Триллер с сибирским характером: новосибирский режиссер снимает фильм в необычном для регионального кино жанре

Перекрикивая шум листвы, участившийся вдалеке лай собак и гомон массовки. Режиссер дает четкие отрывистые указания, которые спешно выполняет съемочная группа. Актеры неторопливо выходят из только что созданного тумана. Идет первый месяц работы над триллером «Реверанс». Пружиня по мягкому хвойному настилу, спотыкаясь о корни и с каждым часом все больше промокая под моросящим дождем, корреспондент ЧС-ИНФО терпеливо следует за командой по Дендропарку — и спешит поделиться впечатлениями о том, как в Сибири снимают кино.

По мотивам истории о «политеховском» маньяке

В Сибири триллеры снимают крайне редко. Снять кино в этом жанре отважился режиссер из Новосибирска Муссо Зафари. На создание фильма «Реверанс» его вдохновили события, произошедшие в 2000-е годы в Алтайском крае. В Барнауле годы орудовал маньяк. Спустя несколько десятилетий после череды пропаж, наконец-то нашли предполагаемого виновника преступлений. В июне прокуратура Алтайского края направила в суд уголовное дело 53-летнего Виталия Манишина, которого уже окрестили «политеховским маньяком». По версии следствия, свою первую расправу – над случайной знакомой – преступник совершил в далеком 1989 году, а в 1999–2000 годах расправился с десятью абитуриентками и студентками Алтайского государственного технического университета. Сегодня Калманский районный суд Алтайского края продолжает рассмотрение этого дела. В судебном заседании 12 августа нынешнего года проведено исследование доказательств уже по четвертому вмененному Манишину эпизоду преступной деятельности.

«В течение двадцати лет эта история оставалась нераскрытой, а местный маньяк, скажем так, был зодиаком сибирского формата, – рассказывает Муссо Зафари. – История меня сильно впечатлила, и я сразу же приступил к написанию сценария. К этому процессу также подключились члены нашей съемочной группы – они нередко подсказывали необычные сюжетные ходы. В последующем к нам присоединились сценаристы из Москвы, профессионалы своего дела. Они помогли скорректировать некоторые моменты в сценарии, вносили ряд интересных идей».

Как говорит режиссер, в фильме не будет реконструкции событий давних лет. Кинолента снимается скорее по мотивам истории с «политеховским маньяком». В сценарии множество своих сюжетных ответвлений, а также персонажей, которых не было в реальной истории. Само действие фильма начинается с серии загадочных исчезновений молодых девушек в городе Новосибирске. Очевидцы сообщают, что видели их в последний раз около местного института, но полиция не может найти никаких зацепок. В итоге за дело берется молодой, амбициозный следователь, который верит, что сможет докопаться до истины. Но по мере того, как он начинает погружаться в это дело, всплывают все более ужасающие подробности этих загадочных событий.

«Реверанс» – это рабочее название фильма, и, как известно, это французское слово означает женский поклон. «Какой смысл кроется в названии фильма? Я думаю, что этот момент лучше оставить для размышления зрителю после просмотра картины, – говорит Муссо Зафари. – У меня есть несколько других названий, которые четче передают смысл фильма, но пока к ним определенной тяги нет. Хотя не исключаю такой момент, что название по окончанию съемок может поменяться».

По словам режиссера, Новосибирская область и сама столица Сибири как нельзя лучше подходят для съемок триллеров. В сценах фильма запланировано множество интересных с точки зрения кинематографии локаций. «Наша съемочная группа будет неоднократно работать в одном из крупных новосибирских вузов. Он идеально подходит для многих сцен фильма своими длинными коридорами, множеством подвальных помещений. Человек, побывавший здесь впервые, может легко заблудиться, – рассказывает генеральный продюсер Юлия Шафу. – Другая интересная локация – село Локти в Мошковском районе. Оно имеет богатую историю и множество колоритных мест. Здесь мы снимаем сцены из прошлого главных героев фильма. Глава Барлакского сельсовета пошел навстречу съемочной группе и вместе с жителями Локтей всячески содействует нам».

Две сцены из фильма, в одной из которых будет задействовано несколько сотен человек, будет сниматься в МБОУ № 2 в городе Обь. Как говорит продюсер, учащиеся этой школы уже неоднократно принимали участие в кинопроектах. «Это очень талантливые ребята, которые уже имеют опыт в театральных постановках, причем не только на территории образовательного учреждения. Дети снимались в полнометражном фильме, который показывался на больших экранах всей страны», – отметила Юлия.

Под контролем отряда «ЛизаАлерт»

Субботним утром в Дендропарке Новосибирска собралось порядка 100 человек. Это, в первую очередь, члены съемочной группы – профессионалы в своем деле, которые тесно связаны с кинематографом. И самая многочисленная часть собравшихся – участники массовой сцены. Изначально в ней планировалось задействовать не более 50 человек. Это мужчины и женщины в возрасте от 20 до 60 лет, которые бы согласились искать пропавшую девушку. В итоге для участия в массовой сцене триллера пришли больше 70 человек. Кроме того, к массовке присоединились 16 добровольцев из поискового отряда «ЛизаАлерт».

На съемочной площадке они должны были не только сниматься в фильме, но и проинструктировать актеров массовых сцен о правильности действий, чтобы правдоподобно выглядеть в кадре. Как рассказали волонтеры из поискового отряда, в регионе не так редки случаи, когда приходится заниматься поиском студентов. И, к счастью, чаще всего их находят живыми.

Съемки для новосибирского поискового отряда в фильме «Реверанс» нельзя назвать дебютом. Волонтеры уже принимали участие в кинопроекте федерального канала «Найден. Жив». Тогда съемки некоторых эпизодов фильма проходили в Колыванском районе, в легендарном месте Новосибирской области – Васюганских болотах. Теперь место съемок не такое экстремальное, но задача перед отрядом стояла та же самая. «Нас пригласили принять участие в фильме «Реверанс», поскольку по сюжету фильма съемки подразумевают поиски студентки в природной среде. Отряд «ЛизаАлерт» нужен на площадке для того, чтобы показать, как именно проходят поиски. Поскольку это наш прямой профиль, мы, по сути, играем самих себя. Смотрим за тем, чтобы все было максимально правдоподобно. Мы стремимся обеспечить реалистичность на 120 процентов, чтобы на выходе получить хотя бы 70», – говорит координатор поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» Наталья Кунгурцева.

В первую очередь, специалисты поискового отряда смотрели, чтобы участники массовой сцены выглядели реалистично и правильно с точки зрения экипировки. «У нас строгий отбор по этой части, – продолжает рассказывать Наталья с позывным «Инфинити». – Если это поиск в природной среде, то в лес идут группы, только подготовленные по экипировке. Это строго берцы или обувь, которая фиксирует голеностоп. Связано это с тем, что мы передвигаемся по пересеченной местности с оврагами, ручьями и болотами. Одни из частых травм, которые случаются во время поиска людей в лесу, как раз связаны повреждением конечностей. И очень важно, чтобы человек не травмировался в лесу. В отряде действует правило – не увеличивать количество жертв. В случае, если волонтеры пришли на поиски в кроссовках, мы наделим их другой функцией – они могут помогать в расклейке объявлений пропавшего человека, например».

Собственно, об соответствующей одежде и обуви участников массовки предупредили накануне. «Форма одежды простая, как если бы вы пошли прочесывать лес с высокой травой – темная свободная одежда с длинными рукавами. Если у вас есть сигнальный жилет и фонарик на голову – непременно возьмите с собой. Если будет пасмурно, можно прихватить дождевик нейтрального цвета», – такие вводные по внешнему виду дала продюсер фильма Юлия Шафу. Поэтому проблем с внешним видом участников съемок в большинстве случаев не возникло.

Смотрим под ноги и не улыбаемся

Перед началом съемок генеральный продюсер повела полный инструктаж, в том числе как вести себя на камеру. Всю команду массовки в итоге разделили на группы – по 8–10 человек. Каждой присвоили порядковый номер и закрепили по два инструктора из отряда «ЛизаАлерт». «Смотрим под ноги – любая коряга или ямка может привести к травме. В лесу много веток, которые могут повредить органы зрения, поэтому стараемся не натыкаться на ветки и обходить кусты по возможности стороной», – предупредил прикрепленный к пятой группе Фёдор с позывным «Сириус».

Съемки кино, как оказалось, – очень однообразный, рутинный процесс. Каждую сцену нужно отснять несколько раз с разных ракурсов: вблизи, издалека, в движении. И, конечно, создать именно тот удачный дубль, который войдет в финальную версию фильма. Такую цену приходится заплатить за красивую картинку и честную игру актеров, которой поверит каждый. По сути, роль у каждого была несложная – пройти на камеру несколько метров прямо сквозь туман. Кстати, его создавали специально – ассистент сделал несколько кругов вокруг участников массовки с дымовым «факелом» в руках. Свою лепту в создание спецэффектов внесла неустойчивая сибирская погода – на протяжении всего съемочного процесса моросил дождь. Как говорит режиссер, это только на руку, но в идеале достаточно было бы только пасмурного неба.

Помимо несложных движений, участникам массовой сцены необходимо было настроиться на определенный эмоциональный лад. Актерам массовки необязательно было изображать убитое горем лицо, поскольку сцена подразумевала начало поисков, когда группы волонтеров только расходятся со стартовой точки. В этой сцене улыбка была бы лишней, и сделать это было, конечно, просто. Сложнее было изобразить на лице максимальное соучастие в процессе поиска. То и дело отвлекали то кусты, попадающиеся на пути, то звенящие под ухом комары. Однако, по итогу, как это стало видно на видео после, большинству все же удалось вжиться в роль. И, конечно, лучше всего с этой задачей справились участники массовой сцены из настоящего поискового отряда. В реальной жизни добровольцы из отряда «ЛизаАлерт» – люди, видавшие всякое. «Новичкам, бесспорно, сложнее – в процессе поисков легко получить стресс, поскольку людей находим, как известно, и мертвыми. И очень часто из-за впечатлений от увиденного, волонтеры больше не приходят снова на поиски, – отметила Наталья Кунгурцева. – В нашей организации есть служба психологической помощи, но в основном ее работа направлена на составление психологического портрета потерявшегося».

Как говорит Юлия Шафу, в массовой сцене часто важнее общее настроение. «Кино – это не театр. Здесь важно поймать внутреннее настроение и прожить ту сцену, которая снимается. То есть важнее быть в ней, а не играть, – объяснила продюсер. – Поэтому прежде, чем снять массовую сцену, съемочная группа создает определенное настроение, находясь в котором создается общая атмосфера, похожая на правду. Наша задача заключается в том, чтобы зритель почувствовал погружение внутрь этой истории».

Спасатели, Чивас и зарытый череп

После того, как массовая сцена была отснята, съемочная группа приступила к отдельным сценам фильма. Главная роль в них теперь отводилась настоящим сотрудникам ГУ МЧС Новосибирской области и хвостатому актеру Чивасу – дрессированной собаке породы австралийский хилер. Для этих сцен съемочная группа раздобыла череп, имитирующий останки от жертвы маньяка. Оператору пришлось их перед съемкой прикопать так, чтобы хвостатый актер смог его найти.

«Мы с Чивасом помогаем Поисковому отряду «ДоброСпас-Новосибирск». В частности, проводим уроки безопасности для первоклассников в школах – рассказываем о правилах безопасного общения с домашними и бесхозными собаками», – рассказывает хозяйка Чиваса и кинолог по совместительству Ольга Дымова. В перерывах между съемками пес показывал свои трюки – он может по команде кружиться вокруг себя, переворачиваться и изображать милого зайку с удивительно миловидным выражением морды. Только когда необходимо было искать череп, хвостатый актер максимально сосредотачивался на своей роли. С помощью проложенной дорожки из собачьего корма он без труда находил закопанный реквизит, а кинооператор и режиссер радовались удачному дублю.

В ходе поисковой-спасательной операции по сценарию фильма в поисках девушек участвовали спасатели МЧС. Начальник караула пожарной части ГУ МЧС по Новосибирской области Дмитрий Калинин в фильме снимается впервые, поэтому, как он говорит, пришлось бороться с волнением несмотря даже на то, что сотруднику этого ведомства отводилась немая роль. А на следующий день съемочная группа оправилась в Затон вместе с капитаном-механиком пожарно-спасательного корабля специализированной пожарно-спасательной части ФПС ГУ МЧС России по Новосибирской области Александром Рыковым, где он снялся в сцене поиска студентки в водоеме. «И все-таки, наверное, нам было легче – мы играли самих себя, – отметил второй актер, капитан-механик пожарно-спасательного корабля специализированной пожарно-спасательной части ФПС ГУ МЧС России по Новосибирской области Александр Рыков. – Еще из юности, когда выходил на сцену, чувствовал мандраж и скованность. Сейчас мне уже проще на камере и публике, тренировал в себе это с двадцатилетнего возраста». Стоит отметить, что на пожарном причале Александр Рыков работает уже четыре десятка лет. На его счету более 100 спасенных жизней.

Обратная сторона кино

Несмотря на дождь, физические нагрузки и кочевую жизнь, атмосфера на съемочной площадке царит заразительно душевная и дружественная. «Среди актеров в нашей команде есть как профессионалы со стажем, большинство из которых играет в театрах, так и начинающие. Есть такие ребята, которые впервые сталкиваются с кинематографом, но благодаря своим талантам, харизме, очень быстро усваивают большой объем информации и уже имеют большой успех в нашем проекте», – рассказал Муссо Зафари и отметил, что сибиряки охотно идут сниматься в фильмах. «В отличие от Москвы, в Новосибирске очень мало возможностей для этого, – добавляет Юлия Шафу. – Из-за дефицита съемок полнометражных фильмов в Сибири есть большое количество невостребованных квалифицированных специалистов в кинематографии. Многие из них приходят к нам на добровольных началах, чтобы помочь поднять интерес к региональному кино. В большинстве случаев это специалисты, которые задействованы в проектах «большого» кинематографа в Москве. И все они горят идеей создать хорошее кино в нашем регионе. Мы все видим в нашем режиссере талант, идеи, за которыми хочется следовать».

Съемочный процесс идет достаточно быстро и, по предварительным прогнозам Муссо Зафари, кинокартину презентуют уже в 2025 году. На сегодняшний день «Реверанс» снимается силами региональной команды. Как известно, сибирские кинематографисты не имеют проторенной дорожки к Фонду кино, который выделяет деньги на съемку. Снимать приходится практически без денег. «Получить средства на региональное кино как минимум времязатратно. Необходимо написать грант, получить одобрение, и на это уходит много времени, а мы настолько горели идеей, что изначально решили снимать вообще безбюджетное кино, – говорит Юлия Шафу. – Конечно, по ходу съемок мы понимаем, что деньги все равно нужны. И, конечно, появление у нашего проекта частных инвесторов только помогло бы в создании полнометражного фильма не где-то на столичных площадках, а здесь – в Сибири».

Пока съемочная группа работает без гонораров, но с большим желанием создать глубокую и красивую кинокартину, которая займет достойное место среди известных российских фильмов. Сам режиссер верит, что в скором времени и в регионе появятся все необходимые условия для сибирских кинематографистов. «Я думаю, пара таких резонансных, профессиональных кинопроектов как «Реверанс» дадут мощный импульс для развития регионального кино», – уверен Муссо Зафари.

Фотографии Константина Кутузова

Добавьте нас в источники на Яндекс.Новостях

Поделиться:
Если вы хотите, чтобы ЧС-ИНФО написал о вашей проблеме, сообщайте нам на SLOVO@SIBSLOVO.RU или через мессенджеры +7 913 464 7039 (Вотсапп и Телеграмм) и социальные сети: Вконтакте и Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *