Искусство миниатюрных деревьев: сибиряк превращает хвойные растения в шедевры бонсай

Фото: Михаил Рейхруд

Безжалостные кусачки отхватывают целые ветки, подвижные пальцы выщипывают хвоинки и обматывает маленькую сосну толстой проволокой, а Сергей Размахнин из Новосибирской области спокойным голосом уверяет, что все эти действия – отнюдь не акт вандализма. Колдуя над кроной дерева, словно модный стилист над замысловатой прической, он создал удивительный сад миниатюрных деревьев – бонсай.

Как говорит мастер, на самом деле его сад начинался с газона. «Я думал, что на моем приусадебном участке будет только газон, и больше ничего. Но потом понял, что просто газон – это скучно. Теперь – чем меньше газона в мое саду, тем больше я радуюсь, – говорит Сергей Размахнин. А увлечение бонсаем началось с самой обычной горной сосны, которую ему подарили на день рождения. Тогда у сибиряка и возникла идея создать из обыкновенного хвойного дерева его миниатюрную версию. Сегодня ей уже пять лет и зовут ее Юлия. Она растет в саду недалеко от хвойного Палыча. Имена есть не у всех карликовых деревьев, а только у некоторых. Все они названы в честь людей, которые эти саженцы Сергею подарили.

Мысль собрать коллекцию хвойных растений, пришла как-то сама собой. Дальше он начал скупать в садовых центрах понравившиеся экземпляры. И теперь Сергея Размахнина знают в питомниках даже за пределами региона. «Кедр стоит, видите, маленький, – указал мастер бонсай на маленькое лохматое хвойное дерево между камнями. – Таких карликовых кедров не так много выращивается. Это растение томской селекции. Он никогда не будет 50 метров в высоту».

Сегодня в коллекции Сергея Размахнина уже порядка 160 миниатюрных растений. Штук тридцать сидят в горшках, все остальные – постояльцы сибирского сада. «Правильно сформированный бонсай создает полное впечатление того, что это настоящий кусочек леса, только уменьшенный в несколько раз и помещенный в плоский горшок. Постепенно для меня стал важен не результат, а процесс – он приносит массу удовольствия, ведь дерево можно моделировать бесконечно», – продолжает свой рассказ Сергей. Теперь он со знанием дела может просчитывать направления роста деревца, как опытные шахматисты – ходы в целой партии.

Как говорит мастер бонсай, полива и обрезки по технологии недостаточно. Живому материалу приходится создавать форму при помощи проволоки. Среди инструментов бонсаиста есть как обычный секатор и плоскогубцы, так специальные японские ножницы и кусачки. «В этом деле главное никуда не торопиться. Всегда хочется побыстрее, но дерево так не растет. Бонсай – это всегда надолго. К примеру, это деревце я посадил в плошку месяц назад, теперь оно у меня отдыхает. Может быть, ближе к осени я его начну только формировать проволокой», – отметил Сергей.

Учился технике бонсай он с помощью онлайн-уроков у одного из лучших мастеров России, который живет в Подмосковье. Обучение у него заняло около четырех месяцев. «Нужно было азы понять: как пересаживать, правильно сформировать дерево и так далее. А дальше ты начинаешь сам – умения приходят с опытом. Вот это дерево было сформировано во время курса обучения, – показывает одно из своих миниатюрных хвойных деревцев Сергей. – Оно не очень красивое, я на нем как раз тренировался, теперь жду, когда потихоньку будет обрастать». Уже несколько лет он ведет свой телеграм-канал (t.me/moysadsib), в котором Сергей рассказывает, как ухаживать за такими растениями и формировать топиарные формы, бонсай.

Интересно, но после первичного формирования любое дерево выглядит «лысым». Задача мастера состоит в том, чтобы сформировать скелет, который будет обрастать и загущаться. И через пять, десять, а может и 50 лет, получится дерево мечты. «Когда вы видите красивое дерево бонсай, знайте: ему десятки, а может и сотни лет. Но в самом начале своей жизни в качестве бонсай оно выглядело очень лысым, особенно, если оно вышло из-под руки японского мастера. Я не раз наблюдал, как японцы работают с молодыми деревьями – в результате их работы на растении остается по три иголочки, а сами деревья завязывают чуть ли не в узел. Но это как раз от большой любви к деревьям», – говорит сибирский мастер. На создание бонсая, ниваки или просто правильно сформированного дерева уходят годы. И как говорит Сергей, первый приличный результат будет только через пару лет. И то, если повезет. В его практике погибают примерно 10 процентов деревьев из общего числа всех претендентов стать бонсаем.

Для деревьев, которые растут в саду прямо в земле, технология только одна – обрезка и формирование с помощью секатора и ножовки. «То есть такое дерево можно спокойно «отпустить», и оно будет расти-расти, а потом его легко уменьшить до нужных размеров», – говорит мастер. Только так его можно сдерживать, поскольку в земле дерево ничем не ограничено и питания много. Другое дело бонсаи, которые растут в специальных невысоких плошках, или, как их еще называют, бонсайницах. «В них – специальный грунт, где практически нет органики. Японцы используют в качестве грунта специальную глину, но в России она очень дорогая. Я применяю специальный наполнитель для кошачьего туалета. Он тоже из глины делается, обожженный, и отлично заменяет японский грунт», – уточнил Сергей.

Впрочем, бонсаи тоже удобряют – в бонсайном грунте же нет питательных веществ. Рост растения бонсай регулируется поливом и внесением удобрений. «Если хвойные бонсаи, допустим, часто поливать, то иголки будут длиннее, а ограниченный полив даст короткую хвою, – объясняет мастер. – У лиственных деревьев тоже есть свои особенности в агротехнике. К примеру, как только такие растения дали первый прирост кроны, то в июне листва на них обрывается практически полностью и дерево дает прирост уже маленьких листочков».

На большинстве горшечных бонсаев можно увидеть мох. Он сажается специально – помогает удерживать влагу внутри грунта. Японцы обычно мох раскладывают перед выставкой, пока он свежий и зелененький. К тому же в этой стране высокая влажность, и поэтому мох растет и выглядит презентабельно круглый год. В Сибири из-за неустойчивого климата часто он выглядит пожухлым. Но не в нынешнем сезоне.  Погодные условия в начале лета как раз благоприятствовали мхам, и бонсайницы обросли густым и вполне приглядным мхом. В дождливые дни они себя чувствуют хорошо, что не скажешь о самих бонсаях.

За многие века созерцания природы люди смогли заметить определенные схемы роста деревьев в разных условиях – в горах, на равнине или в рощах. И разработали стили формирования деревьев в горшках, максимально приближенные к природным образам и повторяющие их. При этом стили бонсай – это не непреложные правила, а рекомендации, которые помогают начинающим мастерам создавать более гармоничные образы. Чем выше становится уровень мастера бонсай, тем больше отступлений от правил можно увидеть в его работах.

«У японцев порядка 10 основных стилей бонсай. В классике у них невероятное множество правил, которым японские мастера следуют. Честно сказать, я правила и стили не сильно соблюдаю, но бонсаи все равно разные получаются. Среди моих работ можно выделить композиции, выполненные в каскадном стиле. И он, как мне кажется, максимально приближен к природе Японии, где примерно 70 процентов – горы. И деревья, которые растут где-нибудь на обрыве или скале, начинают клониться вниз», – объясняет мастер бонсай.

Классический бонсай – одиночное прямостоящее дерево с мощными, равномерно распределенными по сторонам корнями, прямым вертикальным стволом, равномерно покрытым ветками. Такой стиль называется Тёккан. Горизонтальные ветви, отходящие от ствола попеременно влево и вправо, несколько провисают. Нижняя ветвь должна быть самой сильной, остальные ветви по направлению к верхушке постепенно уменьшаются. «Это, скажем так, образ старого дерева, которому сотни лет. В Японии есть такие деревья, которые действительно столько живут в горшках. Их регулярно пересаживают раз в пять-десять лет, тут всё индивидуально, некоторые деревья пересаживают реже, уменьшают корневую систему, ветки подрезают, и оно растет, растет и растет», – говорит сибирский мастер.

Одному из самых старых деревьев-бонсай в саду Сергея Размахнина уже почти 20 лет. «Этот кедр я покупал в Томске. Он был уже посажен на этот камень, но находился в другом горшке», – говорит мастер и по соединениям веток и ствола дерева быстро считает возраст этого зеленого «самурая».

Есть в саду сибиряка и сосна черная. Сергей говорит, что зимует она в наших широтах плохо, поэтому растить её как большое дерево смысла нет, будет подмерзать. Но под снегом она выжить способна. Из этих соображений сибиряк и решил из нее сделать бонсай. В умелых руках мастера из сосны получилась миниатюрная красавица в стиле моёги. Ее волнообразно изгибающийся прямостоящий ствол, возможно, через несколько десятилетий сможет по форме даже напоминать букву «S».

Нашлось в коллекции бонсай место и можжевельнику, выполненному в технике тануки. «Хитрость в том, что к маленькому тонкому стволу, крепится коряга, которая похожа на часть высохшего ствола дерева. За несколько лет живой ствол врастает в корягу и выглядит как одно целое. Вместо тонкого маленького деревца имеешь взрослое, уже видавшее многое дерево», – рассказывает Сергей.

Вопреки стереотипам, бонсай – это не какой-то отдельный вид деревьев. Его выращивают из любых пород деревьев. Это и хвойные, и лиственные, и даже плодовые. «В моем саду только зимующие виды, но есть и японские клены двух видов. Они зимуют исключительно в гараже», – говорит сибирский мастер бонсай и добавляет, что нравится клен своей ярко окрашенной листвой. Еще одним преимуществом бонсая из японского клена является то, что ему не требуется столько солнечного света, как большинству бонсаев, например, из сосен. Тонкие ветви гибки, их легко формировать, они хорошо поддаются техникам бонсая.

Но все же в основной коллекции бонсаев Сергея – хвойные деревья. «Мне нравятся хвойные деревья за то, что они не так мусорят, как лиственные осенью из-за обильной листвы. К тому же, зимой, пока их снегом не заметет, они имеют свежий зеленый внешний вид. И растут не так активно, как лиственные. То есть такое деревце посадил, и про него можно забыть на пару лет», – говорит Сергей. Впрочем, как отметил бонсаист, в его коллекции есть и цветущие виды – например, рододендрон. Только необычный: он тоже – уменьшенная копия большого красивоцветущего кустарника. Растут среди зеленых «самураев» и тропические фикусы в миниатюре.

 

На вопрос о самом любимом бонсае Сергей задумался и окинул взглядом свой сад. Потом сказал, что одно из любимых – сосна горная, но с осторожностью. «Скажу, а вдруг другие деревья обидятся – думается, что они все понимают и всегда радуются доброму слову, – улыбается сибиряк. – Известного мастера бонсай из США Джона Нака однажды спросили, разговаривает ли он со своими деревьями, он ответил, что ему достаточно их просто слушать. Так вот, я больше их слушаю».

Есть такое направление в китайской и японской культуре, как миниатюрные пейзажи на подносе. Как многие японские искусства, они зародились в Китае, японцы смогли довести их до абсолюта. А когда в Европу пришла мода на альпинарии, начали создавать их в миниатюре, так называемые Альпийские корыта. Ведь не у всех была возможность создать большой альпийский пейзаж в саду. «Я попробовал тоже создать подобные объекты в моем саду.

По примеру горного пейзажа в тарелке я посадил несколько лиственниц прямо в камень. Что может быть прекраснее гор на закате? Только горы, которые сделал сам, – уверен Сергей. – Мне кажется, лиственницы прекрасно дополняют этот горный пейзаж. Формировать деревца буду на следующий год. Пусть пока приживаются. Такие бонсаи пересаживают нечасто, примерно раз в 15 лет. Если в скалу что-то посадил, корни начинают лезть в каждую дырочку, и поэтому их уже очень трудно оттуда вытащить».

Несколько дней назад Сергей начал создавать миниатюрный сосновый лес. Зеленые материалы для этой композиции ждали своего часа лет пять в одном из садовых центров. Они были такие неказистые и местами драно-лохматые, поэтому никто их не покупал. В итоге они приглянулись Сергею, и он их купил для того, чтобы создать кусочек своего леса. «Редкий случай, когда саженцы для моих бонсаев приобретаются здоровыми, красивыми и богатыми. В основном приходится их выхаживать», – заметил мастер и показал на неприметный угол в саду, где «толпятся» несколько деревьев. Они ждут своего часа, когда они станут одинокими бонсаями или частью какой-то композиции.

«Иногда очень долго рассматриваешь дерево, бывает, неделями. С разных ракурсов посмотришь на него, крутишь его туда-сюда, и ничего не приходит в голову. А бывает, увидел дерево, и его образ уже в твоей голове! Правда не всегда можно сразу приступить к работе с ним. Дерево бывает ослаблено неправильным содержанием или после сильного стресса, пересадки», – рассказывает Сергей. И тогда, как говорит мастер, приходится откладывать его до следующего сезона. При любой работе с деревом самое важное – сохранить его здоровье.

Впрочем, его зеленые питомцы и сами помогают бороться со стрессом и усталостью. «Зимой, когда руки чешутся быстрей начать формировать заготовки для бонсаев, я начинаю переносить их будущий образ на бумагу. Особенно, если успел сделать фото. Это очень успокаивает, помогает бороться со стрессом и подготовиться к новому сезону», – говорит Сергей. И главное в бонсае, как говорит сибиряк, – не выверенные до мелочей пропорции, а общая гармония, которая царит в его необычном саду.

Фотографии Михаила Рейхруда

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *