядке и как строить.

Транспортный региональный коридор идет с севера на юг и может пройти в Китай несколькими «хвостами». Но основная его задача: связать все регионы Сибири между собой, а уже после этого дать им возможность через эту связь выйти на Северный морской путь и в Китай. Причем мы склоняемся к мысли о том, что для этого нужно сделать прямой трансграничный переход, минуя транзитные страны, чтобы при любом дальнейшем развитии событий мы сохранили фундаментальную ось «Россия – Китай», которую мы отстаиваем в рамках нашего проекта «Большая Сибирь – Китай»».

По словам Председателя Исполнительного комитета МАСС, после тщательного технико-экономического анализа, в рамках которого будут проведены геологические изыскания, оценка залегания твердых пород, что напрямую влияет на стоимость каждого километра дороги, будет понятно, чем та или иная дорога может помочь стране. Ведь каждый ее элемент может существовать самостоятельно и нести экономическую ценность. Например, Кызыл-Курагино – небольшой по меркам страны, но сложный участок может связать Тыву с Транссибом, то есть нашу страну с огромными богатствами, расположенными в этой республике, которые до сих пор не освоены по причине недостатка материальных ресурсов, необходимых для этого.

«На данный момент нет четкого понимания, станет ли всё это реальностью, но такая потенциальная возможность есть, – продолжает Геннадий Гусельников. – Я, конечно, продвигаю идею двух дорог, но ценность для сторон будет представлять основанное на глубоком технико-экономическом анализе решение о поэтапном строительстве элементов этих коридоров в совокупности друг с другом. Мы, в том числе, предложили железную дорогу Большой Сибири: Абакан – Новокузнецк.

Специалисты должны полноценно оценить каждый километр этих коридоров со всех сторон – все плюсы и минусы. Включая безопасность страны. Это очень важно. Именно поэтому следующий шаг, который мы предлагаем, – это не решение о строительстве той или иной дороги, а решение о начале проектирования и подготовки технико-экономического обоснования. Без него все эти предложения и размышления будут простым сотрясанием воздуха».

Предполагается и дальнейшее развитие контактов по треку Сибирь-Китай. О необходимости полноценного формирования Стратегии Ассоциации в этом направлении речь шла неоднократно. «В январе этого года большая делегация, в числе которой были представители Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», регионов Сибирского федерального округа, посольства, торгпредства, бизнеса и других с официальным визитом побывала в Китайской Народной Республике. По результатам поездки появилась идея организации платформы «Большая Сибирь – Китай», подразумевающей развитие всеобъемлющего сотрудничества и дружбы между регионами Сибири и регионами Китая, – рассказывает Геннадий Гусельников. – В основу этой платформы была заложена идея не просто торгово-экономического сотрудничества, а взаимной торговли в розницу. Мы давно ищем формы выхода наших малых и средних предприятий на рынок Китая – непосредственно на полки торговых сетей, потому что объем потребления провинций превышает совокупный рынок нашей Сибири. И одним из решений упорядочить это стала собственная торговая марка регионов, бренд, под которым товары, произведенные Большой Сибирью, будут комплектоваться и отправляться в провинции Китая. Мы получили свидетельство о регистрации торговой марки «Большая Сибирь» в России. Этот патент принадлежит регионам, которые входят в Большую Сибирь. После того, как будут определены правила, порядок, номенклатура товаров, а поставщики будут готовы соответствовать им, начнем осуществлять открытые закупки на поставки продукции на китайский розничный рынок через информационно-сервисную платформу «Большая Сибирь», которая была запущена в прошлом году. Что касается рынка, то приоритетным мы определили для себя Южный Китай. С точки зрения геополитики для Китая интереснее с нами работать именно в этом регионе, поскольку, в случае каких-то непредвиденных обстоятельств или негативных сценариев в Южно-Китайском море, здесь торговля и наработанные логистические схемы помогут в преодолении трудностей, которые могут возникнуть. Но дай Бог, чтобы их не было.
Параллельно занимаемся разработкой механизмов второй части этого сотрудничества: определяем алгоритм и критерии для появления китайских товаров на наших полках. Хочу отметить, что идею такой платформы для сотрудничества с Китаем, предложенную губернатором Иркутской области Игорем Кобзевым, входящим в Совет глав при МИД России, одобрил Министр иностранных дел Сергей Лавров».

Туризм: внешний и внутренний

Еще одна важная тема для МАСС – это туризм. В частности, продвижение идеи объединения межрегиональных маршрутов, которые были разработаны в рамках проекта «Развитие внутреннего въездного туризма».

«Когда проект «Посети Сибирь» только планировался к запуску, была поставлена задача в 2024 году достичь планки въездного потока в десять миллионов человек. Но уже по итогам 2023 года мы ее превысили, достигнув фактически 12,5 миллиона человек. Сегодня этот проект включает большое количество межрегиональных маршрутов, которые пока являются самостоятельными, но уже поставлена задача формирования национальных маршрутов, существенного усиления их продвижения. Надо сказать, мы активно ее реализуем. 20 марта 2024 года в рамках федерального совещания с представителями туристической отрасли и соответствующих государственных структур в Москве было объявлено о создании нового проекта, разработчиком которого выступил Центр стратегических разработок по поручению Министерства экономического развития РФ. В его основу заложена логика, которую до этого продвигали сибиряки с брендом «Большая Сибирь». Это сыграло важную роль. Нас приняли в федеральный проект в качестве макрорегионального су-бренда. Хочу отметить, что мы активно продвигаем наши решения, инвестиционные проекты, связанные с развитием этой отрасли экономики, также и на Петербургском международном экономическом форуме», – объяснил Геннадий Гусельников.

Говоря о результатах и важности участия в ПМЭФ, Председатель Исполнительного комитета МАСС отмечает, что, по опыту прошлых лет, регионам удается не только представить перспективные инвестиционные, в том числе туристические проекты, соответствующие Стратегии Ассоциации, но и наработать связи. Участие в подобного рода и уровня мероприятиях, как правило, финализируется подписанием соглашений, оформлением дорожных карт дальнейшего развития отношений.

В рамках Форума планируется и проведение Совета округа, на котором будут подведены итоги реализации национальной стратегии по двум кварталам, намечены дальнейшие шаги. В настоящее время у регионов сохраняется несколько важных задач, одна из которых связана с привлечением инвестиций в основной капитал.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *