Сокровища вечной мерзлоты: предметы быта чукчей и эскимосов показали на выставке в Новосибирске
Самый восточный регион России – теперь в Сибири. Экспозиция «Знакомьтесь – Чукотка» открылась в главном здании краеведческого музея в Новосибирске. Гостям показывают артефакты, созданные древними эскимосами несколько тысячелетий назад. Среди них орудия для охоты на китов, моржей и птиц, предметы быта из оленьего рога и керамика. Также экспонируются художественные произведения из кости и клыка моржа, выполненные древними и современными мастерами Чукотки, национальная одежда и украшения начала XX столетия. Эту коллекцию собрали археологи в экспедициях по Чукотке и Якутии.
Для создания обширной экспозиции выставочные предметы перевозились с разных концов России – из фондов музеев Москвы и Анадыря экипажами Управления специальной связи по Новосибирской области. Московский государственный музей искусства народов Востока предоставил 49 экспонатов, включающих изделия из кости и археологические находки. Из коллекции музейного центра «Наследие Чукотки» в Анадыре переданы этнографические костюмы, предметы быта и другие культурные ценности.
Для того, чтобы привезти выставочные экземпляры в Новосибирскую область, был разработан специальный маршрут протяженностью четыре тысячи километров. Экспонаты были упакованы в герметичные ударопрочные кофры. Температура в транспорте не опускалась ниже +15 градусов Цельсия на всем пути следования. Как говорит заместитель директора Музейного центра «Наследие Чукотки» Ирина Романова, соблюдение всех этих необходимых условий для экспонатов крайне важно – все эти артефакты некогда были вынуты из вечной мерзлоты. «Для того, чтобы его можно было как-то закрепить в витрине и выставить на всеобщее обозрение, должна быть проделана колоссальная работа, прежде всего научная, – говорит она. – Вынутый из мерзлой земли предмет на воздухе долго не проживет, поэтому эти моменты учитываются всегда, в том числе и при транспортировке артефактов».
Как сообщили организаторы, для уникальной выставки двух музеев они отбирали только самые уникальные экспонаты. Первый раздел экспозиции называется «Чукотка в древности». Здесь представлены артефакты со стоянок древних охотников и их наскальные рисунки – петроглифы. Часть раздела посвящена древнеэскимосской культуре морских охотников на китов и других морских млекопитающих. Посетители выставки могут увидеть материалы из раскопок поселений и могильников на берегах Чукотского и Берингова морей. Это орудия промысла, предметы труда и быта древних эскимосов, детали гарпуна с поворотным наконечником – главного изобретения древних морзверобоев. «Метали его при помощи копьеметалки, для зубца которой на крылатом предмете имелся специальный паз. Особенность такого орудия была в том, что при натяжении линя – шнура, соединяющего гарпун и копьеметалку, наконечник гарпуна разворачивался под кожей животного поперек своего входа на 90 градусов. При помощи такого гарпуна на теле животного закреплялись несколько крупных поплавков гирляндой, и зверь не может нырнуть глубоко под воду», – рассказал кандидат исторических наук и руководитель Чукотской археологической экспедиции Государственного музея Востока Кирилл Днепровский.
Ученый, который три десятилетия посвятил изучению прошлого Чукотки, описывая обнаруженные объекты, отметил, что за двадцать веков этот этнос, культура и быт почти не изменились. Сегодня охотники так же ловят морского зверя. Гарпуны, конечно, уже из металла, но конструкция и метод не отличаются от тех, что придумали первые поселенцы Чукотки. По словам ученого, по этим находкам можно судить, каким был дизайн обычных для древних эскимосов предметов, и как они представляли окружающий мир. «Мы действительно можем видеть вещи в том состоянии, какими они были две тысячи лет назад. Как выглядели сугубо утилитарные предметы – оружие морзверобоев, домашняя утварь, а также ритуальные экспонаты. Например, мы привезли охотничье снаряжение, оно полностью покрыто гравировкой, отражающей первобытные верования и магические обряды древних эскимосов. Тут почти каждая вещь украшена древним орнаментом, который нес какой-то сакральный смысл», – сообщил московский археолог.
Особое внимание посетителей выставки привлек такой необычный предмет как снеговые очки. Несмотря на их забавный внешний вид, они отлично защищали глаза людей от арктического солнца на бескрайних снежных просторах и страшной болезни – снежной слепоты. Как правило, их изготавливали из дерева, рогов оленей и даже из простой травы. Свет через них можно было увидеть сквозь узкие горизонтальные прорези. Сзади такие очки завязывались простой веревкой или ремешком из кожи. Этот музейный экспонат сделан из моржового клыка еще в I тысячелетии нашей эры и «родом» он из древнеэскимосского поселения Пайпельгак.
Среди прочих вещей посетители выставки могут увидеть и деревянную снеговыбивалку с человеческим ликом, инкрустированную пиритом. Есть здесь даже расческа, которую древние хозяйки использовали для магических гаданий. «Когда охотник уходил в море, женщина брала травяную стельку из его запасных торбасов и расчесывала. И по состоянию этой травы она узнавала – жив ли человек, везет ли ему на охоте», – рассказал Кирилл Днепровский.
Как говорит Ирина Романова, кураторы постарались уделить внимание и тем моментам в этнографии коренных народов Чукотки, которые малоизвестны широкой публике. «Например, среди экспонатов есть «макы» – клапан для крепления подгузника. Он был обязательным компонентом любого детского комбинезона – керкера у эвенов. Задача выставки – показать, какие уникальные технологии придумали коренные жители и как бережно относятся они до сих пор к своим традициям», – рассказывает Ирина Романова.
Еще одна часть выставки выделена под экспонаты, посвященные древним мистическим верованиям коренных жителей. Шаманизм был повсеместно распространен у народов Чукотки вплоть до XX века. «Мы показываем весь комплект священных предметов, которые использовали шаманы. У нас есть древние гребни, атрибутика, найденная в археологических памятниках. Есть куклы-амулеты, сделанные для обрядов в начале 20 века, а также главный атрибут чукотского шамана – бубен», – говорит Ирина Романова. А эскимосский мяч, например, у жителей Крайнего Севера использовался не только в детских, спортивных, народных играх. Коренные народы Чукотки считали его символом солнца и обновления. В него играли, когда начинался промысловый сезон. Оберег делали из оленьей кожи с яркой вышивкой, набивая его мехом оленя или мелкими камушками. Верхняя часть мяча символизирует небесный мир, нижняя – подземный мир, а четыре боковые части – времена года и стороны света среднего мира, в котором живут люди. Эскимосы и чукчи, бросая его друг другу, так передают свои добрые пожелания, а шум внутри этого шара должен отогнать злых духов.
Большую часть экспозиции составляют произведения косторезного искусства. Сюжеты резчиков и граверов моржа посвящены фольклору, традиционным видам хозяйства коренных народов – оленеводству и морскому зверобойному промыслу, а также ярким страницам истории Чукотки. Если внимательно, например, рассмотреть клык моржа «Уэленская косторезная мастерская», то можно увидеть все этапы работы с костью. На обеих сторонах экспоната изображены жители Уэлена – поселка, где с 1931 года существует крупнейшая на Чукотке косторезная мастерская. Автор композиции, Лидия Теютина, почти полвека проработала в этой мастерской. Она изобразила, как мастера полируют моржовые клыки или распиливают их на части. Резчики вырезают из кости небольшие скульптуры, граверы выполняют рисунки на отполированных до блеска моржовых клыках. Изобразила художник и сотрудников мастерской, которые, уложив готовые изделия в ящики, несут их в самолет, чтобы отправить на «Большую землю». На другой стороне гравюры – предыстория этих событий. К лежащим на льдинах моржам приближается лодка с охотниками. Вдали виден другой вельбот. Он идет к поселку с тушами убитых зверей. На берегу разделывают добычу, взвешивают на весах моржовые клыки и относят в одноэтажное, деревянное здание. Это и есть знаменитая Уэленская мастерская.
Из клыка моржа мастера вырезали и небольшие скульптуры. «Момент охоты», где охотник сражается с морским зверем – моржом, «Улов», которая рассказывает о непростой доле добытчика, «На собачей упряжке», «Женщина с рыбой» – все эти и другие произведения чукотского искусства без слов повествуют об образе жителей Крайнего Севера. Мастера-косторезы прекрасно знают тот мир, который ими изображается. Им не нужно специально изучать пропорции и анатомию оленя или белого медведя. Они не пользуются предварительными набросками или моделями из гипса и пластилина. Их сознание, их глаза и руки потомственных охотников и оленеводов хранят осязательный пластический образ зверя – нападающего, обороняющегося, убегающего, пораженного насмерть копьем, гарпуном или пулей.
Посетить выставку «Знакомьтесь – Чукотка» в Новосибирском краеведческом музее можно до 22 декабря. Потом она будет демонтирована и предметы из коллекции Государственного музея искусства народов Востока отправятся обратно в Москву, а экспонаты Музейного центра «Наследие Чукотки» в Анадырь.
Фотографии Константина Кутузова