Природа в металле: сибирячка превращает листву в медные талисманы
Цветы и листья служат ажурным нарядным украшением природе в Сибири недолго. Пока лето, они шелестят на ветру, а спустя пару месяцев погребены под слоем снега. Эту несправедливость решила исправить Ольга Долгих. Хитрой техникой гальванопластики жительница Новосибирска научилась при помощи химических соединений превращать живые листья в медные. Сибирячка рассказала о настоящей «алхимии» и показала, как сковать природу в металле.
Первый лист
Гальванопластикой Ольга занимается третий год. А началось увлечение с рекомендации от ее мамы, которая нашла в интернете курс по гальванике и предложила попробовать себя в этом виде творчества. «Я обожаю природу, нравится эстетика леса. К тому же меня завлек необычный процесс изготовления – берешь настоящий, живой лист, помещаешь в тару с синим раствором и медью, включаешь ток и через несколько часов вытаскиваешь медный лист. Все равно что время в предмете остановить. Сколько сразу простора для фантазий», – говорит мастерица.
Чтобы разобраться в технологии, Ольга Долгих приобрела курс по гальванопластике для начинающих и начала творить. Однако всё не так удачно складывалось, как хотелось. Сначала пришлось месяц ждать, пока приедут все необходимые материалы и инструменты для работы. Затем было сложно найти нужный токопроводящий лак, медь, припой для пайки, особенно человеку, который впервые имеет дело с такими материалами. И чтобы не так томительно было ожидание посылки с инструментарием, Ольга начала заранее присматриваться к природному материалу. Даже во время утренней пробежки она то и дело вглядывалась в обочины лесных дорожек. Малина, крапива и даже непонятные травинки на земле уже просились стать медными украшениями.
Первым сибирячка замеднила лист березы. Его она сорвала у одной из школ Академгородка: он был резной, пожеванный жучками, но невероятно интересный по своей фактуре. «Меднение – процесс не быстрый. К тому же, невооруженным глазом порой сложно заметить, что процесс пошел. В итоге я ходила на лоджию, где обустроила себе рабочее место, и проверяла лист каждые 5–10 минут. В один момент не утерпела и рано убрала подвесы, часть наращенного медного слоя покрылось темным огаром. Это был мой первый брак», – рассказала мастерица и призналась, что этот «блин комом» ее ничуть не огорчил. Ольга сразу же поставила меднить лист клена.
Как она говорит, времени для обучения было предостаточно, поэтому, когда дело дошло до практики, оставалось разве что интуитивно приловчиться убирать вовремя подвесы. «Впрочем, некоторые техники патинирования (окрашивания меди) мне до сих пор даются с большим трудом, – признается Ольга. – Например, я так и не умею делать малахитовую патину – это та, которая создается при помощи нашатырного спирта. Зато прекрасно орудую горелкой».
Огонь, вода и медные трубы
Балконная комната, в которой рождаются чудесные подвески и броши в виде листьев, больше похожа на химическую лабораторию.
Ольга использует в своем творчестве медь, поскольку она хорошо проводит электричество и тепло. Да и достать ее гораздо проще, чем другие металлы.К тому же, научно доказано, что изделия из меди оказывают благоприятное воздействие на организм. Мастерице удается заказывать медные шины без примесей. После она их сгибает в подкову (в этом деле ей помогает брат) и отправляет в пластиковый прозрачный контейнер – установку. С этого момента начинается настоящая магия.
В контейнере – гальванический раствор: смесь дистиллированной воды, медного купороса и автомобильного электролита в пропорциях. К этой емкости присоединяются два проводка с плюсовым и минусовым электрическим зарядом. К одному подвешивается лист, а к другому – медь. После включения установки в сеть, ток переносит атомы металла на листок, сохраняя при этом его уникальность. «Гальваника дала мне знание, которое не смогла дать физика в школе, – улыбается Ольга. – Лист, кстати, заранее прикрепляю на такую же медную проволоку и покрываю графитовым токопроводящим лаком, даю высохнуть, и только потом помещаю в раствор. Если нет пузырей огара – значит, процесс идет хорошо». При благоприятных условиях лист меднится в течение дня. Но это не точный срок – на деле сложно сказать, через сколько он будет покрыт медью целиком. Как говорит Ольга, на это влияют множество условий: температура в помещении, сила тока, количество дополнительных подвесов в растворе и так далее.
После того как лист замеднился, Ольга отправляет его на обжиг и потом – на пайку. «Многие поначалу думают, что раз медь налипает на лист, создавая медный кокон, то в украшениях этот природный материал и остается. Это не всегда так. В моей практике таких работ без выжига внутреннего листа – две или три. Перед пайкой я обязательно нагреваю медную заготовку, чтобы внутри не осталось первоначального листа, иначе медь может лопнуть в процессе», – объясняет мастерица. Чтобы украшения сохраняли свой первоначальный вид, Ольге приходится хитрить: некоторые украшения она раскрашивает акрилом. Но больше всего ей нравится придавать цвета пламенем горелки – узоры получаются естественными и всегда непредсказуемыми. После этого она шлифует изделия, чтобы обнажить красивые листовые прожилки, и собирает украшение.
Сковать природу в металле
Ольга использует для создания медных украшений не только природный материал. Она даже облачала в металл свои старые работы из полимерной глины. «Природный материал меднить интереснее всего. Я не знаю другого способа, чтобы сделать прочное, долговечное и максимально настоящее рельефное украшение, например, из листа. Гальваника тем и хороша, что это не то, что ты создаешь руками от начала и до конца – ты творишь вместе с природой», – сказала Ольга и отметила, что в этом деле есть и исключения. Например, сложно меднить цветы – у них часто отпадают лепестки и много труднодоступных мест. «Трава, которая растет на земле, тоже привередлива: в отличие от более плотных листьев на деревьях, она быстро увядает, – продолжает мастерица. – Меднить можно перья, кору дерева, желуди, сухофрукты, ракушки – но не всё из этого годится для обжига и, соответственно, для пайки».
Своей сложностью исполнения в коллекции сибирячки есть одна из любимых работ – веточка с листьями от миниатюрной розочки. Сорванный для мамы цветок стоял в стаканчике несколько дней, но потом было решено замеднить его часть. Получившееся украшение, мастерица, конечно, снова подарила маме, но уже это было растение, увековеченное в металле. Сейчас Ольга работает над подарком для подруги – это будет синий кленовый лист в виде подвески. «Вообще, у меня в процессе всегда несколько недоделанных работ, которые я веду параллельно. Сложно сделать все за раз. Некоторые заготовки должны пару часов повисеть в установке, чтобы обновить медный слой. Бывает, нет нужной фурнитуры, чтобы воплотить финальную задумку в жизнь. А иногда не хватает идей – и медные листья отправляются в коробку, ждать своего часа», – говорит она.
Свои работы сибирячка выставляет на продажу на странице в ВКонтакте. И название своей лавке с украшениями Ольга Долгих придумала соответствующее – «Тайга». И в этом также проявилась тяга и любовь к природе. Со своими работами сибирячка участвует в ярмарках, некоторые из них – благотворительные. В прошлом году таким способом Ольга помогала приюту животных в Академгородке – часть вырученных средств от продажи она отдала на содержание питомцев. «Какое-то время я мечтала постоянно участвовать в ярмарках, но сейчас больше хочу разнообразить свой опыт и найти особые техники. Возможно, даже что-то смешенное – с добавлением эпоксидной смолы, стекла, полимерной глины. Мне определенно хочется усовершенствовать те навыки, которые у меня есть, и освоить то, что не дается до сих пор», – говорит Ольга. На будущее у нее грандиозные планы и мечты, и они понемногу начинают сбываться.
Фотографии предоставлены героем публикации