Воспоминания о Николае Никитине – известнейшем архитекторе и ученом в области строительных конструкций
С 26 по 28 августа Союз архитекторов России и Новосибирский Союз Архитекторов совместно с архитектурным рейтингом «Золотая Капитель» проводят в Столице Сибири «Дни Архитектуры». В рамках мероприятия проходят экспозиции, доклады, лекции и обсуждения. В частности, специалисты вспоминают творчество знаменитых предшественников. Так, профессор и Академик РАЕН, архитектор и журналист Геннадий Григорьевич Чибряков поделился воспоминаниями о великом советском конструкторе Николае Васильевиче Никитине.
Николай Васильевич Никитин первым дерзнул воздвигнуть сооружение высотой свыше полукилометра (533 метра). Доктор технических наук, член-корреспондент Академии строительства и архитектуры, лауреат Государственной и Ленинской премий, он, по словам знавших его коллег, буквально обогнал свое время, а его работы открыли новые перспективы перед современниками.
В Новониколаевск (будущий Новосибирск) семья Никитиных приехала, когда Николай еще учился в школе. Однако для поступления в вуз он переехал в Томск, где закончил знаменитый Сибирский технологический институт. После получения диплома архитектора вернулся обратно и поступил на весьма скромную должность инженера-архитектора в Жилкомхоз.
«Талантливый выпускник института стал активно вторгаться в бурную строительную жизнь столицы Сибири, в которой шло архитектурное преобразование, – рассказывает о своем великом коллеге Геннадий Григорьевич Чибряков. – В эти годы велась реализация ряда интересных проектов общественных зданий архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова. Чуть позже, перейдя на работу в Крайкомхоз, Никитин разработал оригинальное конструктивное решение клеёных деревянных арок пролетом 22,5 метра, которыми перекрыли игровой спортзал клуба «Динамо». Это был первый значительный успех молодого зодчего. В те тяжелые годы, в отсутствие в городе специализированных заводов по производству строительных конструкций, самостоятельно, непосредственно на стройке изготовить и смонтировать чудо-конструкцию было настоящим подвигом. К сожалению, это арочное строение сгорело в 1993 году».
«Событие, произошедшее в моей жизни в 1972 году, можно назвать «подарком судьбы», – вспоминает Геннадий Григорьевич. – Дело в том, что в 1970 году Правительство РСФСР предоставило Новосибирску возможность реализовать давнюю мечту жителей города – наконец-то возвести на левом берегу Оби общегородской огромный спортивный комплекс, названный еще в 1950-е годы «Сибирскими Лужниками». Тогда руководство области и города договорилось с правительством страны, чтобы оно оказало содействие авторам проекта в организации консультаций в ведущих научных и проектных институтах Москвы на договорных началах».
В августе 1972 года руководитель АПМ-5 института «Новосибгражданпроект» (автор-архитектор проекта) А. Скоробогатько и ГИП (автор-конструктор проекта) Г. Чибряков, находясь в командировке в Москве, официально договорились о консультациях у ведущих специалистов ЦНИИ зрелищных зданий и спортивных сооружений имени Мезенцева и ЦНИИСК имени Кучеренко.
«В этот приезд в столицу нам сильно повезло, – продолжает рассказ Геннадий Чибряков. – Знаменитый земляк Николай Васильевич Никитин дал согласие принять нас у себя дома и проконсультировать по большепролетным конструкциям (кессонного типа). Дело в том, что после сложнейшей операции Николай Васильевич лишился ноги, и позволял только в исключительных случаях принимать визитеров. После обсуждений Николай Васильевич одобрил индивидуальные конструктивные решения покрытий над легкоатлетическим манежем (с футбольным полем и трибунами для зрителей) и хоккейным залом (также с трибунами). В экспертном заключении он написал: «Предпочтение отдают первому варианту» – каркасным схемам с поперечными рамами пролетом 70 метров и 24 метра (с высокопрочными затяжками в уровне сопряжений без рам с фундаментами), работающим совместно со структурными плитами. Такое объемно-конструктивное решение предлагалось в стране впервые. 27 сентября 1972 года он вручил нам заключение и охотно поделился воспоминаниями о Новосибирске, где учился в школе, а позже трудился по окончании института».
Отметим, что военные годы Николай Васильевич Никитин во многом тоже провел в Новосибирске. Туда он был направлен на укрепление вновь созданного Промстройпроекта. В то трудное для страны время он проектировал типовые железобетонные конструкции для оборонной промышленности.
В целом можно отметить, что многие здания в Новосибирске были запроектированы и построены в 1930-е годы с участием Николая Никитина. На его долю, как и на долю любого инженера-конструктора, приходилась самая ответственная часть работы – обеспечение надежности и долговечности несущих конструкций. Например, новизной в его практике явилась идея применить при строительстве четырехэтажного общежития (сейчас это дом 8 по улице Фрунзе) сборные несущие железобетонные конструкции. Но всемирную известность, бесспорно, принесли ему строения, созданные в Москве, в первую очередь – Останкинская телебашня.