В Сибири используют золошлаки для строительства дорог

Дорожное строительство – одна из главных тем Международного Сибирского транспортного форума. В том числе будут обсуждаться будут новые технологии и их применение. Так, например, золошлаковые материалы станций «Сибирской генерирующей компании» используются для строительства дорог в регионах СФО.

Один из дорожно-строительных проектов с применением золошлаковых материалов теплоэлектростанций был реализован в Алтайском крае. При строительстве участка автодороги «Павловск – Колыванское – Ракиты – Топчиха» использовалась буроугольная зола-унос Барнаульской ТЭЦ-3. На экспериментальном участке было использовано 25 тонн материала. В данном случае зола-унос использовалась в качестве материала для стабилизации грунта земляного полотна. Были подобраны варианты смесей с заменой 20–40 процентов цемента золой-уноса. Методом холодного ресайклинга (это особая технология укрепления) в слой природного грунта на толщину 30 сантиметров была добавлена смесь цемента и золы-уноса, которая выступила в качестве вяжущего вещества.


Использование золошлаковых материалов – безопасно
Большинство золошлаков специалисты относят к пятому классу опасности, то есть они практически безвредны и сопоставимы с бытовыми отходами. Так, независимые лаборатории не менее одного раза в год определяют суммарную удельную эффективную активность естественных радионуклидов в золе-уносе. Величина данного показателя золы-уноса новосибирских станций СГК – в 5–6 раз ниже нормируемого уровня. Материал относится к первому классу радиационной безопасности и может использоваться во всех видах строительства.


Данный проект был реализован совместно с Краевым государственным казенным учреждением «Управление автомобильных дорог Алтайского края». Объект входит в проект региональной программы региона по вовлечению золошлаков в хозяйственный оборот и выполняется в рамках реализации задач Комплексного плана по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов, утвержденного Правительством РФ. Кстати, по предварительным оценкам, монолитное основание, построенное с применением золы-уноса, позволит не только выдерживать нормативные нагрузки, но и снизит стоимость ремонта дороги в будущем. Это возможно благодаря исключению покупки и перевозки инертных материалов и меньшей стоимости золы-уноса по сравнению с ценой цемента.

Еще один проект реализуется в Новосибирской области – при подготовке участка под строительство складского комплекса в Новосибирске. Используется зола-унос новосибирских ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5. Материал применяется для стабилизации грунта земляного полотна. Как поясняют специалисты, при добавлении в грунт зола устраняет избыточную влагу, придавая ему устойчивость, то есть используется в качестве альтернативы извести как более экономичный вариант с аналогичной эффективностью. Как отмечают эксперты, использовать золошлаки в Сибири экономически наиболее целесообразно, поскольку известняк здесь слишком дорогостоящий вариант из-за удаленности от сырьевой базы. И, хотя золы нужно больше, чем извести, она всё равно оказывается выгоднее, а качество не страдает.


Зола-унос – на стройматериалы
Стоит отметить, что Сибирская генерирующая компания также поставляет золу-унос для производства строительных блоков, бетонов, железобетонных изделий, сухих строительных смесей, гидроизоляционных материалов и цемента. Например, завод «Геркулес-Сибирь» использует золу-унос Новосибирской ТЭЦ-5 при производстве клеевой продукции – в основном в цементных клеях под керамическую плитку, также материалы с ТЭЦ-5 приобретает завод «Технофлекс» компании «Технониколь».
Всего ТЭЦ и ГРЭС СГК в регионах Сибири за первые 5 месяцев 2024 года реализовали суммарно 61 тысячу тонн золы-уноса – с приростом 15 процентов к аналогичному показателю прошлого года. А, например, продажи золы-уноса новосибирскими ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5 увеличились за пять месяцев на 22 процента – до 38 тысяч тонн.


В качестве перспективного проекта на ближайшее время в Новосибирской области планируется применение данных материалов при строительстве автомобильной дороги Р-256 «Чуйский тракт» («Восточный обход» Новосибирска). Использование каменноугольных золошлаков Новосибирской ТЭЦ-5 предполагается в качестве материала земляного полотна. Это позволит сэкономить до 17 процентов от сметной стоимости строительства на рассматриваемых участках или 17,5 миллиона рублей. Планируется использовать 175 тысяч кубических метров золошлаковых материалов.

Проект будет реализован на третьем этапе строительства «Восточного обхода» – в 2025–2028 годах. Эксперты уверены, что применение данных материалов не только сэкономит природные ресурсы и снизит затраты, но и позволит достичь необходимого качества дорожного полотна. Технико-экономическое обоснование применения золошлаков выполнила компания Росинсталпроект в структуре Новосибирскавтодора в соавторстве с Сибирским государственным автомобильно-дорожным институтом. В данном случае решение в пользу применения золошлаков связано с близостью их размещения: тогда как карьеров с пригодным естественным грунтом рядом нет, использование других материалов для создания насыпи наиболее логично и экономически целесообразно.

По предварительным оценкам экспертов, в целом применение золошлаковых материалов при дорожных работах в будущем приведет к экономии как минимум 20 процентов валового количества используемого цемента и, соответственно, снизит стоимость строительства дорог.

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *