«Ребёнок, который хотел танцевать»: как не разбить мечты детей о скалы реальности
14 сентября танцевальный коуч из Новосибирска Роман Манжосов презентовал свою книгу «Ребёнок, который хотел танцевать» в Якутии. Событие состоялось в Национальном художественном музее Республики Саха. Вместе с этим Роман провел завораживающий перформанс, через который рассказал о содержании книги. О своем творческом пути, профессиональном опыте и дальнейших планах танцевальный коуч поделился в интервью с ЧС-ИНФО.
Роман Манжосов родился в Ростове-на-Дону, где в 12 лет увлекся танцами. В 21 год ему поступило предложение переехать в три разных города. Выбор пал на Новосибирск. Роман достаточно рано закончил свою танцевальную карьеру и стал преподавателем в этой области. А спустя время понял, что и этого ему недостаточно – он начал самообучаться и сегодня является одним из самых востребованных танцевальных коучей в России и за рубежом. За годы работы у него накопилось немало профессионального опыта и удивительных историй, которыми он захотел поделиться. Так, впервые он решил попробовать себя в роли писателя и недавно выпустил книгу «Ребёнок, который хотел танцевать», которая уже получила высокую оценку среди читателей.
— Роман, вы уже много лет работаете в танцевальной сфере, но что именно заставило вас проявить к этому интерес?
— Когда я жил в Ростове-на-Дону, моим первым увлечением был футбол. Там меня настигло сильное разочарование, поэтому я быстро это бросил и ничем не занимался несколько месяцев, пока ко мне не пришла моя подруга. Она рассказала, что записалась на танцы, но так как ей было страшно, попросила пойти вместе с ней. И здесь внутри меня произошла некая революция. Передо мной стояла женщина, очень красивая, интеллигентная, с прекрасно поставленной речью – преподаватель по танцам. Она меня поразила своей личностью. Мне вообще не были интересны танцы, просто я наконец-то увидел, каким человеком я хотел бы стать.
Однажды она сказала мне, что на ее занятиях я точно буду отличником. И это очень важно. Я понимаю, что учитель — это человек, который должен верить в своего ученика. Она в меня верила с первого шага. У меня не было каких-то больших талантов, но я обладал упертостью, уверенностью, что я могу всего добиться.
— В Ростове-на-Дону вы нашли свое призвание и человека, который вас поддерживал, почему приняли решение переехать?
— Мне хотелось всё изменить в жизни, и я решил, что Новосибирск для этого подходит. Этот город был центром танца всероссийского уровня. Здесь был лучший клуб страны, в который меня пригласили работать. С тех пор я много где был, но на сегодняшний день живу в Новосибирске. Я очень рано закончил танцевальную карьеру, потому что мне нравилось преподавать. Примерно в 23 года я уже понимал, что лучшие мировые учителя не будут с тобой делиться секретами, пока ты с противоположной стороны, пока ты танцор. Когда они видят, что ты такой же как они, и задаешь им сложные вопросы, в этот момент они готовы делиться. Мне хотелось быть не просто хорошим тренером, а только номером один. И я думаю, во многих моментах у меня это получилось.
— На сегодняшний день вы не просто тренер по танцам, а танцевальный коуч. Почему решили уйти немного в другую преподавательскую сферу?
— К 30 годам я понял, что тренировать недостаточно, потому что даже если люди хорошо танцуют, они зачастую не могут достичь того, чего хотят. Они сталкиваются с большим количеством проблем в своей голове, не могут справиться с психологическим давлением, выстроить отношения в паре, с тренером. Тогда я решил, что мне надо идти дальше. Я сам стал обучаться, брал уроки у мировых учителей. И первое, что я стал изучать – перформанс-коучинг. Это умение человека выступать. Оно помогает понять, как раскрыться на сцене, разговаривать с аудиторией, а танцору донести свой танец до зрителя. Я много работал в европейских странах, но неожиданно мой фокус стал смещаться внутрь России. Я начал видеть, что проблемы, с которыми здесь сталкиваются, прежде всего, дети, становятся просто фундаментальными.
Я понял, что моя миссия – работать как можно больше с родителями и детьми в спорте и в танцах в нашей стране. Потому что это огромная и очень сложная проблема использования детей в интересах взрослых. Это система, которая вешает нам плакаты по всему городу с надписью: «Герои из нашего двора». И меня в этот момент всегда интересует, а что чувствуют не герои? Этот культ успешных детей позиционируется везде, на каждом шагу. Но когда мы в телевизоре видим 3–5 звезд, должны задаться вопросом, а где те тысячи, которые не попали на экран, но занимаются этим же видом спорта? Как они себя чувствуют? Я замечаю, что люди не сильно озадачиваются этим вопросом. Поэтому я понял, что мне надо этим заниматься.
— Не так давно у вас вышла книга «Ребенок, который хотел танцевать». В чем ее сюжет? Почему вы решили попробовать себя в роли писателя?
— Книга о том, как один очень мечтающий ребенок пришел танцевать, а система делает всё, чтобы он больше не хотел этим заниматься. Это настоящий путеводитель для родителей мечтающих детей. Многие люди в течение моей жизни говорили: «Рома, у тебя такой опыт, ты не хотел бы написать книгу?». А я не хотел. Но в какой-то момент истории детей, педагогов, которые ко мне приходят, стали меня переполнять. И у меня наступила какая-то сильная печаль от невысказанности. Потому что все эти истории закрыты от людей, а от них просто кричать хочется. И в одно утро я проснулся с пониманием, что мне придется написать книгу. В ней заложены истории реальных детей, которые приходили и приходят ко мне на сессии. Единственное, что мне пришлось сделать, это заменить все имена и города. Многие люди, которые читают эту книгу, потом мне говорят, что она заставила их плакать.
— Кто помогал вам работать над книгой?
— Первое, о чем я подумал, когда решил ее написать – мне нужен литературный коуч. Оказалось, у меня в окружении есть удивительный человек, который идеально подходил на эту кандидатуру –Евгения Пельтек. Она известна читателям, многие знакомы с ее книгами. Евгения – прекрасный писатель, замечательный коуч для пишущих людей. Она помогла мне со структурой книги.
Также большой вклад внесла мой редактор Ирина Шмакова, которая сделала текст целостным. Это была огромная работа – несколько месяцев. После того, как она отредактировала мою книгу, написала мне: «Роман, знаете, я на танцы записалась». А ей 53 года, и она пошла на танцы, прочитав мою книгу – это удивительно.
Конечно же, связь с издателем для меня была тоже очень важна. Михаил Янушевич, который возглавляет издательство «Свиньин и сыновья», дал мне много прекрасных советов, рекомендаций, которые мы постоянно с ним обсуждали.
Выход книги – это огромный продукт команды, которая над ней работает. Поэтому я благодарен каждому из них за помощь и поддержку. У меня была и есть суперкоманда людей, состоящая из настоящих профессионалов, которые, как и я, влюбились в эту книгу.
— 14 сентября в Якутии, в Национальном художественном музее Республики Саха состоялась презентация вашей книги. Какой отклик вы получили от зрителей?
— В Якутске я был по приглашению президента союза танцевального спорта республики Саха (Якутия) Людмилы Николаевой. Мы давние друзья, поддерживаем друг друга и наши проекты. И мы решили сделать презентацию книги в Якутске. На встрече было очень много знаковых людей. Для меня было очень ценно, когда один человек после презентации сказал мне: «Вы рассказали историю про меня и моего внука. И я понял, что неправ по отношению к нему, и мне нужно будет с ним поговорить. Я так хочу быть хорошим дедом». А потом оказалось, что это был министр культуры Республики Саха. Это так потрясающе, что он в момент презентации перестал быть министром культуры, а стал дедушкой своего внука.
— По своей книге «Ребёнок, который хотел танцевать» вы проводили перфоманс. Как вам пришла такая идея, и какой была реакция зрителей?
—Перформанс я изучал много лет у лучших европейских и американских специалистов. Это такая форма живого диалога. И когда нужно было представить книгу, я хотел сделать что-то чувственное и нестандартное.
Первый перфоманс я проводил ещё в Новосибирске, в книжном магазине. Я пригласил прекрасного музыканта Марию Денисенко, и мы сделали безумно смелую историю. Через движение, танец и слова мы рассказывали о книге. Возник такой неожиданный формат, который, на мой взгляд, невероятно трогает людей. Это был диалог не только между мной и музыкантом, но и с людьми, которых пригласили в это пространство книжного магазина.
Потом мы с Марией приехали в Якутию. На презентации книги присутствовали люди, которые напрямую определяют систему образования. У меня к ним было послание, но я не знал, примут они его от меня или нет. Но это была потрясающая атмосфера какого-то чуда. Потому что после перфоманса у нас было полтора часа обратной связи со зрителями. Высокопоставленные гости вдруг превратились в обычных искренних людей, которые стали рассказывать истории о своих учениках, внуках, детях.
После этого они подходили ко мне и говорили: «Роман, ваша книга – совсем не развлечение». Я действительно не считаю, что это легкое чтение. Моя книга поднимает сложные вопросы, заставляет поразмышлять о том, о чем люди не хотят думать.
— Планируете ли вы написать продолжение книги «Ребёнок, который хотел танцевать» или поработать над чем-то новым?
— Я не могу пока дать ответ на этот вопрос. Сейчас я занимаюсь тем, что создаю аудиокнигу. И я очень надеюсь, что к Новому году на разных платформах люди смогут услышать ее в аудиоформате в моем исполнении. Это очень долгий, кропотливый процесс. Я не профессиональный чтец, мне непросто качественно прочитать текст, чтобы каждому человеку было приятно его слушать. Поэтому сейчас я больше занят созданием именно аудиокниги.
Фотографии предоставил Роман Манжосов