Мир принадлежит тем, кто читает
Международный фестиваль «Книжная Сибирь» – это не просто ярмарка, на которой издательства презентуют свои новинки, это живой диалог читателя с авторами книг, обмен опытом матёрых писателей с начинающими, особая библиотечная атмосфера и огромное количество красивых, одухотворённых лиц.
«Книжная Сибирь» является одним из знаковых и брендовых мероприятий с точки зрения развития и продвижения в регионе книжной культуры, культуры чтения», – отметил заместитель министра культуры области Владимир Деев на церемонии открытия форума.
А гость из Китая Ванг Фэнг, директор центра содействия культуры «Древо жизни», назвал фестиваль «мостом через национальные границы», и это справедливо, ведь именно книги показывают, как одинаково люди разных национальностей, вероисповеданий и мировоззрений чувствуют радость и боль, как одинаково любят и ненавидят, что считают важным и ценным.
За десять лет существования фестиваль обзавёлся собственным форматом, традициями, поклонниками. В этом году форум посетили более девяти тысяч трёхсот горожан.
Программа фестиваля включала в себя около 120 разнообразных мероприятий: встречи, литературные мастерские, творческие мастер-классы, презентации, лекции, семинары, читки. В них приняли участие 45 писателей и поэтов из разных городов России.
Книги разных жанров от классики до фэнтэзи представили крупные российские и сибирские издательства: «АСТ», «Росмэн», «Альпина Паблишер», «Питер», «Лайвбук», «МИФ», «Азбука-Аттикус», издательская группа «Эксмо» и небольшие, но полюбившиеся читателю: «Ад Маргинем Пресс», «Индивидуум», «Подписные издания», «Абрикобукс», «Открытая кафедра», «Свиньин и сыновья», «Молодая мама», «Ирга». Хорошо иллюстрированные детские произведения презентовали «Поляндрия», «Самокат», «Розовый жираф», «Настя и Никита», «Белая ворона», «Добрые сказки» и другие.
Сообщество «Сибирь на страницах» знакомило книголюбов с творчеством местных сибирских авторов.
В рамках форума прошла выставка православной литературы.
Особое внимание на фестивале уделяется детской литературе, ведь с неё начинается путь в мир человеческих чувств, отношений, поступков, характеров. На Детской сцене писатели презентовали подросткам свои новые книги, обсуждали уже изданные, делились секретами создания фантастических образов и параллельных миров.
Майя Бессонова, автор романа «Башня падает» о тринадцатилетней школьнице, получившей тяжёлую травму и оказавшейся наедине со своей болью, учила подростков верить в себя и утверждала, что рядом с ними всегда есть человек, готовый протянуть руку помощи, нужно только «снять капюшон и посмотреть по сторонам». А ещё, по мнению писателя, каждый ребёнок с рождения обладает талантом, и это необязательно вокальный дар, умение рифмовать строки или писать картины: понять другого человека, увидеть его боль, вовремя поддержать – это тоже талант. Майя Бессонова задела ребят за живое, беседа с ней прошла оживлённо и шумно.
Чуть позже в пресс-центре взрослые обсудили современную детскую литературу о выборе жизненного пути с писателями Светланой Лавровой, Ларисой Романовской, Николаем Пономаревым, Майей Бессоновой, Еленой Бурак, Андреем Подистовым. Это один из важнейших вопросов, на который предстоит ответить подростку, и хорошая, правильная книга, своевременно оказавшаяся в его руках, способна повлиять на этот выбор, изменить жизнь.
Посетить все площадки форума нереально, поэтому, изучив обширную культурную программу, каждый выбирал для себя самое интересное: концерт, спектакль, читку или семинар.
Для начинающих писателей в «Литературной гостиной» прошёл цикл творческих встреч с уже состоявшимися авторами. Один из них – Елена Михалкова, мастер остросюжетной прозы.
Елена Михалкова, по её словам, начала писать детективы, на спор с мужем. Со временем хобби стало профессией, сегодня совокупный тираж её книг –более миллиона экземпляров. Елена Ивановна занимательно рассказала о том, как создаёт образы своих литературных героев, находя их прототипы в жизни. Поделилась тем, какие истории, рассказанные соседями и знакомыми, становятся сюжетами романов, как они обрастают деталями. Писатель заострила внимание на важности похвалы и её мотивирующей силе не только для начинающих авторов. А затем вместе с гостями сыграла в увлекательную игру по прочтению характера человека через поступок, действие или случайно брошенную им фразу.
Писательская кухня фантастов – это совершенно особое пространство. Здесь создаются целые миры со своей географией, климатом, временами года, со своим политическим строем, религией и законами. Всё это, по мнению Милены Завойчинской, автора романтического фэнтези, важно продумать и спланировать настолько хорошо, чтобы читатели поверили в реальность вымысла.
«В книге ведь нельзя, как в кино, с первых секунд лишь с помощью закадровой музыки и звуков создать настроение, – уверена Милена, – С книгой так не работает. Открывая произведение, мы попадаем на белую страницу с буквами. И лишь то, что написал автор, даст понять, в каком примерно ключе дальше будет повествование. А затем, в процессе чтения, мы можем увидеть внутренним взором картинку и прочувствовать атмосферу».
Имена героев фэнтези – особая тема. Милена Завойчинская уверена: «Как героя назовёте, так он книгу проживёт». С этим, конечно, не поспоришь, но придумывая имя действующему лицу, автор делает своеобразный посыл в будущее. Ведь читатели фантастических романов вырастают и называют своих детей именами любимых книжных персонажей. Представьте, что через несколько лет на детской площадке вместо Егора, Агаты и Наташи будут играть Лусиус, Бастион, Фарамин, Гендальф, Идрис, Рагда – вполне вероятно. Поэтому на фантастах лежит огромная ответственность за сочинение этих самых имён, особенно для положительных героев.
На открытой дискуссии с Шамилем Идиатуллиным, Павлом Беляевым и Михаилом Третьяковым обсуждение фантастических миров и их связи с реальностью продолжилось. Кто знает, чем выдумки писателей обернуться для нас уже в ближайшем будущем. Ведь нафантазировал же какой-то сказочник из прошлого скатерть-самобранку, воплотившуюся в мультиварке, или ковёр-самолет, и вот – летаем на комфортабельных лайнерах. Связь фантастики с реальностью очевидна, а посему хочется, видеть на страницах книг красивые миры, а не постапокалиптическую разруху.
Постапокалиптической разрухи нам уже хватит. Мы столько раз возрождали страну из праха, что война даже на страницах книг вызывает страдание и слёзы. Особенно, если это книги Анны Ревякиной – «поэтессы из города До».
Анна читает свои стихи негромко, но столь пронзительно, проникновенно, что каждое слово, каждый звук – в самое сердце:
А потом приходила война, забирала в строй
самых смелых и самых правильных из людей.
Он забыл своё имя, но запомнил свой позывной,
он видел скелеты обуглившихся церквей…
Анна не пишет о пролитой крови, насилии, её поэзия о чувствах людей, о том, как горе и смерть становятся обыденностью, и это ещё страшнее:
Попадая в обстоятельства военного времени, адского места,
оставаясь внутри чернокаменного Донецка,
ты заводишь песнь о семи опалённых нотах
про пацанов в окопах.
Их глаза голубые. Почему-то всегда именно голубые.
Их красивые лица – грязные усталые молодые.
Их фигуры шахматные, разница только в цвете.
Они все чьи-то дети.
Чьи-то братья, отцы, дядья и товарищи.
И никто из них не хочет ни в госпиталь, ни на кладбище.
Все хотят вернуться целёхонькими, весёлыми
в свои города и сёла.
Эта хрупкая, красивая поэтесса с выразительными глазами, с данным ей богом талантом рифмовать слова – сильная, волевая «женщина в платье с металлической арматурой» одним негромко прочитанным стихотворением заставляет души слушателей звенеть колоколами и колокольчиками в унисон её боли за Родину – за Донбасс.
Всё-таки книги действительно позволяют читателю прожить тысячи разных жизней, совершить тысячи путешествий, побывать в будущем и прошлом, пройти сквозь войны, потери и снова вернуться домой.
А ещё – чтение книг может стать профессией. Яркий пример тому – диктор, легенда «Литрес» Илья Дементьев. Когда-то с лёгкой подачи друга он записал свою первую аудиокнигу, сегодня на счету чтеца их более 400.
Илья утверждает: «Хороший текст легко озвучивать. Когда выразительный стиль письма, энергичные предложения, яркие персонажи, интересные мысли, то чтение у микрофона превращается в удовольствие. И чтецу остается только подчеркивать достоинства книги через голос и интонации».
Однако подобрать верную интонацию для каждого персонажа, создать особый звуковой образ, прочувствовать паузы, передать волнение, радость, страх, имея в запасе всего один инструмент – голос – это, поистине, мастерство.
Илья Дементьев поделился с участниками встречи информацией о том, какие навыки и качества нужны для работы чтецом и диктором, где искать заказчиков и как формировать свою клиентскую базу. Ответил на вопросы, как правильно выбрать книги для озвучивания, как создать качественную аудиокнигу, как продвигать свои услуги и привлекать клиентов.
А речь об актерском мастерстве и владении голосом шла на другом мастер-классе, который в рамках фестиваля провела актриса театра и кино, теле- и радиоведущая, театральный педагог Яна Поплавская. Её урок не столько о произношении, сколько об уверенности в себе, раскрепощении, умении преодолевать преграды, стоящие между человеком и его мечтой. Яна Евгеньевна уверена, что для ребёнка в жизни нет ничего невозможного, если он окружён любовью и знает, что близкие верят в него. Разговору о любви и вере в ребёнка актриса посвятила «Большое родительское собрание», на котором выступила не в качестве учителя, а в качестве открытого, искреннего собеседника. Она не поучала и не настаивала – делилась опытом собственных отношений с сыновьями, ошибками, победами, вспоминала свое счастливое детство.
Обаятельный и невероятно душевный человек Яна Евгеньевна подарила собеседникам несколько простых, но волшебных историй о безграничной радости от книг, привозимых из командировок отцом, о вечерних разговорах с ним, о мудром совете бабушки, ставшем позже названием её книги «Встань и иди! Иначе нельзя!»
Очень просто, не рисуясь, не играя, актриса рассказывает о моментах слабости, которые иногда случаются в жизни любой женщины, и о их преодолении. О жизни Яны Поплавской можно написать увлекательный роман, а пока участники встречи уносят с собой открытки с её автографами и простое наставление – любите своих детей!
Кроме творческих встреч читателей с писателями в рамках форума проходили и деловые переговоры, например, на базе Новосибирской государственной областной научной библиотеки обсуждались вопросы профессионального сотрудничества с Китаем.
Директор центра содействия культуры «Древо жизни» господин Ванг Фенг высказал идею установления контактов с библиотеками Китая (Хайлуцзянь, Чунцин), в которых есть читатели, интересующиеся русской литературой, изучающие русский язык для проведения совместных проектов, онлайн-мероприятий и осуществления книгообмена литературой на русском и китайском языках, а также обмена делегациями.
Также в результате встречи достигнута договоренность с делегацией КНР о продолжении международного творческого проекта «Мой мир». Этот проект реализуется в регионе с 2021 года. 5 июня, во Всемирный день охраны, в Пекине и Новосибирске параллельно пройдёт мероприятие, на котором будет презентована книга с лучшими работами фотоконкурса на тему охраны окружающей среды среди российской и китайской молодежи. Книга будет дополнена двумя видеороликами о природе НСО и Китая, возможно, в неё войдут отрывки из произведений русских и китайских авторов, пишущих на тему природы.
Гостям из КНР провели экскурсию по Областной научной библиотеке, в ходе которой директор Светлана Тарасова рассказала, как устроена библиотечная сеть России в целом и Новосибирской области в частности, как работает областная научная библиотека. В зале художественной литературы НГОНБ поэты и сотрудники библиотеки Евгений Соснин и Владимир Светлосанов читали стихи (в том числе и стихи китайских поэтов).
И ещё одним значимым событием «Книжной Сибири» стало подведение итогов конкурса «Книга года: Сибирь-Евразия».
В 10 номинациях конкурса было представлено 190 изданий от 67 участников из разных городов России, от Москвы до Магадана.
Победителем интернет-голосования стало психологическое пособие Юлии Титовой «Волшебная палочка Холодинамика для маленьких Волшебников и их родителей!», выпущенное издательством «Союз писателей».
Гран-при конкурса получила Российская государственная библиотека за издание «Шедевры Российской государственной библиотеки», составитель Наталья Юрьевна Самойленко.
Лучшей книгой для малышей стала повесть-сказка Натальи Евдокимовой «Здесь живут рокки», изданная «Абрикобуксом», а лучшей книгой для подростков – выпущенная тем же изданием повесть «Сосновая крепость» Екатерины Аксеновой.
Лауреатами в номинации «Поэзия/проза года. Лучшее издание художественной литературы» стали книги Андрея Зеленина «Правильные» издательства «РуДа» и Дмитрия Емца «Древняя Русь» издательства «ПРОФДЕТЛИТ».
Разнообразие издательств и изданий и ежегодный рост посетителей книжного форума говорят о том, что бумажная книга по-прежнему популярна у миллионов читателей, а «мода» на чтение непреходяща.
Прощаясь с «Книжной Сибирью-2024», мы уже представляем, каким будет следующий фестиваль, кто станет его гостями и хедлайнерами, и в ожидании новых встреч – читаем.