Почти 6 000 новосибирцев проехали по трамвайному маршруту в первый день его открытия

Фото Надежды Полевич
В этом году трамваю в Новосибирске исполняется 90 лет. Самый первый рейс состоялся 26 ноября 1934 года. Событие в истории города грандиозное. О том, что могли увидеть первые пассажиры во время пути в тот день, рассказала новосибирский краевед, экскурсовод Наталья Липатникова.
– Стоит отметить, что в начале ХХ века бурно развивающемуся Ново-Николаевску трамвай был очень нужен. Тем более что в крупных городах России – в Москве, Санкт-Петербурге и, конечно, в Европе этот вид общественного транспорта уже был.
Новосибирцы в то время могли передвигаться на дилижансах. Первые рейсовые автобусы пошли по городу, когда построили Алтайскую железную дорогу, и автобусный маршрут связал две точки: вокзал Омской железной дороги (ныне вокзал Новосибирск-Главный) и вокзал Алтайской железной дороги (ныне Новосибирск-Южный).
Если бы не Первая мировая война, трамвай в Новосибирске запустили бы лет на 20 раньше. Однако лишь в июне 1933 года постановлением Новосибирского горкома и горсовета строительство трамвая в городе было поручено трамвайному тресту, управляющим был Д. Г. Гришин. К работам смогли приступить в августе, после окончательного утверждения генерального плана и проектов научно-техническим советом Наркомхоза. В первую очередь нужно было построить здания преобразовательной подстанции и трамвайного парка.
«Зимний период 1933 года был использован для подготовительных работ к строительному сезону 1934 года: были разработаны рабочие чертежи и произведена заготовка рельсов, шпал и лесоматериалов, – писала газета «Советская Сибирь». – В марте месяце был заключен договор с Краевым управлением исправительно-трудовых учреждений (КУИТУ). С весны развернулись работы по подготовке земельного полотна. К 1 июля эти работы на линии «Вокзал – Завод горного оборудования (ныне Новосибирский завод имени В. П. Чкалова. – Прим. авт.)» были завершены. В июле и августе производились земляные работы по магистрали от Ипподромской площади (сейчас здесь Центральный рынок) до Дома науки и культуры (ныне Новосибирского академического театра оперы и балета. – Прим. авт.). Одновременно с этим прокладывался железнодорожный путь».

В сентябре 1934 года рельсы появились от вокзала до трамвайного парка, а через месяц линию проложили уже до строящегося Дома науки и культуры. К этому времени в трамвайном тресте имелся подвижной состав: четыре прицепных и два моторных вагона. Трамвайная линия вступила в пусковой период.
В СССР завершение наиболее знаковых проектов старались приурочить к главному празднику в стране: очередной годовщине победы в Великой Октябрьской социалистической революции. Изначально первый трамвайный маршрут в Новосибирске также планировали открыть 7 ноября. Однако по ряду объективных причин это удалось сделать спустя почти три недели.
26 ноября 1934 года возле Дома науки и культуры состоялось торжественное открытие первого трамвайного пути. На митинг собралось много народу. Перед присутствующими выступили руководители города, трамвайного треста. Газетные заголовки кричали о важном историческом событии в Новосибирске: «Трамвай построен», «Первый рейс», «Первый день работы трамвая».
«Трамвайное движение в нашем городе будет способствовать поднятию производительности труда на предприятиях, – цитирует «Советская Сибирь» одного из выступающих на митинге. – Рабочий будет являться на свой завод, на свою фабрику неуставший, а стало быть, и производительность его труда увеличится. По окончании смены рабочий сможет ехать домой в вагоне трамвая и даже отдохнет в пути. Без транспорта невозможно организовать и культурный отдых трудящихся. Рабочие, живущие на окраине, идя в театр, кино, на концерт, вправе рассчитывать на возвращение домой в автобусе или трамвае. Следовательно, трамвайное движение в городе будет способствовать дальнейшему повышению культурного уровня трудящихся».

Движение первого поезда, в составе которого было два вагона, началось в 11 часов 22 минуты. Честь быть вагоновожатым выпала комсомольцу М. М. Красовскому.
Пуск первого трамвая – долгожданное и очень знаковое событие для новосибирцев, оно никого не оставило равнодушным. Многим горожанам было просто интересно прокатиться на новом виде общественного транспорта. Два трамвайных поезда курсировали по линии до часу ночи. В результате за весь день было сделано 25 рейсов, по маршруту проехали 5945 пассажиров.
Чтобы с окраин города работники предприятий смогли вовремя добираться на работу, а вечером быстрее возвращаться домой, было принято решение, что трамвайное движение будет открываться с пяти часов утра и заканчиваться в один час двадцать минут ночи. Весь путь в одну сторону со всеми остановками длился 22 минуты. На своем маршруте трамвай делал всего семь остановок: Вокзал, угол улиц Бурлинской и Челюскинцев, Ипподромская площадь, Дом Красной армии, угол улиц Державина и Серебренниковской, улица Семипалатинская (ныне Орджоникидзе. – Прим. авт.), Дом культуры и науки.

Сидя в вагонах, пассажиры проезжали мимо разных учреждений и жилых домов. В том числе универмаг Томского товарно-потребительского общества; жилые кварталы Горкомхоза архитектора Б. А. Гордеева; бывший дом Хвойко на улице Челюскинцев; Вознесенский кафедральный собор; библиотеку имени А. П. Чехова; Дом литераторов, где жили новосибирские писатели; площадь Лунинцев; Нарымский сквер; Дом командующего Сибирского военного округа; «Ипподромский базар» в районе Ипподромской площади; здание Аэроклуба Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМа), построенное по проекту архитектора В. М. Тейтеля; стадион (ныне известный «Спартак». – Прим. авт.), открытый в 1927 году к проведению III Сибирского краевого праздника физической культуры; Дом артистов по улице Серебренниковской (ныне Мичурина. – Прим. авт.); сад имени Сталина, который был разбит на месте бывшего городского кладбища; Дом С. О. Карпова, который сегодня представляет историко-культурную ценность как характерный пример провинциального особняка начала XX века; Школу Комсостава, где в свое время размещалась городская тюрьма; магазин «Ветеран»; магазин «Вино» на улице Орджоникидзе.
Конечно, многих объектов сегодня уже нет или они поменяли свой облик либо предназначение. Среди них – Дом культуры и науки. Теперь это знаменитый НОВАТ, который открылся в 1945 году, поэтому пассажиры первого трамвайного маршрута видели, как это здание строилось. Причем первоначальный проект неоднократно менялся. Наконец, в 1936 году было принято окончательное решение, что здесь будет театр оперы и балета.
Изначально трамвайная линия размещалась перед театром, однако в 1945 году ее перенесли на то место, где она находится сейчас. А появившееся в следующие годы трамвайное кольцо находилось за нынешним зданием мэрии Новосибирска.
«К слову, интервал между отходом одного поезда и прибытием другого был примерно 10–12 минут, — рассказывает Наталья Липатникова. – Стоит отметить, что условия работы для первых вагоновожатых были весьма экстремальными. Вагоны – фанерные, отопления нет, валенки не спасали. Чтобы не отморозить ноги, водители вынуждены были ставить в кабину нагретые на кострах кирпичи. Они быстро остывали, поэтому на конечных остановках остывшие кирпичи меняли на новые, горячие».
За свою многолетнюю историю первый новосибирский трамвайный маршрут претерпел немало изменений. Сейчас его частично повторяет маршрут трамвая № 13. Он самый протяженный и востребованный в городе, проходит через весь центр Новосибирска, пересекая Железнодорожный, Центральный и Октябрьский районы. Да, он завоевал репутацию «нарушителя правил дорожного движения», ему приписывают немало небылиц, однако он единственный, чье название носит один из театров Новосибирска. Трамваю № 13 установили памятник, где проходят увлекательные интерактивные занятия, познавательные лекции-беседы с литераторами, экскурсоводами и можно приобрести интересную литературу.
Безусловно, трамвай №13 – не только старейший маршрут общественного транспорта Новосибирска, но и уникальный персонаж богатой истории города.